Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, в которой ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.
Цель личностно-ориентированной технологии – заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие необходимые для становления самобытного личностного образа.
Задачи личностно-ориентированной технологии:
- гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ;
- обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация природных потенциалов ребенка;
- приоритет личностных отношений;
- создание условий для развития личности воспитанников;
- индивидуальный подход к воспитанникам.
Задачей педагога является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении всесторонне развитой личности. Использование различных форм организации детской деятельности дает положительные результаты для этого.
Личностно-ориентированная технология базируется на следующих принципах:
- принцип самоактуальности (любой ребёнок принимается таким, каков он есть);
- принцип индивидуальности (развитие индивидуальности в соответствии со способностями ребёнка, его психофизическим развитием, типом темперамента, особенностями характера, половой принадлежности...);
- принцип субъектности (использовать субъектный опыт ребёнка, создавать условия для того, чтобы ребёнок был субъектом своей деятельности);
- принцип выбора (предоставлять свободу выбора предметов и видов деятельности каждому ребёнку, способствовать развитию инициативности);
- принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные особенности ребенка. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности;
- принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация обусловливает успех обучения и воспитания ребенка.
Формы организации деятельности с применением личностно-ориентированной технологии разнообразны:
- игры, занятия, спортивные мероприятия;
- беседы, наблюдения;
- экспериментальная и проектная деятельность;
- упражнения, гимнастика, массаж;
- тренинги, этюды, образно-ролевые игры;
- конкурсы и выставки детского творчества.
Приемы личностно-ориентированного взаимодействия:
- прием «Расклад» - воспитатель должен знать положительные и отрицательные качества ребенка, но ставку делать только на развитие положительных;
- прием «Научи меня» - может использоваться для реализации такой формы сотрудничества, как наставничество: ребенок учит взрослого делать то, что сам уже умеет делать. Взрослый прилежно учится, если ребенок согласился стать его наставником;
- прием «Помоги» - потребность в своей значимости ребенок может реализовать, помогая игрушкам решать их проблемы;
- прием «Заражение» - передача эмоционального состояния от одного индивида к другому;
- прием «Все вместе» построен на желании ребенка чувствовать свою необходимость и значимость в коллективной работе;
- прием «Отвлечение» направлен на отвлечение ребенка от горестных переживаний игрой, наблюдением за чем-либо и др.
Для того чтобы в полной мере реализовать личностно – ориентированную технологию необходима соответствующая развивающая среда группы, которая позволит ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, свои возможности и интересы. Развивающая среда должна быть вариативна, динамична и трансформируема, постоянно обновляться в соответствии с планированием. Внесение новых, совершенно незнакомых материалов, побуждает детей к творческому поиску. Развивающая среда группы создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся склонностей и интересов, и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Для этого в каждой группе создаются тематические центры. Тематический центр - это специально организованное место, оснащенное игровым, дидактическим оборудованием, художественной и научной литературой, материалами для экспериментов и исследований. Материалы в центрах подобраны разнообразные, используя их, дети могут проявлять нестандартный и творческий подход, материалы должны подталкивать детей к самостоятельному исследованию. Предметы расположены на полках так, что ими легко и удобно пользоваться. Дети свободно перемещаются между центрами. Количество, названия и наполнение центров не являются раз и навсегда закрепленными. Педагоги периодически модифицируют центры, заменяя материалы, которые уже стали привычными и неинтересными на новые. Материалы в центре изменяются и в соответствии с темами проектов. При работе над проектом могут возникать временные мини-центры для решения определенных задач.
Время, проводимое в каждом из центров, может быть разным у каждого ребенка. Если дети увлечены игрой, они творчески используют материалы и реже перемещаются из одного центра в другой, больше времени проводя за определенным занятием. Совместная деятельность детей и взрослых в течение дня может реализовываться как во всех центрах, так и в части из них.
Сравнение традиционной и личностно-ориентированной образовательной деятельности (ОД).
Традиционная ОД |
Личностно-ориентированная ОД |
Целеполагание. ОД преследует цель - вооружить детей твердыми знаниями, умениями и навыками. Формирование личности является следствием этого процесса и понимается как развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти. |
Целеполагание. Цель – развитие детей, создание таких условий, чтобы на каждой ОД формировалась деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в обучении, собственной деятельности. |
Деятельность педагога: показывает, объясняет, раскрывает, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает. Центральная фигура – педагог. Развитие ребенка – абстрактное, попутное! |
Деятельность педагога: организатор образовательной деятельности, в которой ребенок, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Педагог объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура – ребенок! Педагог же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, формирует мотивы учения: побуждает, воодушевляет и закрепляет авторитет ребенка. |
Деятельность ребенка: ребенок – объект обучения, на которого направлено воздействие педагога . Работает один воспитатель – дети нередко занимаются посторонними делами. Знания, умения и навыки они получают за счет психических возможностей (памяти, внимания), а чаще нажима педагога. Такие знания быстро улетучиваются. |
Деятельность ребенка: ребенок является субъектом деятельности педагога. Деятельность идет не от педагога, а от самого ребенка. Используются методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера. |
Отношения «педагог - ребенок» субъектно-объектные. Педагог требует, заставляет. Ребенок приспосабливается, лавирует. |
Отношения «педагог - ребенок» субъектно-субъектные. Работая со всей группой, педагог фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей обучающегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения |
Рекомендации к проведению личностно-ориентированного занятия.
Следует использовать разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющие раскрыть содержание их личного опыта относительно предложенной темы. Необходимо создать атмосферу заинтересованности каждого ребенка в работе всех и стимулировать детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.
Важно поощрять стремление детей предлагать свои собственные способы работы (выполнения задания), анализировать в ходе занятии способы, предлагаемые другими детьми, и стремление поддерживать оптимальные и рациональные из них.
Следует предлагать такие задания, которые позволяют ребенку самому выбрать тип, вид, форму материала (словесную, графическую, условно символическую).
Педагог должен создавать такие ситуации общения, которые позволяют каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.
Нужно обсуждать с детьми не только то, что «мы узнали» (чем овладели), но и то, что понравилось и не понравилось, почему; что они хотели бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
В личностно-ориентированной технологии ребенок не бездумно принимает готовый образец или инструкцию педагога, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, определяет причины ошибок и т.д.
Особую актуальность личностно-ориентированная технология приобретает в коррекционно-педагогической работе. Это связано с тем, что дети с ОВЗ, зачастую имеют повышенный уровень тревожности, плохо адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт, вялы либо расторможены, что в дальнейшем может привести к эмоциональной депривации. Правильно организованная коррекционная работа в сочетании с личностно-ориентированным подходом позволяет скорректировать имеющиеся нарушения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде.
Современная педагогика подразумевает применение многих технологий. Но, личностно-ориентированная технология должна быть в приоритете, так как ее применение способствует формированию всесторонне развитой личности, умеющей адаптироваться в современном обществе.