На уроках литература. Как ни на каком другом уроке оправдывает себя работа с произведениями с использованием модальностей. Модальность – это способ восприятия мира, относящийся к ведущей сенсорной системе (ощущения, слух, вид). В зависимости от ведущего способа восприятия окружающей действительности модальности делят на кинестетическую (чувства) – кинео, аудиальную (слух) – аудио, визуальную (вид) – видео, дигитальную (размышление, внутренний диалог) – дигио.
Художественные произведения анализируются по следующему плану:
- История создания произведения
- Место в творчестве и/или в культуре
- Род произведения
- Жанр произведения
- Проблематика
- Тема
- Образный строй
- Композиция
- Основная мысль (идея)
- Художественные особенности
- Результат исследования
Рассмотрим анализ лирического произведения на уроках литературы на примере стихотворения А.А.Ахматовой «Родная земля»
И в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще нас.
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно — своею.
I. История создания произведения
Стихотворение написано Анной Андреевной на склоне лет, в 1961 году (в 72 года), во время пребывания в больнице.
II. Место в творчестве автора и/или в культуре
Произведение относится к завершающему периоду в творчестве Ахматовой, времени размышлений, воспоминаний и подведения итогов. Оно вошло в сборник под названием «Венок мертвым».
III. Род произведения
Лирический род – есть рифма, нет реплик действующих лиц; воспроизводится субъективное личное чувство поэтессы к Родине.
IV. Жанр произведения
Стихотворение «Родная земля» написано в жанре патриотической лирики. Сама поэтесса определила используемый ею жанр как «гражданская лирика».
V. Проблематика
- отношения к земле;
- отношения к Родине;
- отношения к смерти.
VI. Тема
Поэтессу печалит, что к земле стали относиться лишь как к природному ресурсу, но не как самой большой ценности, которая есть у человека.
VII. Образный строй
- Люди – мы
Земля – Родина
VIII. Композиция
Особенность композиционной структуры стихотворения заключается в условном разделении его на две части.
Эпиграфом в «Родной земле» являются строки известного ахматовского стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю» (1922). В нем также звучит тема Родины, и очерчиваются основные черты русского национального характера
- В первой части говорится об обесценивании людьми понятия Родины, земли на которой они живут.
- Во второй части А.А.Ахматова дает обозначение тому, что для нее означает Родина.
IХ. Основная мысль (идея)
Человек может назвать край своим, только если он намерен прожить в нем до конца своих дней, невзирая на трудности и препоны. Отчизна — истинная ценность человечества, вечная, верная, непреходящая, даже если она неласковая или некрасивая.
Х. Художественные особенности
Размер: первые 8 стихов написаны ямбом, а последние 6 – анапестом.
Рифмовка: нестрогая перекрестная рифма (АВАВ) создает впечатление вольной композиции.
Стихотворение состоит из 14 строк, 5 предложений
1) Видео (В): эпитет |
(В заветных ладанках не носим на груди,) |
2) Аудио (А): |
(О ней стихи навзрыд не сочиняем,) |
3) Кинео (К): эпитет |
(Наш горький сон она не бередит,) |
4) Дигио (Д): эпитет |
(Не кажется обетованным раем.) |
5) Д: инверсия |
(Не делаем ее в душе своей) |
6) Д: |
(Предметом купли и продажи,) |
7) Д: ОЧП |
(Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,) |
8) Д: |
(О ней не вспоминаем даже.) |
9) В: метафора, анафора |
(Да, для нас это грязь на калошах,) |
10) К: метафора, анафора |
(Да, для нас это хруст на зубах.) |
11) Д: ОЧП |
(И мы мелем, и месим, и крошим) |
12) Д: эпитет |
(Тот ни в чем не замешанный прах.) |
13) Д: метафора |
(Но ложимся в нее и становимся ею,) |
14) А: |
(Оттого и зовем так свободно — своею.) |
_________________________
В – 2; А – 2; К – 2; Д – 8.
Примечание: А.А.Ахматова написала стихотворение «Родная земля» используя дигитальную модальность (логическое осмысление), минимум художественно-изобразительных средств. Анна Андреевна хотела этим лирическим произведением лаконично и просто показать, как и за что можно любить Родину. Она будто доказывает, что Отчизну любят не внешне, не на публику, а сокровенно и интимно, каждый по-своему. Чтобы донести это максимально легко и непринуждённо, поэтесса намеренно не нагружает текст развёрнутыми метафорами, гиперболами и градациями, над которыми каждый читатель должен задуматься, прежде чем всецело осмыслить.
ХI. Результат исследования
Результат исследования пишется как вывод из всего вышенаписанного, информация берётся из I по Х пунктов анализа в виде текста. Этот текста становится частью сочинения. Такая работа над произведением позволяет всесторонне изучить произведение, научить анализировать, писать тексты, подготовиться к выполнению заданий 8, 9, 15, 16, 17 ЕГЭ по литературе.