Цель: воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
образовательные:
- погрузить детей в атмосферу военного времени;
- расширить знания обучающихся о событиях 1941–1945 гг.;
- пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.
воспитательные:
- воспитание у обучающихся благодарной памяти о простых советских людях победивших фашизм, чувства гордости за свою страну;
- воспитание уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны и чувства гордости за них;
- воспитание уважения и благодарности к ветеранам ВОВ;
- воспитание честности, благородства, сострадания;
- преемственность героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины;
- содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей “малой” Родине.
развивающие:
- развивать интерес к изучению истории;
- расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся.
Возрастные группы: 10–12 лет.
Планируемые результаты ориентированы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
Личностные результаты:
- формирование патриотизма как духовно-нравственной категории, как основы национального самосознания россиян, осмысление Великой Победы как значимого события в жизни всего народа, мощного фактора его единства;
- воспитание чувства гордости за свою Родину и ее Вооруженные Силы, за народ, вынесший на своих плечах тяжесть военного времени, за героические страницы истории России;
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Метапредметные результаты:
- умение находить, сопоставлять и оценивать информацию, полученную из различных источников (в том числе интернет, СМИ);
- применение различных способов решения проблем творческого и поискового характера, в том числе в группе;
- умение готовить свое выступление и соблюдать нормы информационной избирательности.
Предметные результаты:
- знание основных вех истории Великой Отечественной войны на пути к Великой Победе;
- умение приводить конкретные примеры боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, видеосюжет “День Победы”, мультимедийная презентация “Истоки Великой Победы”, музыкальное сопровождение: А.В.Александров, В.И. Лебедев-Кумач “Вставай страна огромная”, Д.Шостакович “Симфония №7 “Ленинградская”, А.Пахмутова, М.Львов “Поклонимся великим тем годам”, выставка книг о войне.
Патриотизм – это не значит только
одна любовь к родине.
Это гораздо больше.
Это – сознание своей неотъемлемости от родины
и неотъемлемое переживание вместе с ней
ее счастливых и ее несчастных дней.
А.Н. Толстой
Ход классного часа
- Подготовительный этап (мотивационный). Присоединение.
- Беседа о подвиге народа.
- Ресурсный круг.
- Активное занятие (работа в парах и группах).
- Беседа о преподобном Савве Сторожевском.
- Заключительный этап. Итог занятия.
1. Подготовительный этап. Присоединение
Учитель: Ребята, приглашаю совершить путешествие к нашим истокам, и предлагаю посмотреть видеосюжет и определить тему нашего классного часа.
(Просмотр видеосюжета)
- Так о чем же мы сегодня будем говорить? (Ответы детей)
- Тема нашего классного часа “Истоки Великой Победы”.
2. Беседа о подвиге народа
- Ребята, скажите, пожалуйста, а почему важно сохранить память о нашей Великой Победе?
(Ответы детей)
- Мы с вами живем в Великий год – год 75-летие Победы нашего народа над фашистской Германией. Многие пытаются переписать историю Второй мировой войны, принизить значение нашей с вами Родины в Великой Победе, убрать само понятие Великая Отечественная война. Но мы помним и не смеем забывать о том, какую цену мы заплатили за нашу Победу.
(На фоне музыки “Вставай страна огромная”, читается стихотворение)
Учитель:
Они накинулись, неистовы,
Могильным холодом грозя,
Но есть такое слово “выстоять”,
Когда и выстоять нельзя,
И есть душа – она все вытерпит,
И есть земля – она одна,
Большая, добрая, сердитая,
Как кровь тепла и солона. (И.Эренбург)
- В мае 1945 года миллионы людей с огромным ликованием встретили весть о капитуляции фашистской Германии. Великая Отечественная война продолжалась 1418 дней и ночей, она была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины. Фашисты разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, уничтожили 84 тысячи школ, лишили крова 25 миллионов человек и причинили нашей стране колоссальный материальный ущерб.
- Наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом, совершив подвиги, длившиеся четыре огненных года.
- Как вы понимаете слово – “подвиг”? (Ответы детей)
- Подвиг – это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.
- Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.
- Почти вся Западная Европа лежала под кованной пятой фашистских захватчиков, когда Германия обрушилась на наше государство. И нужно было быть очень сильным народом, иметь стальной характер, обладать великой нравственной силой, чтобы противостоять врагу, побороть его несметные силы.
