Открытый урок по риторике на тему: "Вежливая оценка"

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 3

Ключевые слова: этикет для детей, этикет


Класс, предмет: 3, детская риторика.

Тип: урок открытия нового знания.

Цель: вежливо и убедительно оценивать чужую работу, характер и т.п.

Задачи:

  • освоение знаний об особенностях этикетного жанра "вежливая оценка";
  • овладение умением анализировать оценочное высказывание с точки зрения его убедительности и вежливости;
  • развитие выразительной речи, мышления, воображения.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности;
  • способность к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Учащиеся научатся:

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД:

  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Коммуникативные УУД:

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

  • продуцировать этикетные жанры "вежливая оценка";
  • вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе.

Межпредметные связи: русский язык, литература.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся Методы / УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (организационный этап)

Приветствует учеников, создает эмоциональный настрой

– Добрый день, девчонки и мальчишки! Как мы и планировали, урок сегодня состоится, несмотря на прогнозы синоптиков. Сегодня мы будем путешествовать по стране Вежливых слов. Чтобы не заблудиться, я принесла вам карту. Посмотрим, какая первая станция? (соревнования)

Приветствуют учителя

Формирование готовности восприятия учебного материала

Демонстрация

ЛУУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности

– На уроках риторики вы уже многое узнали, и сейчас мы проверим, кто лучше усвоил темы прошлых уроков. Проведем небольшое соревнование. Вы объединились в 4 группы, придумайте название своей команды.

– Оценивать вас будут жюри. (несколько студентов)

Придумывают название команде

Постановка системы перспектив

Метод стимулирования занимательным содержанием

КУУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

– Первая остановка «Речевая разминка» (слайд)

Организует речевую разминку

– Вспомните, что такое речевая разминка? -А для чего нужно выполнять речевую разминку?

– А что входит в речевой аппарат?

Упражнение «Бегемотик» Открой рот, как можно шире и удерживай его в таком положении на счёт от одного до пяти, потом закрой рот. Повтори 3-4 раза.

Давайте будем превращаться то в лягушку, то в слоника. На счёт «раз» улыбнись, покажи сомкнутые зубки и удерживай губы в улыбке. На «два» – вытягивай сомкнутые губы вперёд и удерживай их в таком положении. Чередуй движения «лягушка – слоник» 5-6 раз на счёт «раз – два».

Чтобы правильно и четко произносить слова

Язык, щеки, губы

Придумывают название упражнениям

Инструктаж

Выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета

Упражнения

ПУУД: строить сообщения в устной и письменной форме

– И самое интересное задание. Послушайте стихотворение. (на слайде)

ВЕЖЛИВЫЙ СЛОН
Вышел слон на лесную дорожку,
Наступил муравью на ножку
И вежливо
Очень
Сказал муравью:
– Можешь и ты наступить на мою!

– Прочитайте стихотворение по разному.

  1. тоном упрека
  2. радостно
  3. зевая (вам хочется спать)

– Также, представители каждой команды читают стихотворение с разной интонацией.

Читают стихотворение с разной интонацией

Временная работа в группах

РУУД: принимать и сохранять учебную задачу

– Пока жюри подсчитывают баллы, ответьте на такой вопрос: был ли слон вежлив на самом деле? Почему?

Предоставляется слово жюри

Пишем баллы на доске под каждой командой.

– Вот мы и подготовили свой речевой аппарат.

Отвечают на вопрос

Временная работа в группах

ПУУД: строить сообщения в устной и письменной форме

II. Актуализация опорных знаний

Организует повторение пройденного материала

– Продолжаем наш путь. Следующая остановка «Хит-парад вежливых слов».

– У каждого на парте ромашка. Прочитайте, как называется каждый лепесток

Задание: «Вспомнить слова, обороты речи, которые будут уместны в данных ситуациях» Побеждает та команда, которая больше таких оборотов вспомнит (Этот конкурс оценивается максимально – 5 баллов). слайд

По очереди зачитывают слова. Жюри подчитывают количество названных слов.

Предоставляется слово жюри

– Следующая остановка «Эстафета»

– У каждой команды на парте листы с вежливыми словами. Вам необходимо из всех представленных слов выбрать те, которые соответствуют вашему столбику и прикрепить их на доску.

(слова: Будьте любезны, если Вас не затруднит, не могли бы Вы мне помочь; пожалуйста; мне очень жаль, что так случилось; я вам сочувствую, всё будет хорошо, я вас понимаю, ты прекрасно выглядишь, у вас замечательные глаза, вы такой интересный собеседник, как радостно иметь такого друга, как ты; прошу прощения, я виноват перед вами, я приношу свои извинения, я не хотел вас обидеть)

– Все вместе проверяем.

Предоставляется слово жюри. Они подводят итоги и выбирают победителя. Победителям вручается грамота.

Повторяют пройденный материал

  1. приветствие
  2. прощание
  3. извинение
  4. благодарность

1 к. Слова утешения.

2 к. Слова просьбы

3 к. Похвала, комплимент.

