Урок по русскому языку "Понятие о местоимении"

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: русский язык, местоимение


Цель урока:

  • Формирование представлений о новой лексико-грамматической категории местоимений; о роли местоимений в речи, в тексте.
  • Совершенствование навыков правописания безударных гласных в корне слова, правописание приставок; непроизводимых согласных в корне слова.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие.

II. Сообщение темы и целей урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием о местоимении. Научимся находить местоимение в тексте, в речи. Повторим правописание безударных гласных в корне слова, правописание приставок, непроизносимых согласных в корне слова.

– Итак, начнем наш урок.

– Ребята, какое время года вам нравится больше всего?

– Почему?

– А сейчас какое время года?

– Почему весна удивительное, прекрасное время года?

Просыпается природа после долгого сна, появляются подснежники, тепло светит солнышко, все оживает: деревья трава. Прилетают весенние птицы. И природа, и люди радуются весне.

– Поэтому наш урок посвятим весне.

III. Проверка домашнего задания

А теперь давайте проверим домашнее задание.

– Что было задано на дом?

Письмо по памяти.

– Давайте проверим домашнее задание.

(у доски напишет нам ….). Остальные выполнят в тетрадях (пишут текст).

– Можно этот текст озаглавить?

– Какое заглавие можно дать данному тексту?

1. Орфографическая работа.

– Какая орфограмма спряталась в слове весна? (безударная гласная в корне слова).

– Как проверить безударную гласную в корне слова?

– Я вам сейчас продиктую несколько слов на заданную орфограмму, а вы постарайтесь правильно их записать.

2. Работа по перфокартам.

Несколько человек работает по перфокартам.

В лесу, золотой, зелёный, цвели, деревья.

Обратите внимание на правописание приставки в слове продержится.

– Как пишутся гласные и согласные в приставках? (независимо от произношения).

– Запишите следующие слова:

Надпись, пошёл, сделать, помечтать, перестроить.

Весеннее.

IV. Объяснение нового материала

Вернемся к нашему тексту. Вы, наверное, обратили внимание при выполнении домашнего задания на то, что в тексте  выделены слова.

– Назовите их. (он, свои, такая, несколько).

– Давайте выделим их цветным мелом. Что это за слова?

– Какой частью речи являются?

Об этом мы узнаем сегодня на уроке.

Оказывается, в русском языке есть слова, которые употребляются вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий. Они не называют предмет, признак, количество, признак действия, а указывает на признак, предмет, количество, признак действия.

Сейчас мы в этом убедимся.

– На что указывает слово ОНА?

– Прочитайте первое и второе предложение.

(Местоимение ОНА указывает на предмет)

– Какое слово заменяет ВЕСНА?

– На что указывает местоимение СВОИ? (на признак предмета).

– А местоимение ТАКАЯ? (признак предмета)

– Местоимение НЕСКОЛЬКО? (количество).

Итак, местоимение как часть речи не называет, а указывает на ЧТО?

ЧТЕНИЕ ПАМЯТКИ О МЕСТОИМЕНИИ. (Приложение №1)

– На какие вопросы отвечают местоимения?

– Обратимся к тексту.

Что? – ОНА

В чьи? – СВОИ

Какая? – ТАКАЯ

Сколько? – НЕСКОЛЬКО

– Итак, на какие вопросы отвечают местоимения?

– Какими членами предложения является местоимение?

ОНА – подлежащее

СВОИ – определение 

ТАКАЯ – определение

НЕСКОЛЬКО – обстоятельство

ЧТЕНИЕ ПАМЯТКИ О МЕСТОИМЕНИИ. (Приложение №1)

В предложении местоимения могут обычно быть подлежащими, дополнением, определение, обстоятельство.

– Как вы думаете, почему эти предложения называются текстом? (Потому что объединены одной темой. Последующие предложения объясняют смысл предыдущего).

– При помощи чего осуществляется эта связь? (при помощи местоимений)

– Найдите связывающие слова? (она, такая, несколько).

– Как связано 1 и 2 предложение?

Во 2 предложении местоимение ОНА заменяет слово ВЕСНА и соединяет первое предложение со вторым.

Местоимение ТАКАЯ заменяет все предыдущие предложения и соединяет третье и четвертое предложение.

Местоимение НЕСКОЛЬКО в сочетании с существительным ДНЕЙ соединяет предшествующие предложения.

– Какой можно сделать вывод?

Местоимения служат средством соединения с целью избежания повторов.

Итак, что мы узнали о местоимении как часть речи? ЧИТАЕМ ПАМЯТКУ. (приложение №1)

V. Закрепление

А сейчас закрепим знания о местоимениях. Вам предлагается новый текст.

– Озаглавьте его и вставьте пропущенные местоимения, обращаясь к слову для справок (Приложение №3)

Выполняется задание.

– Впишите в предложения подходящие по смыслу слова (прилагательные).

– Для чего используются прилагательные в тексте? (для образности, яркости, красоты текста)

– Назовите местоимения, которые использовали из слов для справок?

– Местоимение ЕГО какое заменяет существительное? (солнышко)

– На какой вопрос отвечает? (от чего?)

– Определите падеж? (Р.п.)

– На что указывает местоимение? (на предмет)

– Каким членом предложения является? (дополнением)

– Местоимение ОНИ какое заменяет слово? (почки)

– На что указывает местоимение? (на предмет)

– Назовите падеж? (И.п.)

– Назовите число? (мн.ч.)

Видите, ребята, местоимение изменяется по падежам, числам. Но об этом мы узнаем на следующем уроке.

– На какой вопрос отвечает местоимение ВСЕ?

– На что указывает? (предмет).

– Каким членом предложения является? (подлежащим)

– Как озаглавить текст?

– Правильно, молодцы!

(Природа весной. Весна. Весеннее пробуждение.)

Как вы видите, мы сегодня говорим только о весне. Весна всегда приносит радость, тепло и хорошее настроение. Почему?

(Потому что это самое лучшее время года)

Работа с предложением.

Давайте запишем это предложение и сделаем синтаксический разбор.

ЧИТАЕМ ПАМЯТКУ (Приложение №2)

(тире, потому что главные члены предложения одной части речи. (сущ)).

Делаем разбор. (повест., невоскл., простое, распр., не осложнено).

VI. Итог урока

– Итак, что мы узнали сегодня на уроке? (познакомились с местоимением как частью речи).

– На что указывают местоимения как часть речи?

– На какие вопросы отвечают?

– Как изменяются?

– Какими членами предложения являются?

VII. Домашнее задание

Используя опорные слова, составьте предложения (текст) о любимом времени года – весна. Подчеркнуть местоимения. (Приложение №4)