Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Цели урока: первичное усвоение предметных и метапредметных знаний, создание условий для формирования представлений детей о территориальной границе нашей родины.
Формы и методы обучения: групповая (в парах), фронтальная, индивидуальная; проблемная ситуация, частично-поисковый метод.
Основные термины и понятия: страна, государственная граница, соседствующие страны.
Планируемые образовательные результаты: учащиеся научатся: работать с политической картой, справочным материалом; получат возможность научиться: ставить и сохранять учебную цель, работать самостоятельно, осуществлять самоконтроль; уважать мнение товарищей.
Технологическая карта урока
Дидактическая структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Планируемые |
Организационный момент | Приветствует обучающихся. Организует самоконтроль готовности к уроку | Приветствуют учителя, определяют готовность к уроку | Проверить наличие учебника, атласа, тетради | Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия. |
Мотивация | Человек, не знающий о своей Родине, не
может ею гордиться и быть настоящим гражданином. Сегодня мы будем говорить о уникальности нашей страны и о её соседях. |
Закончите фразу: «Моя страна – самая…». Ученики пробуют дать ответы |
Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание | |
Актуализация ЗУН | Учитель использует прием «Знаю – хочу
узнать – узнал». Что вы знаете о нашей Родине? |
Дети заполняют таблицу сначала самостоятельно, потом, опираясь на предложенные незаконченные предложения. | Моя Родина – … Столица РФ ... Площадь нашей страны … Протяженность нашей границы … Наша страна граничит со странами … Самая протяженная граница России с … Сколько морей омывает территорию нашей страны? Заполните в тетрадях таблицу ЗХУ |
Личностные: осознание
своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия. Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание. |
Выявление трудностей. Постановка целей. | Учитель обобщает ответы, конкретизирует цель. | Дети озвучивают результаты своей
работы с таблицей, формулируют цели: «..Я смог ответить на вопросы … Я не уверен, что ответ* полный. Я не знаю ответ на вопрос … На этом уроке я хотел бы узнать ответы на эти вопросы, расширить свои знания …» |
Познавательные: применяют
полученные знания в практической деятельности,
анализируют, сравнивают, делают выводы. Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнёра, отстаивают свою точку зрения, уважая при этом партнёра. Личностные: развивают мотивы учебной деятельности, учение приобретает личностный смысл; демонстрируют навыки сотрудничества |
|
Изучение нового материала | Какие средства могут помочь нам
получить полные ответы на оставшиеся вопросы? Большое количество ответов нам может дать карта, какую лучше выбрать: физическую или политическую? |
Возможные ответы: - учебник, - интернет, - карта, - справочник, - энциклопедия. Учащиеся начинают работу с политической картой мира |
По ходу рассмотрения карты отвечают на вопросы и заполняют таблицу в тетради | Личностные: проявляют
самостоятельность в поиске решения задачи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний. Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: умеют слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы. |
Закрепление нового материала. | Контролирует деятельность в случае необходимости корректирует работу. | Ребята работают с атласом и контурной картой. | На контурной карте: - обведите границу России, - укажите столицу, - подпишите названия стран-соседей России, - подпишите моря, омывающие РФ |
Познавательные: осуществляют
поиск необходимой информации из материалов
учебника и рассказа учителя, из услышанного
стихотворения, в результате анализа делают
вывод. Коммуникативные: способность работать в паре; готовность слушать собеседника и вести диалог; эффективно сотрудничать с учителем и сверстниками. Регулятивные: оценивают свои знания, выделяют то, что уже известно, и то, что предстоит узнать и усвоить. Личностные: имеют желание выполнить работу без ошибок, понимают важность соблюдения определённых правил. |
Контроль, проверка полученных результатов | После самостоятельной работы учитель
предлагает обменяться картами и поверить работу
друг друга. На какие вопросы, поставленные в начале урока не смогли ответить? Давайте обратимся к другому источнику информации. |
Найди 13 указанных морей. Найди 16 стран – соседей. Осуществляется взаимопроверка контурных кар, заполняется таблица З-Х-У. Часть детей читает учебник, вторая группа работает с энциклопедией, третья группа ищет ответ в интернете. Полученной информацией дополняется таблица. По окончании работы учащиеся обмениваются новыми сведениями. |
Познавательные: применяют
полученные знания в практической деятельности,
анализируют, сравнивают, делают выводы. Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнёра, отстаивают свою точку зрения, уважая при этом партнёра и самого себя. Регулятивные: контролируют и корректируют свои действия и действия партнёра. Личностные: развивают мотивы учебной деятельности, учение приобретает личностный смысл; демонстрируют навыки сотрудничества. |
|
Рефлексия. Подведение итогов. | Продолжите фразу, применив информацию,
полученную на уроке. Д.З. Изучив материал учебника, подготовьте сообщение об одной и стран, соседствующей с Россией. |
Сегодня я узнал … Меня удивило … Мне захотелось … Я испытал … Ребята выбирают соседствующие страны, о которых хотели бы узнать. (Учебник «Окружающий мир» 2 часть стр. 59–68) |
Познавательные: применяют
полученные знания в практической деятельности,
анализируют, сравнивают, делают выводы. Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнёра, отстаивают свою точку зрения, уважая при этом партнёра и самого себя. Регулятивные: контролируют и корректируют свои действия и действия партнёра. Личностные: развивают мотивы учебной деятельности, учение приобретает личностный смысл; демонстрируют навыки сотрудничества. |