- Образовательная — познакомить с историей возникновения писем и открыток, с материалами, на которых писали письма в прошлом, с правилами написания писем, с интересными фактами из жизни голубей.
- Развивающая — научить сравнивать и находить взаимосвязи между миром животных и человека, способствовать развитию наблюдательности, творческих и коммуникативных способностей.
- Воспитательная — показать значение переписки в жизни людей, развить умение работать в паре, группе, прививать любовь к животным.
Задачи:
- Познакомить с интересными фактами из жизни голубей.
- Провести взаимосвязи между деятельностью человека и животных.
- Познакомить с историей возникновения писем и открыток, с материалами, которые используются и использовались в прошлом, для их изготовления.
- Познакомить со способами доставки писем.
- Познакомить со значением слов «кардмейкинг» и «филателист».
- Научить изготавливать конверт, составлять письмо.
Перечень универсальных учебных действий (УУД):
Личностные
- Смыслообразование (установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом).
Регулятивные
- Целеполагание.
- Планирование.
- Прогнозирование.
- Выполнение действий по алгоритму.
- Контроль.
- Коррекция (внесение дополнений в план и способ действия).
- Оценка.
- Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результатов деятельности.
Познавательные
- Ориентирование в своей системе знаний, отличие нового от уже известного с помощью учителя.
- Анализ (выделение признаков), синтез (составление целого из частей), сравнение, обобщение.
- Проведение аналогий, выявление закономерностей, выводы.
- Установление причинно-следственных связей.
- Подведение под понятие.
- Самостоятельная постановка цели, формулирование проблемы и создание алгоритма деятельности.
Коммуникативные
- Умение слушать и вступать в диалог.
- Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
- Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
- Умение договариваться (кооперация) и умение использовать ресурсы другого.
- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Ход занятия
I. Организационный момент. Приветственное слово.
Мы – умные!
Мы – дружные!
В нашем классе учимся!
Всё у нас получится.
II. Актуализация опорных знаний (1-2 минуты).
Учитель читает загадку:
Летит почта скорая,
Почта сизопёрая
И приносит вести
Вёрст за сто, за двести.
(голубь)
– Какие слова в загадке помогли назвать эту птицу?
– Совершенно верно! Предположите, какая будет тема занятия, о чём мы сегодня будем говорить?
– Это голубь-почтальон! Он доставил важное письмо. Сегодня я расскажу вам о его профессии.
– Давайте прочитаем тему урока.
– Какую цель поставим на уроке? (Сегодня на уроке будем знакомиться с историей возникновения писем и открыток, а я вам в этом помогу)
III. Изучение нового материала.
1. О голубях и письмах (4 минуты)
– Сначала познакомьтесь с родственниками голубя.
А) Самый распространенный в нашей стране – сизый голубь. Сизый, это значит с серо-синим отливом. Вы прекрасно его знаете. В любой день его можно увидеть на городских улицах. Сизый голубь стал родоначальником всех пород домашних голубей. Всего в мире насчитывается около 300 видов диких голубей и 800 домашних.
Б) Голуби, обитающие в дикой природе, выглядят не так, как привычные городские. Знакомьтесь, это белогрудый голубь – житель Восточной Азии и Гималаев.
В) Клинту́х – близкий родственник сизого голубя, живёт в парках и лесах Европы, Западной Сибири, а также в Африке.
Г) А мадагаскарский синий голубь – обитатель тропических лесов.
Д) Чёрный голубь – островной вид голубей, обитает преимущественно в Японии. Там он объявлен памятником природы.
Е) Венценосный голубь населяет Новую Гвинею и близлежащие острова. Правда, красивый?
Ж) Крапчатый голубь – африканский вид голубей. Его перья красно-коричневого цвета с треугольными белыми пятнами.
– Видите, ребята, как много на свете разных голубей. А скажите, кто-нибудь догадался, почему именно голубь помогает нам изучить тему «Письма и открытки»?
– Правильно, потому что голуби с давних времён служили человеку почтальонами. А вы знаете, когда было написано первое письмо?
– Точно на такой вопрос очень сложно ответить. А сейчас давайте подумаем, какими способами люди доставляли почту в разные времена? Кто знает?
– У вас на партах лежит листочек с текстом, прочитайте и узнайте, какими способами раньше доставляли почту. (Парная работа)
В разные времена почту доставляли по-разному. Существовала, к примеру, бутылочная почта. Письмо запечатывали в бутылку и бросали в океан.
Была распространена ещё «перекладная почта». Чтобы отправить письмо перекладной почтой, путешественника спрашивали, куда он держит путь, и просили передать письмо.
С появлением транспорта почту стали перевозить на автомобилях, поездах, пароходах, самолётах.
– Сейчас люди тоже пишут друг другу обычные письма, но чаще используют электронную почту.
– Ребята, мы уже говорили, что раньше именно голуби служили человеку почтальонами, они могли переносить письма на большие расстояния. Такая почта была надёжней бутылочной и быстрее перекладной. А как же люди додумались сделать птиц своими вестниками? Давайте спросим у самого голубя.
