На современном этапе развития образования произошли существенные изменения в становлении теории и практики образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Приняты федеральные государственные образовательные стандарты для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), возросло число учреждений с опытом инклюзивного образования. В последние годы наблюдается тенденция – родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учреждения интернатного типа и воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные школы и детские сады.
Однако, как показывает практика, этого оказывается недостаточно для повышения уровня социальной адаптации и, тем более, улучшения уровня образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, это часто приводит к нарушению образовательного процесса для всех детей. В то же время индивидуальный подход в образовательном процессе к детям с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их дидактическое наполнение, разработка программ психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.
В связи с этим остро встает вопрос готовности педагогов общеобразовательных организаций к обучению детей с ОВЗ.
Среди детей с ОВЗ, получающих образование в условиях инклюзии, особенно большой процент составляют обучающиеся с нарушением слуха. Поэтому учителю общеобразовательной школы необходимо знать об особенностях психофизического развития и об особых образовательных потребностях детей с нарушением слуха, уметь адекватно оценивать потенциальные возможности таких детей, владеть приёмами обучения этой категории обучающихся.
Целью настоящей статьи является оказание методической помощи педагогам в работе по формированию и развитию речи обучающихся с нарушением слуха в общеобразовательных классах.
Глухие и слабослышащие дети отличаются от сверстников особенностями познавательной деятельности. Из-за нарушения слуха у них наблюдается недоразвитие познавательных функций (внимания, восприятия, памяти, мышления), а главное – затруднение в овладении устной речью. Это не позволяет детям с нарушенным слухом в полной мере включиться в общество слышащих и перейти от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, что оказывает глубокое влияние на становление их личностных качеств.
Практически на всех уроках у детей с нарушением слуха возникают затруднения как в восприятии устной информации, так и в понимании письменных текстов. В связи с этим первостепенной задачей при обучении этой категории детей является формирование и развитие речи. Углубленную диагностику особенностей развития речи ребенка проводит логопед, но учитель должен иметь свое представление о том, насколько понятно (внятно) ребенок говорит, как он использует речь для общения со сверстниками и взрослыми, может ли построить связное высказывание, достаточен ли его словарный запас, может ли использовать речь для планирования и регуляции собственной деятельности.
Наиболее важное значение для формирования и развития речи имеют уроки русского языка. На этих уроках нужно работать над грамматической правильностью речи, нарушения которой характерны для детей с патологией слуха. Однако таких детей нецелесообразно перегружать формально-языковыми упражнениями (поиски орфограмм в словах, грамматический разбор по членам предложения и частям речи, заучивание правил и т. п.). Учитель должен предложить ребенку такие задания, которые помогут ему как можно больше упражняться в составлении словосочетаний и предложений, коротких текстов в рамках изучаемой темы. Это будет способствовать формированию и закреплению у слабослышащего ученика навыков грамматически правильной речи.
Специфические проблемы в развитии речи, мышления, коммуникации существуют у всех детей с нарушением слуха, поэтому важнейшей общей для них образовательной потребностью является коррекционно-педагогическая помощь по развитию речи, познавательной деятельности, мышления. Это требует от педагога использования специфических приёмов обучения, которые он должен обязательно знать и учитывать в своей работе:
1. На всех уроках и во внеклассное время обязательно должна осуществляться работа по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи. В качестве вспомогательного средства желательно использовать дактильную азбуку (дактилологию). Это алфавит, воспроизведенный пальцами рук (Приложение 1). Дактилология обеспечивает точность передачи структуры слова, аналитизм в восприятии речевых единиц. Хорошо, если учитель будет владеть жестовой речью как вспомогательным средством обучения и как средством общения с родителями ребёнка (если они тоже имеют нарушения слуха). (https://jestov.net/dictionary)
2. Для закрепления обучающимися правильных произносительных навыков необходимо использовать систему мероприятий и требований. В учебном кабинете должны быть расположены плакаты с правилами орфоэпии, на которые учитель обращает внимание ребёнка в том случае, если тот прочитал или произнёс слово неверно.
