Технологическая карта урока окружающего мира в 4-м классе

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 4

Ключевые слова: технологическая карта, государственная граница, страны первого порядка


Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Цели урока: первичное усвоение предметных и метапредметных знаний, создание условий для формирования представлений детей о территориальной границе нашей родины.

Формы и методы обучения: групповая (в парах), фронтальная, индивидуальная; проблемная ситуация, частично-поисковый метод.

Основные термины и понятия: страна, государственная граница, соседствующие страны.

Планируемые образовательные результаты: учащиеся научатся: работать с политической картой, справочным материалом; получат возможность научиться: ставить и сохранять учебную цель, работать самостоятельно, осуществлять самоконтроль; уважать мнение товарищей.

Технологическая карта урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые
результаты / УУД

Организационный момент Приветствует обучающихся. Организует самоконтроль готовности к уроку Приветствуют учителя, определяют готовность к уроку Проверить наличие учебника, атласа, тетради Личностные: самоорганизация.
Регулятивные: способность регулировать свои действия.
Мотивация Человек, не знающий о своей Родине, не может ею гордиться и быть настоящим гражданином.

Сегодня мы будем говорить о уникальности нашей страны и о её соседях.

  Закончите фразу: «Моя страна – самая…».

Ученики пробуют дать ответы

Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание
Актуализация ЗУН Учитель использует прием «Знаю – хочу узнать – узнал».

Что вы знаете о нашей Родине?

Дети заполняют таблицу сначала самостоятельно, потом, опираясь на предложенные незаконченные предложения. Моя Родина – …

Столица РФ ...

Площадь нашей страны …

Протяженность нашей границы …

Наша страна граничит со странами …

Самая протяженная граница России с …

Сколько морей омывает территорию нашей страны?

Заполните в тетрадях таблицу ЗХУ

Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия.
Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.
Выявление трудностей. Постановка целей. Учитель обобщает ответы, конкретизирует цель. Дети озвучивают результаты своей работы с таблицей, формулируют цели:

«..Я смог ответить на вопросы …

Я не уверен, что ответ* полный.

Я не знаю ответ на вопрос …

На этом уроке я хотел бы узнать ответы на эти вопросы, расширить свои знания …»

  Познавательные: применяют полученные знания в практической деятельности, анализируют, сравнивают, делают выводы.
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнёра, отстаивают свою точку зрения, уважая при этом партнёра.
Личностные: развивают мотивы учебной деятельности, учение приобретает личностный смысл; демонстрируют навыки сотрудничества
Изучение нового материала Какие средства могут помочь нам получить полные ответы на оставшиеся вопросы?

Большое количество ответов нам может дать карта, какую лучше выбрать: физическую или политическую?

 Возможные ответы:

- учебник,

- интернет,

- карта,

- справочник,

- энциклопедия.

Учащиеся начинают работу с политической картой мира

По ходу рассмотрения карты отвечают на вопросы и заполняют таблицу в тетради Личностные: проявляют самостоятельность в поиске решения задачи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.
Коммуникативные: умеют слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы.
Закрепление нового материала. Контролирует деятельность в случае необходимости корректирует работу. Ребята работают с атласом и контурной картой. На контурной карте:

- обведите границу России,

- укажите столицу,

- подпишите названия стран-соседей России,

- подпишите моря, омывающие РФ

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника и рассказа учителя, из услышанного стихотворения, в результате анализа делают вывод.
Коммуникативные: способность работать в паре; готовность слушать собеседника и вести диалог; эффективно сотрудничать с учителем и сверстниками.
Регулятивные: оценивают свои знания, выделяют то, что уже известно, и то, что предстоит узнать и усвоить.
Личностные: имеют желание выполнить работу без ошибок, понимают важность соблюдения определённых правил.
Контроль, проверка полученных результатов После самостоятельной работы учитель предлагает обменяться картами и поверить работу друг друга.

На какие вопросы, поставленные в начале урока не смогли ответить?

Давайте обратимся к другому источнику информации.

  Найди 13 указанных морей.

Найди 16 стран – соседей.

Осуществляется взаимопроверка контурных кар, заполняется таблица З-Х-У.

Часть детей читает учебник, вторая группа работает с энциклопедией, третья группа ищет ответ в интернете.

Полученной информацией дополняется таблица.

По окончании работы учащиеся обмениваются новыми сведениями.

Познавательные: применяют полученные знания в практической деятельности, анализируют, сравнивают, делают выводы.
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнёра, отстаивают свою точку зрения, уважая при этом партнёра и самого себя.
Регулятивные: контролируют и корректируют свои действия и действия партнёра.
Личностные: развивают мотивы учебной деятельности, учение приобретает личностный смысл; демонстрируют навыки сотрудничества.
Рефлексия. Подведение итогов. Продолжите фразу, применив информацию, полученную на уроке.

Д.З. Изучив материал учебника, подготовьте сообщение об одной и стран, соседствующей с Россией.

Сегодня я узнал …

Меня удивило …

Мне захотелось …

Я испытал …

Ребята выбирают соседствующие страны, о которых хотели бы узнать.

(Учебник «Окружающий мир» 2 часть стр. 59–68)

  Познавательные: применяют полученные знания в практической деятельности, анализируют, сравнивают, делают выводы.
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнёра, отстаивают свою точку зрения, уважая при этом партнёра и самого себя.
Регулятивные: контролируют и корректируют свои действия и действия партнёра.
Личностные: развивают мотивы учебной деятельности, учение приобретает личностный смысл; демонстрируют навыки сотрудничества.