- В памяти народа навечно остались 29 трагических дней, не покорившихся врагу защитников Брестской крепости, 250 дней героической обороны Севастополя, 900 дней блокадного Ленинграда, давшему миру непревзойденные образцы стойкости человеческого духа, 103 дня великой битвы под Москвой, 201 день насмерть стоявшего Сталинграда и 50 дней сражения на Курской дуге.
(Звучит 7-я симфония Шостаковича, на фоне читается стихотворение)
Мы от свинцовых розг
Падали в снег с разбега,
Но – поднимались в рост
Звонкие, как победа!
Как продолжение дня
Шли тяжело и мощно…
Можно убить меня
Нас убить невозможно!
- Весь народ поднялся на защиту Родины. Двадцать семь миллионов человеческих жизней унесла война. Фашизм не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей.
Вспомним их поименно…
Горем вспомним своим!
Это нужно не мертвым,
Это нужно – живым!
- Сейчас ежегодно на день Победы во всех городах и селах распространена акция “Бессмертный полк”. Люди выходят на улицы с георгиевской ленточкой на груди и с портретом своих родных – участников Великой Отечественной войны. Они несут портреты тех, кто погиб и тех, кто не вернулся – неизвестных героев войны. “Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…”. Эти слова из кинофильма “Офицеры” говорят о страшной действительности. Война коснулась каждой семьи. Вот сейчас, передавая по кругу георгиевскую ленточку, которая напоминает нам о том, какой ценой досталась нам наша Победа, чем и кем мы должны гордиться, о ком помнить, вы постарайтесь назвать героев ВОВ в вашей семье.
3. Ресурсный круг “Я горожусь своими предками”
Учитель и дети по кругу рассказывают о своих членах семьи – участниках ВОВ.
- Благодаря нашим дедам и прадедам наше Отечество одержало победу. Сейчас они, хоть и их нет в живых, все равно рядом с нами, в наших сердцах. Все они солдаты “Бессмертного полка”. Этот полк действительно бессмертен, пока мы помним и чтим каждого офицера и солдата.
- Наша малая Родина дала Родине 14 Героев Советского Союза.
- Апраксин Сергей Андреевич
- Боронин Михаил Петрович
- Ветвинский Валентин Федорович
- Ивкин Иван Михайлович
- Кочетов Александр Васильевич
- Кошелев Михаил Тимофеевич
- Кувин Иван Иванович
- Макаров Петр Григорьевич
- Осипов Александр Михайлович
- Парфенова Зоя Ивановна
- Родионов Михаил Егорович
- Соловьев Владимир Александрович
- Сульдин Яков Григорьевич
- Тупицын Андрей Иванович
- А сколько еще известных и неизвестных героев навсегда остались лежать на огневых рубежах!
- Каких героев Великой Отечественной войны вы знаете? (Ответы детей)
– Кого из юных героев Великой Отечественной войны вы знаете? (Ответы детей)
(Дети рассказывают о детях-героях)
- Навсегда эти имена и тысяч других патриотов, замученных фашистами, останутся в народной памяти.
4. Активное занятие
– Ребята, мы с вами говорим о подвиге нашего народа. Каждый участник этой войны – герой. Героические дела люди совершали, вовсе не помышляя о геройстве. Они защищали Родину.
- А как вы думаете, в чем истоки массового героизма поколения ВОВ? Выберите правильные, на ваш взгляд, ответы на вопрос.
- Заполните таблицу на листочках. Работаем самостоятельно 2 минуты.
Работают самостоятельно.
- А теперь ответьте на этот же вопрос, работая в парах. Заполните нижнюю таблицу. Время на работу – 3 мин.
Работают в парах.
- Давайте проверим, как вы выполнили это задание. Что вы выбрали?
Карточка
- Любовь к Отечеству.
- Надежда и вера в победу.
- Благословление церкви.
- Храбрость и стойкость.
- Самоотверженность и самопожертвование.
- Безразличие.
- Отвага и мужество.
- Молитва и упование на помощь божию.
- Жестокость.
- Примеры мужества и героизма.
- Воспитание.
- Отчаяние.
- Злость.
- Уныние.
- Доброта и милосердие.
- Слабость.
- Жадность.
- Воля.
- Эгоизм и гордыня.
- Боевое братство и товарищество.
- Сила.
- Любовь к близким.
- Трудолюбие и терпение.
- Зависть.
- Священный долг.
