Цель: закрепление умения пользоваться правильной, чистой речью.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- закреплять правильное произношение поставленных звуков;
- совершенствовать фонематические процессы.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать память, внимание, мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- способствовать вовлечению родителей дошкольников в коррекционно-образовательный процесс;
- воспитывать познавательный интерес у воспитанников, умение взаимодействовать со сверстниками и родителями.
Целевая аудитория: старшие дошкольники с речевыми нарушениями, их родители.
Материалы и оборудование: Проектор, ноутбук, презентация «В поисках сокровищ», волшебный ларец (декоративный сундучок или шкатулка), медали «Грамотей», книги (по количеству участвующих детей, взрослых), «снежки» (мягкие мячи), «кирпичики» (мягкий строительный конструктор).
Ведущий (далее — В.): Сегодня я нашла в книжном уголке в нашей группе волшебный ларец. Но что же в нем? Открыть я его не смогла. Где же ключ от него? Может быть он в конверте?
Ведущий открывает конверт, вынимает из конверта сложенный листок и читает:
«Ларец откроется тогда, когда ты выполнишь задания,
Приложив старание, проявляя знания!
На вопросы отвечая, не спеши,
Правильно и четко звуки говори!»
Какие же задания надо нам выполнить, что бы ларец открылся?
Демонстрируется слайд с картой квест-игры.
В.: Вот сколько заданий нам предстоит выполнить! А помогут нам в этом герои сказок, мультфильмов. За каждое правильно выполненное задание, вы получите деталь ключа, которым можно открыть волшебный ларец.
Оправляемся в путь?!
Задания выполняются в ходе квест-игры по очереди родителями и детьми.
Слайд 1. Бременские музыканты.
В.: Бременские музыканты ищут свои инструменты, их забрала Атаманша. Поможем вернуть их?
д\и «Где звучит?»
Участникам игры предлагается определить музыкальный инструмент, назвать направление и силу его звучания (справа, слева, далеко, близко).
В.: А кто хочет попробовать сам стать музыкантом?
д\и «Умелый музыкант»
Ведущий прохлопывает, либо отстукивает на музыкальном инструменте (бубен, барбан, синтезатор или др.) ритмический рисунок, а игрок должен его повторить.
Слайд 2. Маша и три медведя.
В.: Машенька отправилась на прогулку в лес. Как же там хорошо! Ой, а что за звуки? Назовите, что прозвучало.
д\и «Угадай, что прозвучало»
Игрокам необходимо назвать источник звука (шелест листьев листьев, вой ветра, птичий щебет и др.).
В.: Рещила однажды Маша побывать в домике у трех медведей, зашла, села за стол, полежала на кроватке и вдруг услышала, что они вернулись. Кто из медведей обращался к девочке? Назовите.
д\и «Узнай по голосу» (с использованием аудиозаписи).
Игрокам предлагается помочь Маше и узнать по голосу, кто из трех медведей произнес фразу.
Слайд 3. Смешарики.
В.: Однажды смешарики нашли книгу, а в ней необычные стихотворения. Им показалось, что в стихах ошибки. А вы, как думаете?
д\и «Шутки – минутки»
Русская красавица
Своей козою славится.Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку.Поэт закончил строчку,
В конце поставил дочку.Прошлой ночью дождик был,
В почку он воды налилУ меня в тарелке зуб,
Заболел у Кроша суп.
На лугу пасутся косы.
Заплела Нюша козы.Спать пора, настала нос,
Сажей вымазал я ночь.Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметануВ огороде вырос люк,
На асфальте виден люк.Копатыч пилит жук,
На цветок уселся сук.В море шторм, на судне кашка.
У Лосяша в миске качка.Нюша испекла мне зайку.
Подарили Пину сайку.
В.: К нам прилетел необычный гость. Он умеет разговаривать только на своем языке.
Слайд 4. Лунтик
Поздороваемся с ним?
Лунтик: та-ка-па.
В.: та-ка-па. А теперь поздороваемся все вместе: та-ка-па.
Лунтик: ка-на-па?
В.: Что же он спрашивает? А, я кажется поняла, это Лунтик хочет узнать как у нас дела?
В.: А у нас все хорошо! А теперь мы спросим у Лунтика: ка-на-па? (по очереди повторяют 1-2 ребенка, 1-2 взрослых).
Лунтик: га-ба-да!
В.: И у нас все отлично! Га-ба-да! (по очереди повторяют 1-2 ребенка, 1-2 взрослых)
В.: Откуда же ты к нам прилетел, Лунтик?
Лунтик: фа-ха-ка (картинка с изображением Луны).
В.: Планета Лунтика на его языке называется: фа-ха-ка. Кто запомнил? Сможете повторить? (по очереди повторяют 1-2 ребенка, 1-2 взрослых)
В.: А мы жители планеты Земля!
Лунтик: ка-ва-ха? (картинка с изображением Земли).
В.: ка-ва-ха, затем по очереди повторяют 1-2 ребенка, 1-2 взрослых.
Лунтик: па-да-та (машет рукой).
В.: Лунтик попрощался с нами, но ему очень понравилось здесь. До свидания, Лунтик. Па-да-та.
Участники игры: па-да-та (по очереди повторяют 1-2 ребенка, 1-2 взрослых).
Ведущий: как здорово, что мы с ним познакомились!
Слайд 5. Снеговичок Олаф.
В.: Да это же снеговичок Олаф, ему очень нравятся снежные забавы. А вам?
Поиграем в снежки?
д\и «Поймай звук»
Игрокам предлагается выделить заданный звук из ряда на слух. За каждый правильный ответ участнику выдается «снежок» (мячик), который он бросает в мишень.
А еще Олаф очень любит кататься с горки. А вы? Поможем ему ее построить? Я произношу звуки, а вы берете столько «снежных» кирпичиков (используется строительный конструктор), сколько раз был назван звук...
д\и «Сколько раз я назову звук?»
В.: Какую замечательную горку вы построили! Как вы уже догадались, Олаф любит все зимнее. Даже «зимние» слова! Но только те, в которых есть звук...
д\и «Четвёртый лишний»
Играющим предлагается прослушать 4 слова, назвать то, в котором нет заданного звука.
Слайд 6. Фиксики
В.: Симка и Нолик с удовольствием решают задачки, а вот эти им пока трудно решить. А вы сможете помочь фиксикам? Предлагаю разделиться.
Ребята, вам необходимо составить «цепочку» из слов.
д\и «Цепочка».
Игрокам необходимо составить цепочку слов, используя картинки: слово начинается на звук, которым заканчивается предыдущее.
В.: А вам (обращается к взрослым) необходимо найти все предметы со звуком...
д\и «Найди предметы с нужным звуком»
Игроки находят картинки с заданным звуком.
В.: А следующее задание я предлагаю выполнить всем вместе!
д\и «Расшифруй слово»
Играющим предлагается звуковая схема, необходимо подобрать слова, подходящие к ней.
В.: Вы справились со всеми заданиями, отлично! А вот и ключ! (участники соединяют детали, получаемые после каждого задания, таким образом, что бы получился ключ).
Волшебный ларец открывается. Ведущий читает надпись на внутренней стороне крышки:
«Грамоте учится — всегда пригодиться!».
В.: Вот какое послание отправили вам герои сказок и мультфильмов. Какие задания вам было трудно выполнять? А какие легко?
Вы приложили знания, старание, усилия, было трудно, но вы выполнили задания. Герои сказок и мультфильмов дарят вам книги и медали.
Ведущий награждает участников медалями «Грамотей», книгами, благодарит всех за участие в игре.