Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: музыкальное воспитание


На современном этапе развития зарубежной и отечественной педагогики произошли значительные изменения в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Как отмечают специалисты (П.Ш.Амонашвили, Ш.А.Амоношвили) в современном мире важен перенос центра тяжести на индивидуальность ребенка, изучение его самодвижения, развития его духовности и отношения к окружающему миру. Гуманистическая тенденция образования предполагает большое внимание к развитию музыкальных способностей ребенка. Музыка как вид искусства является источником новых позитивных переживаний детей, активизирует их потенциальные возможности в практической музыкально-художественной деятельности. Работа по развитию музыкальных способностей, по выражению психолога В.П.Анисимова, является мощнейшим источником «эмоционального питания» ребенка [1]. Поэтому приоритетным направлением моей работы является развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности.

Музыкальные способности изучались психологами более 150 лет. Было определено, что музыкальность – это такая индивидуально-психологическая особенность человека, которая отвечает требованиям данной деятельности (в частности, музыкальной) и является условием ее успешного выполнения. До сих пор не существует единой точки зрения на структуру музыкальных способностей [2].

Так, психолог С.И.Науменко определяет музыкальность как систему общих и специальных (музыкальных) способностей. К общим автор относит эстетический вкус, умение давать эстетические оценки, а к специальным относит музыкальный слух, творческое воображение, эмоциональность [1].

Исследователь Ю.А.Цигарелли в структуру музыкальности включает шесть частных способностей: музыкальный слух, музыкально-ритмическую способность, эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальную память, музыкальное мышление и музыкальное воображение[1].

Известный психолог Б.П.Теплов под поднятием «музыкальные способности» понимал комплекс индивидуально-психологических особенностей, в состав которых входят основные компоненты: ладовое чувство – эмоциональная отзывчивость на музыку; музыкально-слуховые представления – представления о высоте, динамике, тембре звуков; музыкально-ритмическое чувство. Б.П.Теплов считал основным признаком, «сердцевиной» музыкальности эмоциональную отзывчивость на музыку, то есть чувствование и соответствующее реагирование на структурные характеристики музыкальных средств выразительности: высоту, тембр, длительность, динамику звуков, ладово-гармоническое оформление, склад, фактуру формузвуковыразительных композиций [1].

В исследованиях педагога Н.А.Ветлугиной, Л.В.Школяр и других ученых была определена структура музыкальных способностей в соответствии с основными видами деятельности: восприятие, исполнение, импровизация (сочинение) музыки. В своей работе я использую понимание содержания музыкальных способностей, предложенное Н.А.Ветлугиной [3].

Музыкальное развитие детей протекает более эффективно, если активнее и разнообразнее будет их музыкальная деятельность, а именно деятельность слушателя, деятельность исполнителя, деятельность композитора. На музыкальных занятиях эти виды музыкальной деятельности присутствуют в неразрывном триединстве и обычно осуществляются по следующей схеме: восприятие – исполнение – творчество, то есть восприятие предшествует остальным видам. Оно также сопутствует исполнительству и творчеству детей. Соотношение воспроизводящих и творческих действий бывает различным, в зависимости от возраста детей (чем старше ребенок, тем больше творческих действий), от самого вида музыкальной деятельности.

Известный педагог Д.Б.Кабалевский утверждал, что не умеющий слышать музыку никогда не научится по-настоящему хорошо ее исполнять (петь, играть) [4]. Поэтому первоначально, начиная с младшего дошкольного возраста, мы слушаем звуки окружающего мира: звуки природы, улиц города, дома. Потом учимся различать деревянные, металлические, стеклянные звуки, издаваемые обычными предметами. Далее знакомимся с музыкальными инструментами: их видами, внешностью, звучанием, способами извлечения звука. На данном этапе работы я знакомлю детей с инструментами не только фабричного производства, но и с инструментами, сделанными своими руками. Эти инструменты дети также могут сделать своими руками. Например, ударные инструменты: барабаны, колотушки, шумовые инструменты: музыкальный молоточек, музыкальная рогатка, японский инструмент – бамбузи; струнные инструменты – гусли, гитара.

Дошкольники играют на этих инструментах, вслушиваются в звуки, которые они издают.