3. На уроках чтения и литературы особое внимание должно уделяться работе над ритмико-интонационной стороной речи. Перед чтением стихотворного текста, чтением по ролям необходимо пронотировать текст. Нотировать текст – значит поставить знаки словесного и логического ударения, орфоэпии, слитности. Рекомендуется нотировать всеми знаками незнакомый речевой материал, материал, вызывающий затруднения при произнесении учащимися, а также речевой материал, предлагаемый на табличках и карточках (Приложение 2).
4. Для того чтобы добиться от обучающихся слитного произношения коротких фраз и длинных фраз с паузами с соблюдением интонации и логического ударения применяется приём дирижирования и приём сопряжённой речи. Это совместное проговаривание учеником вместе с учителем речевого материала (слова, словосочетания, предложения) (Приложение 3).
5. Учебные кабинеты должны быть оборудованы плакатами с установками на различные виды учебной деятельности: “Будем слушать”, “Будем читать”, “Будем рисовать”, “Говорите тихо(громко)”, “Слушайте себя” и т. д., а также плакатами с обиходно-разговорным словарём: вопросами, ответами, труднопроизносимыми словами. Перед выполнением задания ребёнку необходимо давать чёткие установки. Кроме того, необходимо убедиться, что ребёнок понял учителя, спросив: “Повтори, что мы будем делать”. (Приложение 4).
6. При обучении детей с нарушенным слухом на каждом уроке должна проводиться словарная работа. Она должна быть направлена не на обогащение словарного запаса (как в массовой школе), а на формирование и расширение словарного запаса, т. е. на создание базы для словесного общения. Поэтому так важно на каждом уроке перед объяснением нового материала, перед чтением текста проводить словарную работу и работу с терминами по предмету. Из художественного текста выписываются незнакомые слова с пояснениями, объясняется их лексическое значение (по возможности, с привлечением средств наглядности). Из научного текста выписываются термины по теме урока и их определения. Уроки русского языка и литературы особенно должны быть насыщены лексическими заданиями, которые способствуют формированию различных речевых умений (задавать вопросы, составлять диалоги, составлять простые и сложные предложения).
7. При обучении детей с нарушением слуха необходимо активно использовать приём адаптирования текста. Он заключается в сокращении и упрощении текста. Например, упростить предложение можно так: На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. – На поляне весело играют неуклюжие медвежата.
8. Рекомендуется обучать детей отвечать на вопросы, пересказывать не только словами текста, но и своими словами. Использование приёма перефразирования помогает научить ребёнка с патологией слуха правильно, осознанно выражать одну и ту же мысль различными языковыми средствами. С этой целью могут проводиться игры “Скажи иначе”, “Подбери словечко”, такой вид работы, как изложение с вариантам.
Cловами книги | Своими словами |
Наступило жаркое лето. Однажды утром Коля и Серёжа встали рано. Они решили пойти в лес за грибами… | Это было летом. Рано утром Коля и Серёжа пошли в лес за грибами… |
9. В процессе объяснения нового материала необходимо как можно чаще применять комплекс наглядных средств обучения (схем, опорных таблиц, карт-инструкций, плакатов с алгоритмами, памяток, карточек-моделей текстов и т. д.), так как обучающиеся с нарушением слуха имеют хорошую зрительную память. Эти средства будут способствовать более полному и глубокому осмыслению ребёнком учебного материала. Например, показать, что текст – это единое целое, позволяет модель текста – прямоугольник, а наглядно представить структурные части текста помогает демонстрация соответствующей карточки-модели. Так, модель текста-повествования будет выглядеть следующим образом:
10. Учитель общеобразовательной школы, работающий с неслышащими детьми, должен осуществлять индивидуальный подход к ученику с нарушением слуха в большей степени, чем к нормально развивающемуся ребенку; преподносить материал небольшими дозами, использовать интересный и красочный дидактический материал, включать в урок игровые ситуации; дидактические игры.
