Класс: 9.
Продолжительность учебного занятия: 45 мин.
Тип урока: урок – изучение нового материала.
Форма урока: групповая или парная
Цель урока: Формирование УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) учащихся через их включение в работу с текстом по теме «Серная кислота и ее соли»
Главная дидактическая цель урока: создание условий для решения учебных проблем, формирование системных знаний, развитие у школьников мотивации к учению.
Задачи урока:
I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир.
- Развитие навыков сотрудничества.
- Воспитание доброжелательного отношения учащихся друг к другу.
II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.
- Познавательные: Развитие познавательной активности, навыков работы с информацией (текстом): формирование умения собирать, систематизировать, анализировать, применять данную информацию.
- Регулятивные: Формирование умения ставить вопрос, планировать, контролировать и оценивать учебные действия, направленные на поиск ответа; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Коммуникативные: Формирование умения работать в паре или группе, умение коротко, ясно и интересно излагать свою точку зрения и доказательно отстаивать её, грамотно презентовать проделанную работу.
III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения.
- Закрепление понимания зависимости химических свойств от строения атома и степени окисления элемента, применения - от свойств.
- Изучение физических свойств серной кислоты.
- Повторение общих химических свойств кислот на примере разбавленной серной кислоты.
- Изучение химических свойств серной кислоты в аспекте теории электролитической диссоциации и ОВР
- Рассмотрение применения серной кислоты и ее солей в жизни общества
- Закрепление умения составлять уравнения химических реакций, совершенствование навыков расстановки коэффициентов методом электронного баланса; определения окислителя и восстановителя
Средства обучения и оборудование:
- Учебник «Химия» 9 класс О.С.Габриелян;
- Химия. Справочные материалы;
- тексты с дополнительной информацией.
Технологическая карта учителя к уроку по теме «Серная кислота и ее соли»
Ход урока
Стадия вызова
На данном этапе учитель использует один из приемов пробуждения интереса к изучаемой теме «Угадай-ка».
На халате появились небольшие дыры от неизвестного вещества (демонстрация халата). Что же могло случиться с халатом, от чего могли появиться эти дыры?
Вспомогательная информация:
- Сложное вещество, при диссоциации которого образуются атомы водорода и кислотный остаток.
- Это вещество известно алхимикам в 10 веке.
- Это тяжелая маслянистая жидкость.
- Является «хлебом» химической промышленности. Нет кислоты, которая бы была нужнее и применялась бы чаще, чем серная.
- Это кислородсодержащее соединение элемента с порядковым номером 16.
Учащиеся делают свои предположения и с помощью учителя формулируют тему урока.
Стадия осмысления содержания
На данной стадии учитель использует прием «Чтение с остановками». Текст должен соответствовать следующим критериям: динамичность, событийность, проблемность финала. Учитель заранее разделяет текст на смысловые части (выделены жирным шрифтом) и составляет вопросы и задания к тексту, направленных на развитие у учащихся различных мыслительных навыков по данной теме. Вопросы охватывают способы получения серной кислоты, специфические химические свойства серной кислоты, физические свойства и тривиальные названия солей серной кислоты.
В 1260 году алхимик и епископ Альберт фон Больштедт в поисках «эликсира молодости» решил попытаться выделить его из железного купороса. Засыпав в реторту порошок купороса, он стал ее нагревать. В начале из реторты пошел «белый дым», а потом в сосуд-приемник начали поступать бесцветные прозрачные капли неизвестной жидкости. Епископ собрал немного этой жидкости и размешал ее оструганной деревянной палочкой; палочка вскоре почернела. Капля этой жидкости попала на сутану епископа, и вечером он увидел на этом месте отверстие в ткани. Пить полученную жидкость, употребляя как «эликсир», очевидно, было опасно. Альберт Великий назвал полученную жидкость «купоросным маслом».
Позднее, в 1590 году, немецкий алхимик и врач Андреас Либавий, тоже пытаясь отыскать «эликсир», смешал серу и селитру, а потом нагрел смесь в длинногорлой колбе-алембике, отводя выходящий из нее «дым» в сосуд с водой. Когда в колбе осталась только коричневая сплавленная масса, он закончил опыт и стал испытывать содержимое сосуда с водой, где поглощался «дым». Капнул немного этой жидкости на кусок железа, и она зашипела и запузырилась; нанес ее на свинцовую пластину – осталось белое пятно. Но свинец не поддался «кислому спирту», как назвал полученную жидкость Либавий.
Вопросы и задания
1. Формула железного купороса. Этимология названия.
2. Запишите формулу «белого дыма»
3. Почему почернела палочка?
