Цель урока:
- Формирование представлений о новой лексико-грамматической категории местоимений; о роли местоимений в речи, в тексте.
- Совершенствование навыков правописания безударных гласных в корне слова, правописание приставок; непроизводимых согласных в корне слова.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие.
II. Сообщение темы и целей урока
Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием о местоимении. Научимся находить местоимение в тексте, в речи. Повторим правописание безударных гласных в корне слова, правописание приставок, непроизносимых согласных в корне слова.
– Итак, начнем наш урок.
– Ребята, какое время года вам нравится больше всего?
– Почему?
– А сейчас какое время года?
– Почему весна удивительное, прекрасное время года?
Просыпается природа после долгого сна, появляются подснежники, тепло светит солнышко, все оживает: деревья трава. Прилетают весенние птицы. И природа, и люди радуются весне.
– Поэтому наш урок посвятим весне.
III. Проверка домашнего задания
А теперь давайте проверим домашнее задание.
– Что было задано на дом?
Письмо по памяти.
– Давайте проверим домашнее задание.
(у доски напишет нам ….). Остальные выполнят в тетрадях (пишут текст).
– Можно этот текст озаглавить?
– Какое заглавие можно дать данному тексту?
1. Орфографическая работа.
– Какая орфограмма спряталась в слове весна? (безударная гласная в корне слова).
– Как проверить безударную гласную в корне слова?
– Я вам сейчас продиктую несколько слов на заданную орфограмму, а вы постарайтесь правильно их записать.
2. Работа по перфокартам.
Несколько человек работает по перфокартам.
В лесу, золотой, зелёный, цвели, деревья.
Обратите внимание на правописание приставки в слове продержится.
– Как пишутся гласные и согласные в приставках? (независимо от произношения).
– Запишите следующие слова:
Надпись, пошёл, сделать, помечтать, перестроить.
Весеннее.
IV. Объяснение нового материала
Вернемся к нашему тексту. Вы, наверное, обратили внимание при выполнении домашнего задания на то, что в тексте выделены слова.
– Назовите их. (он, свои, такая, несколько).
– Давайте выделим их цветным мелом. Что это за слова?
– Какой частью речи являются?
Об этом мы узнаем сегодня на уроке.
Оказывается, в русском языке есть слова, которые употребляются вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий. Они не называют предмет, признак, количество, признак действия, а указывает на признак, предмет, количество, признак действия.
Сейчас мы в этом убедимся.
– На что указывает слово ОНА?
– Прочитайте первое и второе предложение.
(Местоимение ОНА указывает на предмет)
– Какое слово заменяет ВЕСНА?
– На что указывает местоимение СВОИ? (на признак предмета).
– А местоимение ТАКАЯ? (признак предмета)
– Местоимение НЕСКОЛЬКО? (количество).
Итак, местоимение как часть речи не называет, а указывает на ЧТО?
ЧТЕНИЕ ПАМЯТКИ О МЕСТОИМЕНИИ. (Приложение №1)
– На какие вопросы отвечают местоимения?
– Обратимся к тексту.
Что? – ОНА
В чьи? – СВОИ
Какая? – ТАКАЯ
Сколько? – НЕСКОЛЬКО
– Итак, на какие вопросы отвечают местоимения?
– Какими членами предложения является местоимение?
ОНА – подлежащее
СВОИ – определение
ТАКАЯ – определение
НЕСКОЛЬКО – обстоятельство
ЧТЕНИЕ ПАМЯТКИ О МЕСТОИМЕНИИ. (Приложение №1)
В предложении местоимения могут обычно быть подлежащими, дополнением, определение, обстоятельство.
– Как вы думаете, почему эти предложения называются текстом? (Потому что объединены одной темой. Последующие предложения объясняют смысл предыдущего).
– При помощи чего осуществляется эта связь? (при помощи местоимений)
– Найдите связывающие слова? (она, такая, несколько).
– Как связано 1 и 2 предложение?
Во 2 предложении местоимение ОНА заменяет слово ВЕСНА и соединяет первое предложение со вторым.
Местоимение ТАКАЯ заменяет все предыдущие предложения и соединяет третье и четвертое предложение.
Местоимение НЕСКОЛЬКО в сочетании с существительным ДНЕЙ соединяет предшествующие предложения.
– Какой можно сделать вывод?
Местоимения служат средством соединения с целью избежания повторов.
Итак, что мы узнали о местоимении как часть речи? ЧИТАЕМ ПАМЯТКУ. (приложение №1)
V. Закрепление
А сейчас закрепим знания о местоимениях. Вам предлагается новый текст.
– Озаглавьте его и вставьте пропущенные местоимения, обращаясь к слову для справок (Приложение №3)
Выполняется задание.
– Впишите в предложения подходящие по смыслу слова (прилагательные).
– Для чего используются прилагательные в тексте? (для образности, яркости, красоты текста)
– Назовите местоимения, которые использовали из слов для справок?
– Местоимение ЕГО какое заменяет существительное? (солнышко)
– На какой вопрос отвечает? (от чего?)
– Определите падеж? (Р.п.)
– На что указывает местоимение? (на предмет)
– Каким членом предложения является? (дополнением)
– Местоимение ОНИ какое заменяет слово? (почки)
– На что указывает местоимение? (на предмет)
– Назовите падеж? (И.п.)
– Назовите число? (мн.ч.)
Видите, ребята, местоимение изменяется по падежам, числам. Но об этом мы узнаем на следующем уроке.
– На какой вопрос отвечает местоимение ВСЕ?
– На что указывает? (предмет).
– Каким членом предложения является? (подлежащим)
– Как озаглавить текст?
– Правильно, молодцы!
(Природа весной. Весна. Весеннее пробуждение.)
Как вы видите, мы сегодня говорим только о весне. Весна всегда приносит радость, тепло и хорошее настроение. Почему?
(Потому что это самое лучшее время года)
Работа с предложением.
Давайте запишем это предложение и сделаем синтаксический разбор.
ЧИТАЕМ ПАМЯТКУ (Приложение №2)
(тире, потому что главные члены предложения одной части речи. (сущ)).
Делаем разбор. (повест., невоскл., простое, распр., не осложнено).
VI. Итог урока
– Итак, что мы узнали сегодня на уроке? (познакомились с местоимением как частью речи).
– На что указывают местоимения как часть речи?
– На какие вопросы отвечают?
– Как изменяются?
– Какими членами предложения являются?
VII. Домашнее задание
Используя опорные слова, составьте предложения (текст) о любимом времени года – весна. Подчеркнуть местоимения. (Приложение №4)