Учебная мотивация как средство социализации учащихся на уроках математики

Разделы: Математика

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: мотивация, социализация детей, мотивация к обучению


Ничего нет в жизни более важного и любопытного,
чем мотивы человеческих действий.
М.Горький

Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

Презентация

Интерес учащихся к математическим знаниям снижается. Одна из основных причин в том, что на уроках математики учитель часто слышит от учеников: «Мне неинтересно, мне непонятно, зачем мне это надо?». Поэтому все сложнее становится стимулировать обучающихся на осмысление своих образовательных и жизненных целей и возможностей, создавать условия для самостоятельной успешной деятельности. (слайд 2)

Есть такое мудрое высказывание: «Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить»*. Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые я ставлю в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и приобрели личностную значимость. (слайд 3)

____________________

* Дороти Паркер (1893—1967) — американская писательница и поэтесса.

Математику должны изучать все дети: с разными способностями, склонностями, предпочтениями…

Чтобы заинтересовать детей таким непростым школьным предметом, как математика, помочь увидеть изящество и красоту её стройных формул, я использую нетрадиционные формы запоминания, литературные минутки, исторические экскурсы, ассоциации. (слайд 4)

Кроме того, упражнения по нахождению одинаковых понятий в различных науках (гипербола в математике – гипербола в литературе) помогают найти их объединяющий стержень, приблизить математику к условиям реальной жизни и возникающих в ней задач. Межпредметные связи, творческое мышление, ассоциативное мышление,- всё это ведёт к собственным открытиям моих учеников. (слайд 5)

Не у всех учеников в равной степени развита способность проводить анализ воспринимаемых свойств и качеств предмета. У них еще крепка связь с практической деятельностью: воспринять предмет — значит потрогать, произвести с ним какие-то действия, что-то изменить в нем, и кроме того, их восприятие эмоционально: наглядное, яркое, живое воспринимается ими лучше, отчетливее.

Поэтому, обучение математике я стараюсь проводить преимущественно на наглядно­действенном и наглядно-образном уровнях с постепенным переходом на общепринятую символику, за которой, однако, не должно теряться содержание.

Например, на уроках геометрии я предлагаю детям проследить аналогии между окружающими нас предметами и геометрическими фигурами. (слайд 6)

Анализируя результаты государственной итоговой аттестации, можно сделать вывод, что решаемость текстовых задач прикладного характера составляет очень малый процент. Решение прикладных задач знакомит учащиеся с явлениями реального мира и его математическими моделями. Прикладное значение этой темы затрагивает все сферы нашей жизни и способствует развитию логического мышления, повышает эффективность обучения математике и смежным дисциплинам. (слайд 7)

Ребенку часто непонятно, зачем нужно изучать ту или иную тему и где это используется. По этой причине я рассматриваю изучение тем в их естественной взаимосвязи. В этом мне помогают задачи, которые, дополняя друг друга и закладывая необходимые связи между содержательными линиями курса, обеспечивают тем самым системность (научность) сформированных у учащихся знаний. (слайд 8)

При знакомстве с задачами я отталкиваюсь не столько от текста и его анализа, сколько от знакомых и интересных для детей жизненных ситуаций, в которых можно найти те или иные количественные соотношения. При этом мы рассматриваем эти ситуации с особых «математических» позиций.

Цель решения подобных задач – дать возможность детям самим открыть алгоритм решения. (слайд 9)

Со своими учениками я решаю задачи и здоровьесозидательного характера. В стране сейчас происходит большое количество дорожно-транспортных происшествий. Одной из причин этих ДТП является неумение водителями и пешеходами решать дорожно-транспортные задачи. (слайд 10)

Думаю, что решая подобные задачи, дети задумаются над тем, стоит ли перебегать дорогу перед близко идущим транспортом.

Состоянием окружающей среды и своим здоровьем обеспокоены многие, но всё равно никто не отказывается ездить на автомобиле, и не спешит утилизировать мусор. Об ожидающих мир экологических катастрофах говорят много, размышляя о том, что можно предпринять для примирения живой и неживой природы. (слайд 11)

Решив задачи такого содержания, ученик задумается, чем он может помочь в решении этой проблемы.