11. Учитывая психологические особенности глухих и слабослышащих детей, необходимо стимулировать их речь, создавая условия, в которых дети бы испытывали потребность в говорении или продуцировании текстов. Например, чтобы показать значение описательных текстов для жизни, можно использовать на уроке такое задание:
- Прочитай текст объявления о пропаже собаки.
Пропала собака по кличке Джек. Моя собака очень добрая и ласковая. Ушки у неё маленькие, а мордочка очень забавная. Нашедшего прошу позвонить по телефону 68-65-55.
- Ответь на вопросы.
Можно ли из этого объявления узнать, как выглядела собака?
Что лишнее в объявлении и чего не хватает?
Исправь текст объявления. Укажи такие признаки собаки, как:
- порода,
- размер,
- особые приметы: цвет шерсти, форма ушей, хвоста.
Кроме использования специфических приёмов и средств обучения, учителю также необходимо соблюдать на уроке ряд правил.
Правила поведения при общении с
обучающимися,
имеющими нарушение слуха
- Всегда располагайтесь так, чтобы Ваше лицо было повернуто к источнику света и было хорошо освещено.
- Обучающийся с нарушением слуха должен сидеть за первой партой того ряда, который ближе к столу учителя.
- Всегда находитесь, повернувшись лицом к обучающимся, чтобы они видели Вашу чёткую артикуляцию. Нельзя поворачиваться боком или спиной при объяснении материала, в этом случае учащиеся с нарушенным слухом не воспринимают речь.
- Ведите урок сидя, не ходите по классу во время объяснения.
- Говорите в нормальном темпе, не очень быстро и не очень медленно.
- Не кивайте головой при разговоре.
- Не размахивайте руками, не закрывайте нижнюю часть лица.
- Следите, чтобы ребенок понимал Вашу речь.
- Владейте способами помощи ребенку, если он затрудняется считывать с губ речевой материал:
- напишите слово или фразу на доске, в тетради;
- повторите всю фразу в более медленном темпе, но без выраженной артикуляции;
- сделайте перестановку слов в предложении, сделав фразу более знакомой, общепринятой;
- замените словосочетание или отдельное слово, не меняя смысла фразы;
- напишите свою фразу с последующим одновременным проговариванием.
- Максимально стимулируйте устные ответы, даже если в них есть ошибки при словесном оформлении. Это вырабатывает положительное отношение обучающегося к речи, его стремление к устному общению.
Таким образом, для успешного обучения детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе необходимо соблюдение ряда условий:
предварительная подготовка всех участников образовательного процесса (детей, родителей, учителей), консультирование учителей и родителей по вопросам обучения и воспитания, создание оптимальных условий для реализации особых образовательных потребностей детей с нарушенным слухом, активное сотрудничество со слышащими сверстниками в разных видах учебной и внеурочной деятельности, целенаправленное и систематическое развитие словесной речи (в устной и письменной формах), формирование умений использовать устную речь в различных коммуникативных ситуациях, систематическая коррекционная работа по формированию и развитию речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны.
Указанные в статье приёмы способствуют сознательному формированию коммуникативных умений обучающихся с нарушением слуха, постижению ими правил построения связных высказываний различных типов, развитию их словесно-логического и творческого мышления. Включение этих приёмов в арсенал учителя даёт возможность усложнять подобные упражнения на последующих этапах обучения.
Грамотно выстроенный образовательный маршрут для обучающихся с нарушением слуха с учётом данных методических рекомендаций позволит обеспечить личностное развитие каждого школьника, будет способствовать социальной адаптации детей с нарушением слуха.
Литература
- Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушением слуха. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988. 128 с.
- Зикеев А.Г. Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи: книга для учителя-дефектолога. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. 431 с.
- Лапп Е.А. Формирование инициативной письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития: учеб. пособие. – Учитель, 2012. 153 с.
- Специальная педагогика / Под общ. ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2005. 400 с.
- Соловьева Т.А. Организация коррекционно-педагогической помощи ученику с нарушенным слухом, обучающемуся в массовой школе. // Дефектология. 2011 г. № 3.
- Шипицына Л.М., Назарова Л.П.. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.