Организационный момент
– Вновь звучит звонок, пора нам начинать урок, но вы ребята не садитесь, для начала всем гостям вы улыбнитесь!
Присаживаемся тихонько, спинки прямо, ручки вместе.
Пусть на плечи ложатся заботы,
Но не будем мы унывать.
С понедельника по пятницу
Будем знания добывать.
Итак, ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. Наш путь лежит в страну, которой нет на обычных картах. А что это за страна вы узнаете.
У вас на столах лежат билеты на нашу экскурсию, нарисуйте смайлик, соответствующий вашему настроению.
покажите мне с помощью ваших карточек
Отложили.
Актуализация знаний
1. Словарная работа.
(Индивидуальные карточки)
Расположите предложения в нужном порядке, вставьте пропущенные буквы.
Каррр! Кричит ворона.
Улетаю на базар!
Воронята, не деритесь!
И меня в гнезде дождитесь!
Для всех остальных:
Отгадайте загадки, запишите словарные слова.
(1 ученик у доски, остальные в тетрадях.)
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
(Воробей)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто она?
(Ворона)
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.
(Сорока)
Проживает во дворе,
В личном доме-конуре,
И на всех, кого не знает,
То рычит она, то лает.
(Собака)
Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое.
(Корова)
Нарисует облака,
Маму, папу-моряка,
Кошку, лошадь, экипаж
Мой волшебный ... (карандаш).
Если б не было ее
Было б кушать тяжело.
Некуда и суп налить
И котлетку положить.
(Тарелка)
Синоним слова внезапно.
(Вдруг)
оцените работу ученика у доски
ребята оцените каждый себя
– Посмотрите внимательно, друзья мои на доску, можно ли исключить какое-нибудь слово?
(это слово вдруг, оно не является именем существительным, зачёркиваю его).
– Хорошо, а что же такое имя существительное?
(у доски на карте открываю флажки, по какой же стране мы будем путешествовать? -по стране имени существительного) На какие оно вопросы отвечает? Что обозначает?
– Можем ли мы разделить словарные слова на группы?
(одушевленные и неодушевленные имена существительные)
– Образуйте от названий птиц фамилии, а животным дайте клички.
Воробьев, Воронов, Сорокин, Буренка, Рекс. (устно)
– Ребята, а на письме, как мы запишем эти слова? (- с большой буквы)
– Ребята, а буде ли отличаться написание фамилии Воробьёв от слова воробей?
(Подготовленный ученик читает стихотворение)
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Целеполагание
– Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?
(Написание слов с большой буквы)
– Да, действительно, но в учебнике наша тема звучит:
Правописание имён собственных
– Ребят, а все ли вам слова понятны?
– Что значит собственное? Почему именно собственное?
– Какие мы с вами поставим цели:
Что такое имя собственное?
Научиться писать имена собственные.
Физминутка.
Работа по учебнику
– Давайте обратимся к учебникам и проверим наши предположения.
(читаем тихонько про себя, глазками)
– Что мы узнали из правила?
(отвечают ученики)
Работа по теме урока
– Друзья мои, меня зовут: Цыбатова Татьяна Ивановна.
А как звучат ваши фамилия имя отчество? Давайте познакомимся?
(спрашиваю 2-3 учеников)
– 1 ученика вызываю к доске (своё имя пишут, остальные на местах).
– Почему мы написали ФИО с заглавной буквы?
(Это собственные имена существительные)
– Ребята давайте выполним упражнение прочитайте глазками, что мы должны сделать? с. 53 №90
– А некоторым ребятам, я да задание, немного усложненное задание, поработайте в парах и запишите на листочках всё, что относится к Брянскому краю.
Город | |
Улица | |
Поселок | |
Река | |
Кинотеатр | |
Слова для справок: | |
Город | Москва, Киев, Брянск. |
Улица | Почтовая, Тенистая, Филёвская. |
Поселок | Чайковичи, Сосновка, Матвеевка. |
Река | Десна, Волга, Лена. |
Кинотеатр | Полёт, Победа, Панорама. |
Слайд (таблица, а затем картинки)
оцените себя на этом этапе
– И так ребята, мы выяснили, что же относится к именам собственным, ещё раз повторим? А ещё что к ним относится, какой вывод можем сделать из упражнения, выполненного нашими парами? (отвечают дети)
(Подготовленный ученик читает стихотворение)
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
Закрепление полученных знаний
– Предлагаю поработать в группе, разделитесь по четыре человека.
– Перед вами карточки в них слова, найдите ошибки и исправьте.
(в карточке название морей – 1 ряд, 2 – планет, 3 – кличек животных).
К1 – Красное море - это море Индийского океана. Расположено между Аравийским полуостровом и Африкой.
К2 – Солнечная система – планетная система, включает в себя центральную звезду – Солнце. Планеты Солнечной системы – Меркурий, Венера, Земля и Марс.
К3 – Мурка была необыкновенно умной кошкой. Она ловила мышей и приносила свою добычу котятам, маленькому Тому и Клёпе.
– Ребята давайте обобщим все наши знания о собственных именах существительных, что к ним относится!!! Названия городов, стран, улиц, рек, морей, планет, клички животных....
– Как пишутся имена собственные?
– Оцените себя. Достигли мы целей нашего урока?
– Я вас тоже оцениваю.
Домашнее задание
– Запишите домашнее задание : Упражнение с. 59. №101.
– Списать первое предложение и подчеркнуть имена собственные.
– (индивидуально) записать всех членов своей семьи по ФИО.
– Наше путешествие подходит к концу.
– Вам понравилось?
- Я научился...
- Мне было трудно...
- Мне понравилось...
- Я бы хотел похвалить...
Друзья мои мы возвращаемся в наш класс узнав много нового.
(покажите сигнальной карточкой с каким настроением вы вернулись.)
Рефлексия
– Отметьте в вашем билете настроение подходящим смайликом. Плюсиком свои успехи, а быть может у кого-то и трудности.
– Скажите мои дорогие с чем обычно возвращаются с экскурсии?
(с сувенирами и подарками конечно)
– И у меня для вас сюрприз – здесь описание вашего имени откуда оно произошло и что означает.