Анализ стихотворного произведения с использованием модальностей (из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Разделы: Русский язык

Класс: 10

Ключевые слова: ЕГЭ, анализ стихотворения, А.А.Ахматова «Родная земля»


На уроках литература. Как ни на каком другом уроке оправдывает себя работа с произведениями с использованием модальностей. Модальность – это способ восприятия мира, относящийся к ведущей сенсорной системе (ощущения, слух, вид). В зависимости от ведущего способа восприятия окружающей действительности модальности делят на кинестетическую (чувства) – кинео, аудиальную (слух) – аудио, визуальную (вид) – видео, дигитальную (размышление, внутренний диалог) – дигио.

Художественные произведения анализируются по следующему плану:

  1. История создания произведения
  2. Место в творчестве и/или в культуре
  3. Род произведения
  4. Жанр произведения
  5. Проблематика
  6. Тема
  7. Образный строй
  8. Композиция
  9. Основная мысль (идея)
  10. Художественные особенности
  11. Результат исследования

Рассмотрим анализ лирического произведения на уроках литературы на примере стихотворения А.А.Ахматовой «Родная земля»

И в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще нас.

В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно — своею.

I. История создания произведения

Стихотворение написано Анной Андреевной на склоне лет, в 1961 году (в 72 года), во время пребывания в больнице.

II. Место в творчестве автора и/или в культуре

Произведение относится к завершающему периоду в творчестве Ахматовой, времени размышлений, воспоминаний и подведения итогов. Оно вошло в сборник под названием «Венок мертвым».

III. Род произведения

Лирический род – есть рифма, нет реплик действующих лиц; воспроизводится субъективное личное чувство поэтессы к Родине.

IV. Жанр произведения

Стихотворение «Родная земля» написано в жанре патриотической лирики. Сама поэтесса определила используемый ею жанр как «гражданская лирика».

V. Проблематика

  • отношения к земле;
  • отношения к Родине;
  • отношения к смерти.

VI. Тема

Поэтессу печалит, что к земле стали относиться лишь как к природному ресурсу, но не как самой большой ценности, которая есть у человека.

VII. Образный строй

  • Люди – мы
    Земля – Родина

VIII. Композиция

Особенность композиционной структуры стихотворения заключается в условном разделении его на две части.

Эпиграфом в «Род­ной земле» являются строки известного ахматовского стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю» (1922). В нем также звучит тема Родины, и очерчиваются основные черты русского национального характера

  • В первой части говорится об обесценивании людьми понятия Родины, земли на которой они живут.
  • Во второй части А.А.Ахматова дает обозначение тому, что для нее означает Родина.

IХ. Основная мысль (идея)

Человек может назвать край своим, только если он намерен прожить в нем до конца своих дней, невзирая на трудности и препоны. Отчизна — истинная ценность человечества, вечная, верная, непреходящая, даже если она неласковая или некрасивая.

Х. Художественные особенности

Размер: первые 8 стихов написаны ямбом, а последние 6 – анапестом. 

Рифмовка: нестрогая перекрестная рифма (АВАВ) создает впечатление вольной композиции.

Стихотворение состоит из 14 строк, 5 предложений

1) Видео (В): эпитет

 заветных ладанках не носим на груди,)

2) Аудио (А):

 (О ней стихи навзрыд не сочиняем,)

3) Кинео (К): эпитет

 (Наш горький сон она не бередит,)

4) Дигио (Д): эпитет

 (Не кажется обетованным раем.)

5) Д: инверсия

 (Не делаем ее в душе своей)

6) Д:

 (Предметом купли и продажи,)

7) Д: ОЧП

 (Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,)

8) Д:

 (О ней не вспоминаем даже.)

9) В: метафора, анафора

 (Да, для нас это грязь на калошах,)

10) К: метафора, анафора

 (Да, для нас это хруст на зубах.)

11) Д: ОЧП

 (И мы мелем, и месим, и крошим)

12) Д: эпитет

 (Тот ни в чем не замешанный прах.)

13) Д: метафора

 (Но ложимся в нее и становимся ею,)

14) А:

 (Оттого и зовем так свободно — своею.)

_________________________
В – 2; А – 2; К – 2; Д – 8.

Примечание: А.А.Ахматова написала стихотворение «Родная земля» используя дигитальную модальность (логическое осмысление), минимум художественно-изобразительных средств. Анна Андреевна хотела этим лирическим произведением лаконично и просто показать, как и за что можно любить Родину. Она будто доказывает, что Отчизну любят не внешне, не на публику, а сокровенно и интимно, каждый по-своему. Чтобы донести это максимально легко и непринуждённо, поэтесса намеренно не нагружает текст развёрнутыми метафорами, гиперболами и градациями, над которыми каждый читатель должен задуматься, прежде чем всецело осмыслить.

ХI. Результат исследования

Результат исследования пишется как вывод из всего вышенаписанного, информация берётся из I по Х пунктов анализа в виде текста. Этот текста становится частью сочинения. Такая работа над произведением позволяет всесторонне изучить произведение, научить анализировать, писать тексты, подготовиться к выполнению заданий 8, 9, 15, 16, 17 ЕГЭ по литературе.