Большую роль математика играет в развитии личности учащихся. Для этого я подбираю материал, содержание которого способствует воспитанию нравственности, чувства долга, ответственности. При изучении математики я использую задачи с содержанием регионального компонента. При выполнении задания учащийся выбирает интересный для себя фрагмент из достоверной информации, выстраивает математическую модель задачи. Делясь друг с другом текстами составленных задач, решая их, дети непроизвольно запоминают полезную для себя информацию. (слайд 12)

В процессе обучения математике я применяю как индивидуальные, так и групповые формы работы, или их разумное сочетание.

Применение индивидуальных форм работы я предпочитаю там, где учащийся должен овладеть навыками построения, работы по алгоритму. (слайд 13) Работу в паре провожу там, где выполнение задания требует определенного качества или умения, которым не все учащиеся владеют в одинаковой мере, но которое хотелось бы развить у всех. Групповые формы работы выбираю в тех случаях, когда надо что-то обсудить, выдвинуть предположения или проделать большой объем работы, который без потери общей идеи может быть распределен между членами группы. (слайд 14)

Для активизации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, формирования метапредметных знаний и умений я использую элементы кейс-технологии.

Для этого организую самостоятельную деятельность учащихся, где каждый может реализовать свои способности и интересы, то есть создаю «развивающую среду», в которой происходит развитие познавательной деятельности и формирование компетенций обучающихся.

Актуальность применения кейс-технологии определяет решение и конкретных профессиональных проблем, что дает возможность осуществить ученику так называемые профессиональные пробы, позволяя «примерить на себя» ту или иную профессию для того, чтобы сделать наиболее осознанный выбор. (слайд 15)

Например, эпизод из реальной следственной практики. Получив сообщение о краже, следователь выехал на место происшествия. Следователь выдвинул версию об инсценировке кражи с помощью теоремы Пифагора.

Применение в профильном обучении кейс-технологии способствует формированию у учащихся высокой мотивации к учебе; развивает такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства; формирование основ деловой этики.

Решить задачу личностно-ориентированного обучения мне помогает применение элементов технологии коучингового подхода**. Я строю ход своих уроков таким образом, чтобы ученик воспринимал меня не как наставника, а как партнера, который увлечен теми же интересами и занят решением тех же проблем.

____________________

** Мэрилин Аткинсон – президент Международного Эриксоновского Университета, коуч.

Основной инструмент данной технологии – это вопросы. (слайд 16)

Допущенные ошибки при ответах на вопросы учащиеся рассматривают не как проигрыш или провал, а как ценный опыт, который позволяет скорректировать дальнейшую работу, наметить свою траекторию развития.

Ожидаемым результатом применения в моей практике элементов технологий коучингового подхода является повышение мотивации, а в связи с этим и осознанное отношение к учебной деятельности как к лично значимой. Всё это способствует раскрытию потенциала учащихся.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Работа над осмысленным чтением текста задания способствует развитию универсальных учебных действий.

Воспринимая содержание задания (не важно, дается ли оно в виде рисунка или текста), ученик должен суметь выделить из представленной информации существенную для выполнения задания часть (найти данные, искомое, установить связи между ними, выделить условие, вопрос). Далее, не теряя из памяти эту информацию, он должен продумать план решения задачи и затем начать его осуществлять.

Например, огромное количество задач мы находим на страницах книги Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера». (слайд 17)

Компьютер предоставляет принципиально новые возможности при изучении математики как школьного предмета. Для меня обучение с использованием ИКТ не просто помогает дать учащимся математическое содержание, но и служит решению задачи всестороннего развития ребенка: развития его мотивационной сферы, психических процессов, интеллектуальных способностей, творческих качеств личности. Не подменяя собой учебник, электронные издания позволяют организовать деятельность учащихся в таких направлениях, которые принципиально невозможно или чрезвычайно трудно осуществить, используя традиционные информационные источники.

На своих уроках я использую программу-тренажер «Арифметические действия с обыкновенными дробями», версия 2.1, С.А.Ермолин, 2000 г.; программу «Игра по арифметике» (зарубежное электронное издание); электронное издание (мультимедийный компакт-диск) «Математика 5-11», издательство «Дрофа» и ООО «ДОС».

