Психопрофилактическое мероприятие для педагогов
Формирование психологической готовности педагогов к работе с воспитанниками, нуждающимися в поддержке.
Целью мероприятия является формирование психологической готовности педагогов к работе с воспитанниками, нуждающимися в поддержке.
Задачи, которые мы перед собой ставим:
- Способствование осознанию важности формирования жизнестойкости как способа преодоления трудных жизненных ситуаций, определение ресурсов для развития жизнестойкости.
- Информирование участников мероприятия о состоянии выученной беспомощности и способах ее преодоления.
Во исполнение приказа о предоставления информации Департаменту социальной защиты населения и труда Белгородской области, в целях реализации распоряжения Правительства Белгородской области «Об утверждении межведомственного комплекса дополнительных мер по совершенствованию работы организаций и органов системы профилактики в целях защиты прав и интересов несовершеннолетних подопечных, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и недопущения их гибели и жестокого обращения с ними», в проект учреждения «Конструктор самостоятельной жизни» были добавлены мероприятия по формированию жизнестойкости.
На регулярной основе педагогами-психологами Старооскольского центра «Старт» проводятся диагностические, профилактические, информационно-обучающие мероприятия. С начала учебного года педагоги-психологи приняли участие семинарах-практикумах по темам: «Аутоагрессивное поведение детей и подростков», «Оказание кризисной психологической помощи детям в трудной жизненной ситуации: теория и практика», организованных Департаментом социальной защиты населения и труда Белгородской области.
В рамках работы по данному направлению в октябре-декабре 2021 года проведено психологическое обследование эмоционального состояния воспитанников, их социально-психологической адаптации и склонности к аутоагрессивному поведению. В обследовании приняли участие 100% воспитанников.
По результатам проведения методики диагностики самооценки психических состояний Г.Айзенка, целью которой было выявление у подростков уровня таких психических состояний как: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность, получены следующие данные:
тревожность:
- 14% - тревожность отсутствует;
- 82% - тревожность средняя, допустимого уровня;
- 4% - высокая тревожность.
Фрустрация:
- 15% - высокая самооценка, устойчивость к неудачам, не боятся трудностей;
- 78% - средний уровень, фрустрация имеет место;
- 7% - низкая самооценка, избегание трудностей, фрустрированость.
Агрессивность:
- 22% - спокойствие, выдержка;
- 59% - средний уровень агрессивности;
- 18% - агрессивность, не выдержанность.
Ригидность:
- 18% - ригидности нет, легкая переключаемость;
- 68% - средний уровень;
- 14% - сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни.
Цветовой тест М.Люшера выполнили 100% воспитанников. Цель проведения теста: выявить особенности эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности.
По результатам:
- 74% воспитанников желают, чтобы совершались интересные события, стремятся демонстрировать оригинальные черты личности.
- свобода от ограничений присуща 77% воспитанникам;
- неустойчивый эмоциональный фон преобладает в 37% случаев;
- стремление в сложной ситуации найти выход свойственно 56% воспитанников;
- желает уклониться от проблем 7% человек.
Тест «Человек под дождем» ориентирован на диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов человека, способности подростка преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Рисунки выполнили 100% воспитанников подросткового возраста. Дети предпочитают выходить из сложных ситуаций, опираясь на прошлый опыт. Препятствия у большинства несовершеннолетних вызывают негодование и возмущение, однако подростки предпочитают уступать и приспосабливаться. Эмоциональное напряжение зафиксировано у 7% воспитанников.
По результатам теста, как правило, прослеживается виктимность - это та особенность личности, которая свойственна воспитанникам. Также у несовершеннолетних преобладает агрессия вербального и физического характера, направленная на окружение.
Как правило, наиболее информативными являются проективные методики и методики длительного динамического наблюдения. В рамках работы по данному направлению предлагается педагогу-наставнику заполнить карту наблюдений Стотта.
Методика предназначена для изучения особенностей дезадаптированных учеников. Карта состоит из 16 симптомокомплексов - т.е. особенностей поведения. Педагогом заполняется регистрационный бланк, в котором он указывает фамилию, имя ребенка и дату. Точный возраст ребенка вписывает психолог. При заполнении карты наблюдения необходимо в бланке отметить наличие какой-либо особенности поведения знаком «+», а его отсутствие знаком «-».
В процессе мероприятия педагогом-психологом была организована практико-ориентированная часть, которая включает в себя арттерапевтические техники.
На доказательном уровне есть представление, что становление педагога как профессионала зависит того как человек видит себя в прошлом, настоящем и будущем. Это влияет на его стрессосовладающее поведение. Опираясь на эти факты, переходим к практической части мероприятия (заблаговременно были розданы полоски четырех цветов, которые предполагают деление коллектива на 4 группы).
Первым трем группам представлены МАК «Роботы». С помощью данных ассоциативных карт каждая группа создает собирательный образ педагога: 1- прошлого, 2 - настоящего, 3 - будущего.
Важно не только создать собирательный образ педагога из частей метафорических ассоциативных карт, но и описать его: дать имя, описать пол, возраст, обозначить, какими качествами он обладает, что думает, что чувствует, что его тревожит, особенности поведения? Педагог-психолог может применять вопросы, которые используются в сфере арттерапии.
Четвертой группе предлагается создать среду обитания для роботов, другими словами профессиональную педагогическую среду обитания. Взяв за основу психологическую проективную методику «Карта сказочной страны» Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, Д.Б.Кудзилова.
Группа раскладывает на световом столе подготовленные части ландшафта: выбирает цветной фон, может подписать части ландшафта, может дать им свое название или вырезать по желанию, недостающие части ландшафта. Предлагаемые варианты: пещера хаоса, пустыня поиска, вулкан эмоций, замок всевластия, поляна раздумий, горы достижений и т.д. Педагог-психолог задает группам уточняющие вопросы: возможно, которые касаются дополнений или изменений ландшафта (при этом изменения в первоначальный вариант созданной среды обитания не вносятся).
Представителю 1 группы предлагается поставить робота прошлого в какую-либо точку ландшафта, представители других групп также размещают роботов на световом столе, обосновывая свой выбор. Каждой группе предлагается высказывать предположения о возможных дополнениях, изменениях, которые они могли бы внести.
Педагог-психолог организует обсуждение общей получившейся картины, используя вопросы арт-терапии: как вам кажется, какой из представленных роботов наиболее полно гармонично изображает во временных представлениях собирательный образ педагога? какой из представленных персонажей вызвал наибольшее удивление? какие мысли вызывает образ каждого персонажа? какая работа была наиболее интересной? обратили вы внимание, что роботы представлены в резной цветовой гамме? это не случайно, может вы знаете, почему так?
Педагог-психолог дополняет: «Представьте, что образ педагога прошлого и будущего имеет мостики к собирательному образу педагога, дополняя его. Образ прошлого - образ в ретроспективе, рассматривая его собираем свой образ, извлекая из него уроки. Образ будущего - образ перспективы, потенциала развития педагога. Осознавая свою часть как я - ретроспективное, я-перспективное, мы создаем образ себя я-актуального, т.е. образ действия, образ сегодняшнего дня, который и делает из нас образ профессионала, действующего «здесь и сейчас».