Интегрированный урок по математике и информатике в 9-м классе по теме «Графический способ решения систем уравнений с помощью Excel»

Разделы: Информатика

Класс: 9

Ключевые слова: Excel, системы уравнений, графический способ решения систем уравнений


Тип урока: Комбинированный урок.

Цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме «Графический способ решение систем уравнений», построение графиков функций по заданным параметрам в среде электронных таблиц.

Задачи:

Обучающие:

  • обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме «Графический способ решение систем уравнений»;
  • закрепить знания, умения и навыки по теме «Графики функций» при решении тестовых заданий ГИА;
  • закрепить навыки построения графиков функций с использования программы Excel для решения задач по математике.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы;
  • развивать память;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • развивать творческие способности учащихся, умение работать в парах, умения и навыки применять математические знания к решению практических задач;
  • развивать умение давать адекватную самооценку.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся интерес к математике;
  • воспитывать культуру решения математических задач и построения графиков;
  • воспитывать аккуратность, дисциплинированность;
  • воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.

Технологии:

  • Информационно-коммуникационные технологии;
  • Технология модульного обучения;
  • Технология развития «критического мышления»;
  • Обучение в сотрудничестве (работа в парах);
  • Исследование в обучении.

Здоровьесберегающая технология - оценивание учебных успехов (ученик самостоятельно оценивает результат своих действий, избавляется от страха перед контролем учителя, создается комфортная обстановка, сберегающая его психологическое здоровье).

Оборудование: Компьютер, мультимедиа проектор, экран, раздаточный материал.

Программное обеспечение: Презентация в программе PowerPoint, электронные таблицы Excel.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Устная фронтальная работа с классом на определение графика функции.
  3. Решение тестов №1, 2, 3 «Графики функций» с последующей проверкой.
  4. Самостоятельное решение задачи в тетрадях на закрепление темы «Графический способ решения систем уравнений».
  5. Изучение построения систем уравнений в среде электронных таблиц.
  6. Выполнение лабораторной работы на закрепление темы.
  7. Разминка для глаз.
  8. Использование Мастера функций при построении систем уравнений.
  9. Подведение итогов урока, оценка знаний учащихся. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку и наличия раздаточного материала.

Сегодня мы вспомним, как вы на уроках алгебры решали уравнения графическим способом. И попробуем объединить знания, полученные на уроках алгебры и информатики и привлечь компьютер к решению математических задач. По ходу урока предлагаю оценивать свою работу и заполнять лист самооценки по 5-бальной системе (Приложение Лист1).

Приложение

2. Устная работа

Слайд 2

Выразите переменную у через переменную х и определите, что представляет собой график уравнения.

3. Актуализация знаний

Слайд 3-5

Наша с вами основная цель успешно пройти государственную итоговую аттестацию. Предлагаю выполнить работу по карточкам, которая содержит задания раздела «Графики функций» из открытого банка заданий ОГЭ. (Приложение Лист2)

Слайд 6

Сверьте результат с ответами и оцените себя на выданных листах.

Слайд 7

Выполните в тетрадях задание № 422 (а)

а) решить графически систему уравнений.

Оцените свою работу. (Решение Слайд 8)

IV. Практическая работа «Графический способ решения систем уравнений с двумя переменными»

Задание  № 422 (б) мы выполним с использованием программы Excel.

Наша с вами основная задача применить ранее полученные знания построения графиков функции к графическому решению систем уравнений с использованием ПК.

Так давайте сформулируем тему урока.

Слайд 9

Тема урока: «Графический способ решения систем уравнений с помощью Excel».

1) Слайд 10-11

Выполнение задания № 422 (б) на компьютере.

В ходе выполнения работы вспомнить:

  • автозаполнение таблицы с использованием Маркера автозаполнения;
  • как задать и размножить формулу;
  • выделение не соседних столбцов;
  • подходящий вид диаграммы Точечная.

Слайд 12

Выполнить разминку для глаз.

2) Слайд 13

Выполните лабораторную работу (Приложение Лист3)

Оцените свою работу.

3) Слайд 14

Дополнительное задание для сильных учащихся. Самостоятельно с использованием Мастера функций найти функции Модуль и Корень и выполнить графическое решение системы уравнений


Оцените свою работу.

Лист самооценки

V. Домашнее задание

Слайд 15

  • № 420, 421
  •  № 452 выполнить в среде электронных таблиц

VI. Итоги урока

Итак, сегодня мы с вами 

  • обобщили и систематизировали знания, умения и навыки по теме “Графическое решение систем уравнений”;
  • закрепили навыки работы в программе Excel;
  • расширили свои знания по использованию электронных при решения задач по математике.

Прошу сдать листы самооценки. Урок окончен. Всем спасибо. До свидания.