Эти программы размещены также на моем сайте http://elena.wc.lt/ в рубрике «Методическая копилка. В помощь ученику» для отработки учащимися навыков счета. (слайд 18)

На первый взгляд кажется трудным найти на уроке время, необходимое для ознакомления с историческим материалом. Однако для меня вопрос о формах использования элементов истории математики на уроках почти полностью подчинен главному вопросу – связи изучаемой в школе математики с историей. Какая бы ни была форма сообщения исторических фактов: краткая беседа, экскурс, лаконичная справка, решение задачи, показ и разъяснение рисунка, – использованное время нельзя считать потерянным напрасно, если учитель сумел преподнести исторический факт в тесной связи с изучаемым на уроке теоретическим материалом.(слайд 19)

В основе ФГОС лежат системно-деятельностный подход и концепция развивающего обучения. Обе идеи предполагают развитие личности учащихся в процессе предметного обучения через систему универсальных учебных действий, т.е. умений, которые могут быть применимы при решении практически любых задач или проблем не только в рамках предмета или предметной области, но и в повседневных жизненных ситуациях.

Каким образом получить объективную и комплексную информацию о достижениях учащихся в разных областях?

Для выявления образовательных результатов, я придерживаюсь принципа гласности и открытости, разрабатываю тематические и диагностические контрольные работы в формате критериального оценивания.

Диагностика помогает мне изучить познавательные возможности учащихся, уровень развития познавательного интереса, предметных и метапредметных умений, личностных качеств, ценностных ориентиров и т.д. На основе полученных данных я подбираю наиболее эффективные методы и формы обучения предмету с учетом как потенциала школьников в начале обучения, так и динамики достижений каждого ученика, реализуя принцип дифференцированного подхода к обучению.

Применяю различные формы диагностики: тесты, анкеты, предметные и метапредметные диагностические контрольные работы и др.

В начале каждой темы на первом уроке я знакомлю учащихся с одним из вариантов контрольной работы с описанием уровневых дескрипторов (требований) оценки, а в ходе изучения материала использую задания, подобные тем, что применяются в контрольных работах.

Таким образом, достигается объективность и единство подхода к оцениванию результатов обучения, происходит снижение тревожности и боязни ошибок, растет уровень общей мотивации учащихся к изучению предмета. А это уже личностные результаты.

Задания стараюсь подбирать, основанные на содержании предмета, но нацеленные на диагностику метапредметных умений. Такой подход не только отвечает принципам ФГОС, но и позволяет сблизить разные предметные области в сознании учителя и ученика, а значит, приблизиться к реальным жизненным ситуациям.

Предметные результаты я отслеживаю при проведении: текущей аттестации, промежуточной аттестации, рубежной аттестации, итоговой аттестации, предметных олимпиад, конференций, творческих конкурсов и т.д.

Метапредметные результаты я отслеживаю при проведении: стартовой диагностика, промежуточной диагностики, наблюдения, фиксации данных, анализа, рефлексии (саморефлексии).

Личностные результаты я отслеживаю при проведении: наблюдения, фиксации данных, анализа, рефлексии (саморефлексии). (слайд 20)

Оптимизация образовательного процесса состоит для меня в грамотном сочетании традиционных, хорошо зарекомендовавших себя технологий обучения и современных педагогических технологий.

Я как любой учитель, желающий получить реальные и положительные результаты своего труда, занимаюсь анализом, поиском и воплощением в жизнь интересных находок и инноваций (необязательно исключительно новых элементов, но «новых» с точки зрения их применения в новых условиях).

На мой взгляд, формировать и развивать учебную мотивацию – значит создавать для учащегося такие условия и ситуации развертывания активности, где достижение новых образовательных результатов будет происходить с учетом жизненного опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

В этом случае урок становится ярким событием, источником информации и впечатлений. Ребята становятся не просто слушателями, а активными участниками, исследователями, экспертами. Каждый ученик в классе имеет возможность заняться интересным для него делом, что позволяет формировать социальные и практически значимые знания и навыки, необходимые при решении важных для личности и общества проблем. (слайд 21)

Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно — указать дорогу.*** И решающая роль в этом принадлежит мне, как учителю.

____________________

*** Ричард Олдингтон (1892—1962) — английский поэт, прозаик, критик.