Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Путешествие в зоопарк» для детей 5–6 лет с ОНР 3-го уровня

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Ключевые слова: дети с ОНР


Цель: Формирование лексико-грамматических категорий.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные: Закрепить знания детей о диких животных и животных жарких стран, их детенышах, о месте проживания. Активизировать словарь по теме.
  • Коррекционно-развивающие: Упражнять детей в образовании сущест. от сущест., сложных слов, сущест. в родит. падеже., умении делить слова на слоги. Развивать речь с движением.
  • Коррекционно-воспитательные: Воспитывать чуткое отношение к чужому горю, желание помочь.

Оборудование:

  • телеграмма;
  • конверт с различными видами транспорта (самолет, поезд, автобус, корабль, машина);
  • мольберт;
  • магниты;
  • аудиозапись, музыкальный центр;
  • «вывески»;
  • зашумленный рисунок;
  • силуэты клеток;
  • картинки – животные (лев, зебра, слон, тигр, верблюд, волк, белка, лиса, медведь, заяц);
  • «подсказки»;
  • таблички – схемы;
  • детская энциклопедия

Ход занятия

1. Орг. момент

Дети получают телеграмму: «В зоопарке случилось несчастье, сильный ветер распахнул двери всех клеток, и животные разбежались по зоопарку. Работники зоопарка поймали зверей и посадили в одну клетку, потому что ветер сорвал все таблички с клеток. Мы не знаем где и чья клетка. Очень просим вас о помощи. Директор зоопарка».

2. Дети с логопедом решают помочь. – Тогда отправляемся в путь. На чем мы можем с вами отправиться? (Дети перечисляют различные виды транспорта. – А чтобы узнать на каком виде транспорта мы поедем, вы выполните мою инструкцию. – Возьмите конверт с картинками, слушайте меня внимательно. – Первым разместите самолет. – За ним поезд. – Перед самолетом разместите автобус. Последним разместите корабль. Между поездом и кораблем разместите машину. Дети работают у мольберта. – Какой транспорт оказался у нас первым? (Автобус). Дети садятся в «автобус». – Заходите, мы отправляемся. (Включается аудиозапись). – Чтобы нам не проехать мимо, смотрите внимательно на вывески.

3. Во время поездки логопед показывает вывески: «аптека», «мебельный магазин», «хлебный магазин», «ателье», «зоопарк».

4. – Вот мы и приехали. (Дети выходят из автобуса). – Посмотрите, вот и все животные в одной клетке. (Дети рассматривают зашумленный рисунок). – Я увидел …волка. - Я увидела …льва. – Я увидел …зебру. – Я увидела …белку. – Я увидела …слона. – Я увидел …лису. – Я увидела тигра. – Я увидел …медведя. – Я увидел … верблюда. – Я увидела …зайца. – Что вы можете сказать, про этих животных? (Ответы детей). – Правильно, здесь есть животные леса и животные жарких стран.

5. – А сейчас давайте подойдем к клеткам. Посмотрите, здесь какие-то подсказки. (На стене изображены силуэты клеток, в них перевернутая картинка с животным и подсказка. Если дети правильно угадывают, логопед переворачивает картинку.)

Подсказки:

  • Мои острые когти помогают мне забираться на дерево (лев)
  • Мое логово заметить не просто (волк)
  • Мой длинный пушистый хвост служит мне рулем (белка)
  • Моя полосатая окраска помогает мне быть менее заметной среди окружающей природы. Моя окраска похожа на тельняшку (зебра)
  • Мой густой рыжий мех лучше всех (лиса)
  • Я больше всех на суше, имею длинный хобот (слон)
  • Я сильный, массивный, неторопливый, медлительный, косолапый (медведь)
  • У меня полосатая шерсть, я родственник кошки, являюсь хищником (тигр)
  • Я трусливый, ушастый, осторожный, косой (заяц)
  • Я очень выносливый, горбатый, перевожу грузы (верблюд)

6. – Молодцы, ребята, расселили животных по клеткам. Но животные живут ведь не по одному, а семьями также как мы с вами. Давайте назовем их семьи.

  • клетка с львом: папа – лев, мама – львица, дети – львята
  • клетка со слоном: папа – слон, мама – слониха, дети – слонята
  • клетка с тигром: папа – тигр, мама – тигрица, дети – тигрята
  • клетка с верблюдом: папа – верблюд, мама – верблюдица, дети – верблюжата
  • клетка с зеброй: мама – зебра, дети – зебрята
  • клетка с волком: папа – волк, мама – волчица, дети – волчата
  • клетка с лисой: папа – лис, мама – лисица, дети – лисята
  • клетка с медведем: папа – медведь, мама – медведица, дети – медвежата
  • клетка с зайцем: папа – заяц, мама – зайчиха, дети – зайчата
  • клетка с белкой: мама – бельчиха, дети – бельчата.

7. – А теперь давайте поучимся составлять сложные слова про наших животных.

  • Если у слона толстая кожа, то он какой? (толстокожий)
  • Если у тигра длинный хвост? (длиннохвостый)
  • Если у верблюда два горба? (двугорбый)
  • Если у слона большие уши? (большеухий)
  • Если у льва густая грива? (густогривый)
  • Если у медведя толстые ноги? (толстоногий)
  • Если у волка острые зубы? (острозубый)
  • Если у лисы тонкие лапы? (тонколапая)
  • Если у белки рыжий хвост? (рыжехвостая)
  • Если у зайца короткий хвост? (короткохвостый)
  • Если у тигра острые зубы? (острозубый).

8. – Посмотрите, у меня есть вот такие таблички, давайте прикрепим их к каждой клетке. Если в названии этого животного один слог, то на табличке – один кружок; если два слога – то на табличке два кружка.

(Дети определяют количество слогов в названиях животных и в соответствии с этим прикрепляют таблички на клетки).

9. Появляется директор зоопарка. Он благодарит детей за оказанную помощь и дарит детям детскую энциклопедию о животных.

10. Дети садятся в автобус. (Включается аудиозапись). Дети по дороге назад выполняют пальчиковую гимнастику.

- Дети, дети. Где вы были?

хлопки в ладоши

- В зоопарке мы ходили.

сжимание и разжимание кулачков

- Встретили – медведя, волка,

дети загибают поочередно

верблюжонка и зайчонка;

пальцы на обеих руках,

белку, рыжую лису,

начиная с большого.

зебру, тигра и слоненка,

 

а еще и львицу с львенком