В чем истоки массового героизма поколения Великой Отечественной войны? |
1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 15, 18, 20, 21, 22, 23, 25 |
(Итоговая таблица выводится на экран)
- А как вы думаете, что вас сближает с подростками военных лет?
- Поработайте, пожалуйста, в группах, выберите нужные слова, и дайте ответ. Заполните 3-ю таблицу.
Работают в группах
- Что сближает вас с подростками военных лет?
(Отвечает каждая группа)
- Скажите, вам понравилось работать в группах? А что вам помогло справиться с заданием?
- Спасибо, ребята, я благодарна вам за такие ответы. И очень надеюсь, что каждый из нас в трудную минуту для Родины, встанет за нее горой.
5. Беседа о преподобном Савве Сторожевском
- Не только патриотизму русских людей обязана была победа русского народа, но и его глубокой вере в помощь Божию.
- Не за какие-нибудь наши заслуги пред Богом достойны мы этой небесной помощи, но за те подвиги, за то страдание, какие несет каждый русский патриот в своем сердце за любимую мать-родину.
- Сегодня вы узнаете еще об одном Святом Савве Сторожевском, ученике преп. Сергия, который простирает свою помощь и свое благословение русским воинам.
Рассказы учителя и детей:
1) О Савве Сторожевском – ученике преподобного Сергия Радонежского.
2) Основание обители прп. Саввой Сторожевским.
3) Чудеса Преподобного Саввы Сторожевского.
4) О защите Звенигорода и чуде спасения монастыря в годы войны.
Учитель: Игумен “земли Русской” преподобный Сергий Радонежский вошел в историю нашей страны не только собственными подвижническими трудами, но также и тем, что воспитал целое поколение святых, которые разошлись из его обители по всей Руси. Одним из таких известных учеников преподобного Сергия был Савва Сторожевский, Звенигородский чудотворец.
Известно, что большую часть своей жизни святой Савва прожил в Троицком монастыре у Сергия Радонежского. Он был избран духовником Троицкой братии, включая самого Сергия, а после кончины Сергия Радонежского, стал вместо него игуменом Троицкого монастыря.
Учитель: В 1398 году он был отправлен в Звенигород, чтобы начать строительство нового монастыря.
Первой церковью нового монастыря стал деревянный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, возведенный в самой высокой точке Сторожевского холма и удивительно напоминавший первый храм Троице-Сергиевой Лавры, выстроенный еще преподобным Сергием Радонежским. Рядом с Рождественским храмом появилась келья первого настоятеля обители, где долгие часы святой проводил в молитвенных бдениях, и небольшая часовенка над святым источником.
Весть о том, что в новой обители настоятельствует ближайший ученик прп. Сергия Радонежского, облетела всю округу, и под духовное руководство Саввы отовсюду стали стекаться монашествующие. Обитель разрасталась, строились новые кельи.
Учитель: Преподобный Савва Сторожевский еще при жизни прославился даром прозорливости. После того как он отошел ко Господу, при его гробе стало происходить столько чудес, что, как отмечают исследователи, количество их “не поддается подсчету”.
Принято считать, что чудеса от гроба святого Саввы стали происходить после следующего события. Спустя много лет после преставления преподобного, в правление великого князя Ивана III Васильевича, однажды ночью святой Савва явился тогдашнему игумену Сторожевской обители Дионисию, который считался искусным иконописцем. Преподобный Савва повелел настоятелю следующее: “Дионисий! Встань скорее и напиши лик мой на иконе”. Поразительно, но в явившемся Дионисий не узнал преподобного Савву, а потому спросил: “Кто ты, господине, и как твое имя?”. После того как святой назвал свое имя, настоятель призвал старца Аввакума, который, будучи молодым, видел преподобного Савву. Аввакум рассказал о том, как выглядел святой при жизни. Убедившись в том, что ему и впрямь явился святой, Дионисий вскоре написал икону преподобного Саввы Сторожевского. Через некоторое время после этого от мощей святого и стали происходить чудеса, а его почитание и прославление, уже бывшее до того, еще более усилилось.
Однажды в Савво-Сторожевский монастырь приехал боярский сын Иван Ртищев. С собой он привез своего сына Георгия, который страдал недугом немоты. Иван Ртищев совершил необычный поступок: усердно помолившись и попросив помощи у преподобного Саввы, он влил в рот своему сыну немного монастырского кваса. После этого и произошло чудо: Георгий заговорил, а через некоторое время его недуг полностью исчез. Пораженный произошедшим чудом, Иван Ртищев попросил у игумена обители еще кваса, чтобы с его помощью исцелить тех, кто остался дома (естественно, страдавших разными болезнями). Кваса ему дали. Вернувшись домой, он сначала занимался лечением своих домашних и слуг, из которых многих исцелил, а впоследствии и сам избавился от давно мучившей его болезни.
