В современном мире в последнее время стала актуальна проблема развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для самого одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом.
Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь "искру божью”, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы?
Младший школьный возраст – это период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителем начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности, каждый день находить радость в общении с детьми, нести ответственность за их будущее. Дать почувствовать каждому ребенку радость от маленьких открытий.
Многие педагоги полагают, что работать с одаренными детьми легко. Они считают, что одаренные дети – это подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Но это заблуждение! Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии. Срабатывает правило: "не навреди”.
Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отличие от одаренного взрослого, ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.
Сегодня в начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Они имеют более высокие, по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда. Отличаются умением чётко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому применению знаний. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.
Опытный педагог уже на первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, у другого - отличная долговременная память, у третьего – неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач. Кто-то обладает большей способностью абстрагироваться, а кто-то не имеет себе равных в воображении и фантазии. Такие ученики, как правило, имеют высокую мотивацию к изучению предмета. Учитель, наблюдая за учениками во время урока при выполнении различного рода учебных задач во всех видах речевой деятельности (монолог, диалог, письмо, чтение), постепенно замечает быстрое осмысление и переосмысление информации у одних; запоминание, удерживание в памяти и вспоминание полученной информации у других; а концентрация внимания и легкость усвоения материала свойственны третьим.
Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.
Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.
Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека).
1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.
2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание признаков детской одаренности.
3) Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим – как отстающий в психическом развитии.
4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.
Необходимо учитывать то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны. Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. У таких детей хорошо развито чувство юмора.
Перед учителем начальной школы стоит задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. Школа должна взять курс на развитие и выявление способностей всех детей.
В своей работе я предусматриваю реализацию основных направлений работы.
1. Диагностика психологических особенностей школьников с помощью специальных методик. Выявление учащихся, склонных к различным видам деятельности, определение уровня развития мыслительных операций, памяти, речи учащихся.
2. Игры на развитие психических процессов. Формирование более высокого уровня развития через систему специальных упражнений,
3. Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках путём усложнения содержания задания. Развитие познавательных способностей к длительной интеллектуальной деятельности, обучение рациональным приемам самостоятельной работы.
4. Развитие речи учащихся средством внеклассного чтения. Развитие активного словарного запаса, обогащение мировоззрения.
5. Организация совместной деятельности учащихся на уроке через организацию групповых форм работы. Каждый ученик получает возможность на уроке говорить, доказывать, объяснять
6. Система дополнительных творческих заданий. Развитие умения организовывать самостоятельную деятельность, работать с дополнительными источниками информации, в том числе и Интернет.
7. Индивидуальная работа с одаренными учащимися по направлениям. Заинтересованность в более глубоком изучении предмета, участие в олимпиадах и конкурсах.
8. Участие в проектно-исследовательской работе. Заложить основы исследовательской деятельности, участие в научно-практических конференциях и олимпиадах, создание проектов.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся на уроках я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.
Работу с одарёнными детьми необходимо рассматривать как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины, помогает оценить свои силы, чтобы принять самое главное в жизни решение - кем и каким быть.