4. Почему образовалось отверстие в ткани?
5. Почему употреблять полученную жидкость в качестве «элексира» алхимик посчитал опасным?
6. На каких физических свойствах полученной жидкости основано название «купоросное масло»?
7. Напишите УХР взаимодействия железа с полученной жидкостью. Объясните описанный в тексте опыт.
8. Напишите УХР взаимодействия свинца с полученной жидкостью. Почему на свинцовой пластине образовалось белое пятно (аргументируйте с точки зрения химических свойств)?
С целью более подробного разбора химических свойств, применения и солей серной кислоты, учитель применяет прием «Концептуальная таблица». Заполнение таблицы – результативный метод структурирования материала. На основе материала учебника и дополнительного материала учащимся необходимо заполнить таблицу, написав УХР.
Общие свойства |
Специфические свойства H2SO4 концентрированной |
Взаимодействие с: |
|
1) металлами, стоящими в ряду напряжений правее водорода …+…=…+… |
1) с металлами по схеме
|
2) основными и амфотерными оксидами …+…=…+… |
2) качественная реакция на серную кислоту и ее соли …+…=…+… |
3) основаниями …+…=…+… |
|
4) солями …+…=…+… |
|
Заполнение следующей таблицы способствует пониманию взаимосвязи свойств кислоты с ее применением.
Применение серной кислоты | Свойства |
|
|
Работа по заполнению таблицы «Соли серной кислоты» способствует комплексному охвату информации и ее структурированию.
Химическая формула соли | Название соли по систематической номенклатуре |
Тривиальное название соли |
Применение |
|
|
|
|
Для изучения способов получения серной кислоты можно предложить учащимся составить схему производства, применив тем самым прием «Опорные сигналы».
Другим вариантом является использование применения приема «Верные\неверные утверждения» в виде химического лабиринта. На каждый стол выдается схема, которую надо пройти, согласившись или нет с утверждениями.
Правила работы с лабиринтом.
- Начинается путешествие с левой верхней клетки и заканчивается на средней нижней.
- После внимательного прочтения тезиса, написанного в клетке лабиринта, следует перейти к следующей клетке по стрелке. Если вы согласны с тезисом, то двигайтесь по стрелке «да», если не согласны – стрелке «нет».
- По мере продвижения по лабиринту следует запоминать или записывать буквы, расположенные в углах клеток.
- У лабиринта есть только один правильный маршрут - из букв должно получиться ключевое слово, относящееся к теме урока (Контактный – один из методов получения серной кислоты).
Стадия рефлексии
Стадия характеризуется обсуждением ситуации, поставленной в начале изучения темы. Учитель предлагает вернуться к ситуации, описанной на стадии вызова и ответить на поставленный вопрос после анализа изученной информации.
Учащимся предлагается составить синквейн по изученному материалу. В качестве примера учитель показывает синквейн на доске:
1.Серная кислота
2.Разбавленная, концентрированная
3.Диссоциирует, окисляет, поглощает
4.Серная кислота – «хлеб химической промышленности»
5.Кислота
Альтернативный вариант – использование приема «Круги по воде». Учитель записывает в столбик на доске ключевое понятие изучаемой темы «Серная кислота» и на каждую букву предлагает учащимся подобрать существительные, глаголы, прилагательные, фразы, относящиеся к изучаемой теме. Таким образом, подбирая слова на заданные буквы, учащиеся мысленно возвращаются к ранее пройденному на уроке.
С – сера; сульфат
е - едкая
р – разбавленная; реакция; реактив; ряд напряжений
н -нелетучая
а -аккумулятор
я -ядовитая
к – катализатор; кислотный оксид; концентрация
и – ионный обмен
с – серный колчедан; свойства
л -
о – осушитель; обжиг пирита; отравление; опасная; окисление; олеум
т – тяжелая жидкость (плотность)
а – алюминий (взаимодействие с алюминием)
И в качестве заключительного момента на стадии рефлексии, учитель использует прием «Групповая дискуссия», с помощью которого происходит переосмысление информации, сравнения своего мнения с другими взглядами и позициями и корректировка ответов со стадии вызова.
Используемая литература
- Габриелян О.С. Учебник «Химия». 9 класс. – М.: Дрофа, 2011.
- Кузнецова Н.Е. Учебник «Химия». 9класс. – М.: Вентана-Граф, 2003.
- Маркина И.В. Современный урок химии. – Ярославль: Академия развития, 2008.
- Шелинский Г.И. Учебник «Химия». 9класс. – С-П.: Спец. литература, 2000.
- Заир – Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011.