Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере темы «Серная кислота и ее соли»

Разделы: Химия

Класс: 9

Ключевые слова: серная кислота, соли серной кислоты


Класс: 9.

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Тип урока: урок – изучение нового материала.

Форма урока: групповая или парная

Цель урока: Формирование УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) учащихся через их включение в работу с текстом по теме «Серная кислота и ее соли»

Главная дидактическая цель урока: создание условий для решения учебных проблем, формирование системных знаний, развитие у школьников мотивации к учению.

Задачи урока:

I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения.

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир.
  • Развитие навыков сотрудничества.
  • Воспитание доброжелательного отношения учащихся друг к другу.

II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.

  • Познавательные: Развитие познавательной активности, навыков работы с информацией (текстом): формирование умения собирать, систематизировать, анализировать, применять данную информацию.
  • Регулятивные: Формирование умения ставить вопрос, планировать, контролировать и оценивать учебные действия, направленные на поиск ответа; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Коммуникативные: Формирование умения работать в паре или группе, умение коротко, ясно и интересно излагать свою точку зрения и доказательно отстаивать её, грамотно презентовать проделанную работу.

III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения.

  • Закрепление понимания зависимости химических свойств от строения атома и степени окисления элемента, применения - от свойств.
  • Изучение физических свойств серной кислоты.
  • Повторение общих химических свойств кислот на примере разбавленной серной кислоты.
  • Изучение химических свойств серной кислоты в аспекте теории электролитической диссоциации и ОВР
  • Рассмотрение применения серной кислоты и ее солей в жизни общества
  • Закрепление умения составлять уравнения химических реакций, совершенствование навыков расстановки коэффициентов методом электронного баланса; определения окислителя и восстановителя

Средства обучения и оборудование:

  • Учебник «Химия» 9 класс О.С.Габриелян;
  • Химия. Справочные материалы;
  • тексты с дополнительной информацией.

Технологическая карта учителя к уроку по теме «Серная кислота и ее соли»

Ход урока

Стадия вызова

На данном этапе учитель использует один из приемов пробуждения интереса к изучаемой теме «Угадай-ка».

На халате появились небольшие дыры от неизвестного вещества (демонстрация халата). Что же могло случиться с халатом, от чего могли появиться эти дыры?

Вспомогательная информация:

  1. Сложное вещество, при диссоциации которого образуются атомы водорода и кислотный остаток.
  2. Это вещество известно алхимикам в 10 веке.
  3. Это тяжелая маслянистая жидкость.
  4. Является «хлебом» химической промышленности. Нет кислоты, которая бы была нужнее и применялась бы чаще, чем серная.
  5. Это кислородсодержащее соединение элемента с порядковым номером 16.

Учащиеся делают свои предположения и с помощью учителя формулируют тему урока.

Стадия осмысления содержания

На данной стадии учитель использует прием «Чтение с остановками». Текст должен соответствовать следующим критериям: динамичность, событийность, проблемность финала. Учитель заранее разделяет текст на смысловые части (выделены жирным шрифтом) и составляет вопросы и задания к тексту, направленных на развитие у учащихся различных мыслительных навыков по данной теме. Вопросы охватывают способы получения серной кислоты, специфические химические свойства серной кислоты, физические свойства и тривиальные названия солей серной кислоты.

В 1260 году алхимик и епископ Альберт фон Больштедт в поисках «эликсира молодости» решил попытаться выделить его из железного купороса. Засыпав в реторту порошок купороса, он стал ее нагревать. В начале из реторты пошел «белый дым», а потом в сосуд-приемник начали поступать бесцветные прозрачные капли неизвестной жидкости. Епископ собрал немного этой жидкости и размешал ее оструганной деревянной палочкой; палочка вскоре почернела. Капля этой жидкости попала на сутану епископа, и вечером он увидел на этом месте отверстие в ткани. Пить полученную жидкость, употребляя как «эликсир», очевидно, было опасно. Альберт Великий назвал полученную жидкость «купоросным маслом».

Позднее, в 1590 году, немецкий алхимик и врач Андреас Либавий, тоже пытаясь отыскать «эликсир», смешал серу и селитру, а потом нагрел смесь в длинногорлой колбе-алембике, отводя выходящий из нее «дым» в сосуд с водой. Когда в колбе осталась только коричневая сплавленная масса, он закончил опыт и стал испытывать содержимое сосуда с водой, где поглощался «дым». Капнул немного этой жидкости на кусок железа, и она зашипела и запузырилась; нанес ее на свинцовую пластину – осталось белое пятно. Но свинец не поддался «кислому спирту», как назвал полученную жидкость Либавий.

Вопросы и задания

1. Формула железного купороса. Этимология названия.