Одно из чудес произошло с царем Алексеем Михайловичем Тишайшим. Однажды во время охоты, которая проходила недалеко от Звенигорода, царь отстал от своей свиты и заблудился в густом лесу. На свою беду, Алексей Михайлович вышел прямо на медведя. И вот, когда лесной хищник с рычанием стал подходить все ближе к государю, из леса вышел незнакомый старец и прогнал животное. Медведь сразу же убежал, а старец будто бы растворился в воздухе. Спасшись от беды, царь вместе с подоспевшей свитой направился в Сторожевский монастырь, который находился поблизости, чтобы в храме отблагодарить Бога за спасение. Войдя внутрь храма, он посмотрел на икону преподобного Саввы и узнал того старца, который прогнал медведя в лесу. Именно с этого момента Алексей Михайлович взял обитель под свое покровительство, приезжал на богомолье и неоднократно помогал монастырю материально.
Однако наиболее известное чудо, которое совершил преподобный Савва, произошло во время Отечественной войны 1812 года. Когда Наполеон уже был в занятой им Москве, его пасынок и вице-король Италии принц Евгений (Эжен) Богарне обосновался в Звенигороде. Войска принца расположились непосредственно в Саввино-Сторожевской обители, где сразу же занялись грабежом церковного имущества. Сам Евгений Богарне занял одну из комнат в монастыре. Однажды поздно вечером, как признался после принц – то ли наяву, то ли уже во сне – ему явился некий старец в черном монашеском облачении. Приблизившись к принцу, он сказал: “Не вели войску своему расхищать монастырь, особенно уносить что-либо из церкви; если ты исполнишь мою просьбу, то Бог помилует тебя, и ты возвратишься в свое отечество целым и невредимым”. Пораженный и устрашенный видением, принц с нетерпением стал ждать утра. Наутро он сразу же отправился в ту церковь, о которой ему было сказано. Войдя внутрь и увидев икону святого, он узнал на ней старца, который явился ему накануне. После этого Евгений Богарне отдал приказ войскам направиться в Москву. При этом церковь он запер своей личной печатью, чтобы все имущество осталось в целости и невредимости. Обещание преподобного Саввы исполнилось – принц Евгений вернулся на родину живым, в то время как многие из его соплеменников навсегда остались лежать в русской земле. Впоследствии потомки Богарне породнились с русским императорским домом – сын принца Евгения женился на дочери императора Николая I. Семья эта жила в России до 1917 года под фамилией герцогов Лейхтенбергских.
Учитель: Преподобный Савва незримо охранял свою обитель.
Как во время Первой мировой войны, с 1941 по 1944 год на территории обители располагается госпиталь. В конце ноября 1941 года немецкие войска, взяв Истру, вплотную подошли к Звенигороду. Линия фронта проходила всего в трех километрах от стен монастыря. Но уже 3–5 декабря 1941 года левофланговые дивизии 16-й армии во взаимодействии с 5-й армией отбросили немецкие войска из большой излучины р. Москвы северо-восточнее Звенигорода. За всю войну на территории монастыря не взорвалось ни одной бомбы, не упало ни одного вражеского снаряда, не залетело ни одной шальной пули.
6. Заключительный этап. Итог занятия
Учитель: Ребята, наш классный час подходит к концу. Скажите, в чем же вы видите истоки подвига нашего народа в Великой Отечественной войне?
(Ответы детей)
- Конечно же, истоки победы нашего народа – это любовь к Отечеству вера в победу, храбрость и стойкость, самопожертвование и отвага, упование на помощь божию.
- Нашему поколению выпала честь равняться на их ратные и трудовые подвиги.
- Как вы понимаете свою обязанность перед ними?
(Ответы детей)
- Что бы вы сказали тому военному поколению?
(Ответы детей)
- Мы должны всегда помнить о тех, кто сражался за Родину ради нашего будущего, ради мира на нашей планете.
(Звучит песня “Поклонимся великим тем годам”)
Люди! Покуда сердца стучатся, –
Помните!
Какой ценой завоевано счастье, –
Помните!
Подвиг народа бессмертен
Пожалуйста, помните!
- Спасибо всем за ответы и работу.