2. Голуби и их ноша (2 минуты)
(Говорит голубь)
– Давным-давно люди заметили, что мы, голуби, любим гнездиться под крышами храмов. Вероятно, по этой причине нас в древности почитали как священных птиц. Трудно сказать, кто первым догадался использовать нас как почтальонов. Это было больше 5 тысяч лет назад на территории современного Ирака, где тогда жил древний народ – шумеры. Мы, голуби, прекрасно ориентируемся в пространстве. Мы можем вернуться домой, откуда угодно. Как же мы находим дорогу, спросите вы? На этот вопрос не могут ответить даже учёные. Одни считают, что мы ориентируемся по солнцу. Вторые – что используем магнитное поле земли. Третьи – что нам помогает обоняние. Это большая загадка. Но чтобы доставлять почту и находить дорогу домой, нам нужна специальная тренировка. Тренировать молодых голубей начинают с коротких расстояний, затем расстояние увеличивают и меняют направления. Послание осторожно прикрепляют нам к лапке или к спинке, чтобы оно не мешало в полёте.
Очень важную роль сыграли почтовые голуби в Великой Отечественной войне. С их помощью было передано около 15 тысяч донесений. За эти заслуги нам поставлены памятники во Франции и Англии.
– И сегодня, когда современные армии имеют передовые технологии для передачи сообщений, продолжается обучение почтовых голубей. Их используют в ситуациях, когда применение других средств связи невозможно!
– Современная «ноша» голубей» – это послание, записанное на бумажном или электронном носителе. Раньше, когда бумага была очень дорога, а электронные носители ещё не изобрели, люди письма писали на других материалах. Ребята, вы знаете, на чём раньше люди писали письма?
3. Письма из прошлого (4 минуты)
– Издавна люди писали письма на самых доступных и удобных материалах. В древней Руси, например, писали на берёсте.
– А вот в Египте берёз нет, там использовали папирус. Это материал, похожий на бумагу, сделан из тростника—папируса. Ещё были глиняные и восковые таблички. Позже появился пергамент. Это специально обработанная кожа животных. Лишь затем стали делать
бумагу.
4. Отдыхайка (3 минуты)
5. Внешний вид письма (3 минуты)
– Ребята, вспомните, как сейчас отправляют письма?
– Правильно. Они упакованы в конверт, на котором написан адрес. На конверте наклеены почтовые марки. А зачем нужны марки на конверте?
– Чтобы ваше письмо пришло в любой уголок Земли, на нём должна быть марка. Это плата за его доставку. Иногда красивые или редкие марки покупают не потому, что нужно отправить письмо. Их коллекционируют. А вы знаете, как называются люди, которые коллекционируют почтовые марки? Это филателисты.
– А как вы думаете, ребята, зачем писать письма?
– Кто-нибудь пишет письма вам или вашим родителям?
– А вы сами когда-нибудь писали письма?
6. Практическая работа «Письмо» (5 мин.)
– Ребята, я вам предлагаю научиться составлять письмо. Вам нужно составить из предложений письмо. Для этого расположите предложения в логическом порядке. (Работа в группах)
Здравствуй, Катя!
Я была очень рада получить от тебя письмо.
У меня много новостей: я научилась плавать, на день рождения мне подарили попугая и скоро у меня начнутся каникулы.
Как у тебя дела? Где проведёшь каникулы.
До свидания! Твоя подруга Таня.
– Давайте проверим, как вы восстановили письмо.
– Сначала надо поздороваться, поблагодарить за написанное письмо, поделиться своими новостями, затем спросить о том, какие новости есть у друга и обязательно письмо надо подписать.
– Молодцы! Вы отлично справились и с этим заданием.
7. Практическая работа «Конверт» (5 мин)
– А теперь давайте изготовим конверт для нашего письма.
8. Открытки и кардмейкинг (5 минут)
– А ведь мы с вами ещё не побеседовали о самой яркой, самой красочной составляющей культуры письма—об открытке (или открытом письме с картинкой).
– Посмотрите, каким красивым бывает оперение у разных голубей. Такими же яркими и красивыми бывают открытки. Ребята, вы знаете, для чего они нужны?
– Открытки отправляют по почте к какому-нибудь празднику или дарят друг другу в качестве дополнения к подарку.
– Обычай дарить яркие карточки с поздравлениями пришёл к нам из Англии, где примерно 600 лет назад выпустили первую открытку. В начале 19 века большим успехом стали пользоваться поздравительные карточки, посвящённые различным праздникам.
– В России открытки появились лишь в конце 19 века. Их изготавливали из шёлка и плотной бумаги. Некоторые открытки были декорированы кружевом.
– Позднее, уже в 20 веке, было выпущено великое множество карточек-поздравлений. Такие открытки продавались в любом киоске и стоили недорого, но они потеряли свою оригинальность.
– Сейчас мода на оригинальные открытки постепенно возвращается. Всё больше людей увлечены кардмейкингом.
– Ребята, вы что-нибудь слышали про кардмейкинг?
– Кардмейкинг, от английских слов card – открытка, и make – делать, – это изготовление открыток своими руками.
– Если вы хотите, попробуйте сделать открытку своими руками дома: используйте обои, ткань, кружево, пайетки и др. подручные материалы.
9. Заключение:
(Говорит голубь)
– Вот такой интересной может быть почта! Пишите друг другу письма, ведь получать их очень приятно! До свидания, ребята!
IV. Подведение итогов (2—3 минуты).
– Ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале занятия?
– Что нового вы узнали?
– Что запомнилось больше всего?
– У вас на столах лежат пёрышки. С их помощью оцените свою работу. Если вам было сегодня всё понятно и интересно, поднимите пёрышко голубого цвета. Если понятно, но трудно – жёлтого. А совсем ничего не понятно и занятие прошло неинтересно – белого.
– Спасибо всем за работу.