2. Запишите формулу «белого дыма»

3. Почему почернела палочка?

4. Почему образовалось отверстие в ткани?

5. Почему употреблять полученную жидкость в качестве «элексира» алхимик посчитал опасным?

6. На каких физических свойствах полученной жидкости основано название «купоросное масло»?

7. Напишите УХР взаимодействия железа с полученной жидкостью. Объясните описанный в тексте опыт.

8. Напишите УХР взаимодействия свинца с полученной жидкостью. Почему на свинцовой пластине образовалось белое пятно (аргументируйте с точки зрения химических свойств)?

С целью более подробного разбора химических свойств, применения и солей серной кислоты, учитель применяет прием «Концептуальная таблица». Заполнение таблицы – результативный метод структурирования материала. На основе материала учебника и дополнительного материала учащимся необходимо заполнить таблицу, написав УХР.

Общие свойства

Специфические свойства H2SO4   концентрированной

Взаимодействие с:

 

1) металлами, стоящими в ряду напряжений правее водорода

…+…=…+…

1) с металлами по схеме



…+…=…+…

2) основными и амфотерными оксидами

…+…=…+…

2) качественная реакция на серную кислоту и ее соли

…+…=…+…

3) основаниями

…+…=…+…

 

4) солями

…+…=…+…

 

Заполнение следующей таблицы способствует пониманию взаимосвязи свойств кислоты с ее применением.

Применение серной кислоты

Свойства

 

 

Работа по заполнению таблицы «Соли серной кислоты» способствует комплексному охвату информации и ее структурированию.

Химическая формула соли

Название соли по систематической номенклатуре

Тривиальное название соли

Применение

 

 

 

 

Для изучения способов получения серной кислоты можно предложить учащимся составить схему производства, применив тем самым прием «Опорные сигналы».

Другим вариантом является использование применения приема «Верные\неверные утверждения» в виде химического лабиринта. На каждый стол выдается схема, которую надо пройти, согласившись или нет с утверждениями.

Правила работы с лабиринтом.

  1. Начинается путешествие с левой верхней клетки и заканчивается на средней нижней.
  2. После внимательного прочтения тезиса, написанного в клетке лабиринта, следует перейти к следующей клетке по стрелке. Если вы согласны с тезисом, то двигайтесь по стрелке «да», если не согласны – стрелке «нет».
  3. По мере продвижения по лабиринту следует запоминать или записывать буквы, расположенные в углах клеток.
  4. У лабиринта есть только один правильный маршрут - из букв должно получиться ключевое слово, относящееся к теме урока (Контактный – один из методов получения серной кислоты).

Стадия рефлексии

Стадия характеризуется обсуждением ситуации, поставленной в начале изучения темы. Учитель предлагает вернуться к ситуации, описанной на стадии вызова и ответить на поставленный вопрос после анализа изученной информации.

Учащимся предлагается составить синквейн по изученному материалу. В качестве примера учитель показывает синквейн на доске:

1.Серная кислота

2.Разбавленная, концентрированная

3.Диссоциирует, окисляет, поглощает

4.Серная кислота – «хлеб химической промышленности»

5.Кислота

Альтернативный вариант – использование приема «Круги по воде». Учитель записывает в столбик на доске ключевое понятие изучаемой темы «Серная кислота» и на каждую букву предлагает учащимся подобрать существительные, глаголы, прилагательные, фразы, относящиеся к изучаемой теме. Таким образом, подбирая слова на заданные буквы, учащиеся мысленно возвращаются к ранее пройденному на уроке.

С – сера; сульфат
е - едкая
р – разбавленная; реакция; реактив; ряд напряжений
н -нелетучая
а -аккумулятор
я -ядовитая

к – катализатор; кислотный оксид; концентрация
и – ионный обмен
с – серный колчедан; свойства
л -
о – осушитель; обжиг пирита; отравление; опасная; окисление; олеум
т – тяжелая жидкость (плотность)
а – алюминий (взаимодействие с алюминием)

И в качестве заключительного момента на стадии рефлексии, учитель использует прием «Групповая дискуссия», с помощью которого происходит переосмысление информации, сравнения своего мнения с другими взглядами и позициями и корректировка ответов со стадии вызова.

Используемая литература

  1. Габриелян О.С. Учебник «Химия». 9 класс. – М.: Дрофа, 2011.
  2. Кузнецова Н.Е. Учебник «Химия». 9класс. – М.: Вентана-Граф, 2003.
  3. Маркина И.В. Современный урок химии. – Ярославль: Академия развития, 2008.
  4. Шелинский Г.И. Учебник «Химия». 9класс. – С-П.: Спец. литература, 2000.
  5. Заир – Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011.