В этот период знакомлю со свойствами звуков: высотой (звуки высокие и низкие), ритмом (звуки долгие и короткие), динамикой (звуки громкие и тихие), тембром (разная окраска звуков). Для закрепления музыкально-слуховых представлений воспитанников о звуках использую различные музыкально-дидактические игры с инструментами: «Музыкальные загадки» (дети угадывают по звучанию музыкальный инструмент), «Музыкальное лото» (дети по звучанию инструмента определяют направление мелодии вверх и вниз). Очень хорошо зарекомендовали себя компьютерные музыкально-дидактические игры (личная разработка).

Например, игра «Эмоции», цель которой развитие ладового чувства. Дети слушают фрагменты музыкальных произведений и подбирают соответствующего по настроению человечка. Для слушания предлагаются музыкальные произведения из «Детского альбома» П.И.Чайковского.

Игра «Громко-тихо». Цель данной игры – развитие динамического слуха и чувства синестезии художественными образами (синестезия - способность к переплетению, объединению чувственных реакций). Я предлагаю вспомнить тихие и громкие звуки окружающего мира, затем послушать музыкальные произведения (М.Мусоргского «Слеза», К.Дебюсси «Празднества») и рассмотреть репродукции картин И.Шишкина «Полесье. Болото. Журавли» и Ф.Малявин «Бабы». Задача - подобрать к тихой музыке – тихую картину, к громкой – громкую.

Применение компьютера позволило еще более заинтересовать детей, увлечь их музыкальной игрой.

На занятиях мы проводим небольшие эксперименты со звуками: например, в несколько стаканов наливаем воду до разных уровней. Палочкой последовательно стучим по всем стаканам и слушаем их звучание. В результате делаем вывод о том, что чем более стакан полон, тем звук ниже. На основе этого опыта ребята сыграли на стаканах русскую народную мелодию «Как под горкой, под горой».

Итак, следующий вид музыкальной деятельности – это исполнительство. Дети играли на самодельных музыкальных инструментах, а позже и на настоящих. Я использую такие музыкально-дидактические игры, как «Ритмическое эхо» (дети повторяют заданный ритмический рисунок на музыкальном инструменте), «Мелодическое эхо» (дети повторяют заданный мелодический рисунок на музыкальном инструмента).

При обучении игре на ударных музыкальных инструментах: трещотке, музыкальном треугольнике, металлофоне, в качестве записи нот я использую различные фигуры: звездочки, ромбы, прямоугольники. Каждая соответствует партии одного инструмента. Ребята смотрят на графическую партитуру, определяют, в какой последовательности им нужно играть. Получается слаженный шумовой оркестр.

Обучая игре на других музыкальных инструментах, например, диатонических колокольчиках, я применила цветовую систему записи нот, то есть ноты заменила цветными треугольниками. Длительность звуков обозначала так: длинные звуки – треугольники больших размеров, короткие – маленьких размеров.

При обучении игре на духовой мелодике, металлофоне, я наклеивала цветные квадраты на клавиши, а также на лист тетради в определенной последовательности. Ребенок смотрел в эту тетрадь и как по нотам играл на инструменте. Таким образом, ребята разучивали и исполняли чешскую народную мелодию «Аннушка», новогоднюю мелодию «Маленькой елочке».

Приобретая исполнительские навыки игры на шумовых музыкальных инструментах, у многих детей возникает потребность в творческих импровизациях. Это наиболее высокий уровень развития музыкальной деятельности – деятельности композитора. Ребятам предлагаю создать простейшие песни по заданным текстам, простейшие марши, колыбельные, плясовые. Потом дети записывают придуманные мелодии, используя цветовую систему записи нот или с помощью различных графических изображений. На данном этапе я предлагаю детям поигратьв такие игры, как «Наше путешествие» (дети озвучивают придуманный рассказ с помощью музыкальных инструментов), «Озвучь сказку, стихотворение». Очень много вариантов стихотворений для озвучивания предложено в книге «Бим! Бам! Бом!» педагога-музыканта Т.Э.Тютюнниковой [5].

В процессе творческой деятельности проявлялась индивидуальность каждого ребенка, происходило его самовыражение. Дети испытывали удовольствие от собственного музицирования, таким образом, формировалось эмоционально позитивное отношение к музыке, происходило развитие музыкальности дошкольников, их творческой активности.

Литература

1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС. – 2004.

2. Большой толковый словарь русского языка, под ред. Д.Н.Ушакова, издательство АСТ. – 2008.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение.- 1967.

4. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, - 2000.

5. Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом!: Сто секретов музыки для детей: Вып. 1: Игры звуками: Учебно-методическое пособие, издательство: ЛОИРО. – 2009.