4 к. Слова извинения

По 4 слова в каждом столбике

Учащиеся по очереди находят вежливые слова и прикрепляют на доску

Временная работа в группах

Беседа

Метод создания ситуации творческого поиска

Повторение

Поощрение

Создание ситуации совместных переживаний

КУУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

КУУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

РУУД: принимать и сохранять учебную задачу

ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

III. Организация познавательной деятельности

1. Целеполагание

Подводит к теме урока с помощью наводящих вопросов

Что же делали члены жюри?

А что такое оценка? Чем же отличается оценка от отметки?

На слайде:

Отметка – знаковая оценка знаний учащихся. Оценка – мнение об уровне чего-либо.

(слайд)

Как вы думаете, какое понятие шире?

Отвечают на вопросы

Оценивали в баллах

Постановка проблемы

Освоение элементарных норм ведения разговора

ПУУД: строить сообщения в устной форме

2. Открытие нового знания

– Вы уже догадались, какова тема этого этапа нашего путешествия?

– Какую цель вы можете поставить?

Организует работу по новому материалу

– Двигаясь по маршруту, мы попали в кинозал. Нам предстоит посмотреть отрывок из сказки. Вспомните, как она называется, и кто автор. (просмотр мультфильма)

«Сказки о Мертвой царевне и семи богатырях».

– Вспомните, кто автор этой сказки?

(организует просмотр фрагмента сказки)

– Как ответило зеркальце на вопрос мачехи?

– Какие слова смягчили неприятную для мачехи правду?

Отвечают на вопросы

Ставят цель

А.С. Пушкин

– Зеркальце смягчало неприятную для мачехи правду словами

«Ты прекрасна, спору нет».

говорит о них много хорошего. Например, что Кот в сапогах «славный парень, умница», а Мальчик-с-пальчик – «милый, остроумный человек».

Постановка системы перспектив

Беседа

Освоение элементарных норм ведения разговора

Беседа

Метод ведения разговора

ПУУД: строить сообщения в устной форме

3. Первичное закрепление

– Внимательно посмотрите отрывок из сказочной пьесы Е.С. Шварца «Золушка».

– При просмотре найдите ответ на следующий вопрос: что говорит о своих удивительных друзьях Король?

– Что говорит о своих друзьях Король?

Что хорошего говорит Король о Коте в сапогах, о Мальчике-с-Пальчик? И что Королю не нравилось в них?

– Какой мы можем сделать вывод?

– Итак, что смягчает строгую оценку, делает её менее категоричной, необидной?

– Верно. Ведь в том, что ты оцениваешь, почти всегда можно найти что-то хорошее, достойное, красивое.

Организует работу для закрепления

(слайд)

Королю не нравится, что Кот в сапогах в гостях снимает сапоги и дремлет рядом с камином, а Мальчик-с-пальчик играет в прятки на деньги.

– что Король подчеркивает положительные качества своих друзей, тем самым, смягчает их недостатки

Добрые слова

Метод стимулирования занимательным содержанием

Метод ведения разговора

Поощрение

РУУД: принимать и сохранять учебную задачу

ПУУД: строить сообщения в устной форме

4. Самостоятельная работа

Следующая остановка в гостях у Ежика.

– Давайте представим такую картину: героев сказки «Лисица и Журавль» пригласил к себе в гости Ежик. Во время обеда у Ежика они вспоминают, как побывали в гостях друг у друга. КТО – Журавль или Лисица – вежливее оценил гостеприимство друг друга? Обоснуй свое мнение.

Ж: «Все было хорошо, и вежливое обращение и отменное угощение. Жаль только, что попробовать ничего не удалось. Не подумала хозяйка о подходящей посуде».

Л: «Уж не знаю, зачем меня вообще пригласили. Ни крошечки не могла съесть из-за посуды. Больше и не просите – не приду».

– Ежик решил помирить Лису и Журавля. Поэтому он сказал:

«Вы оба не совсем правы….».

А вот что именно он сказал дальше, как покритиковал, конечно, в мягкой форме, своих друзей, придумайте сами.

– Я предлагаю разыграть эту ситуацию. (выбирается Лиса, Журавль и Ежик. Инсценируют диалог)

– Ребята, получилось ли у Ежика вежливо оценить поведение своих друзей? Почему?

Организует самостоятельную работу

Следующая остановка Выбирайкино. Вам необходимо будет поработать самим.

У каждого на парте карточка. Прочитайте задание. Задайте вопросы.

Самостоятельно выполните задания.

Придумывают речь Ежика

Инсценируют диалог

Отвечают на вопрос

Выполняют самостоятельную работу.

Самостоятельная работа

Освоение элементарных норм ведения разговора

ЛУУД: способность к оценке своей учебной деятельности.

ПУУД: строить сообщения в устной и письменной форме

5. Повторение и включение в систему знаний

Организует взаимопроверку между группами

Команды, обменяйтесь листками с другой группой. По эталону проверьте правильность выполнения заданий

Организует подведение итогов

– Наше путешествие подошло к концу, вспомним, по какому городу мы путешествовали?

– Что такое оценка?

– Что такое отметка?

– Что смягчает строгую оценку, делает её менее категоричной, необидной?

Проверяют по эталону

Вежливая оценка тем убедительнее, чем больше в ней добрых доказательств.

Беседа

Метод взаимной проверки

РУУД: принимать и сохранять учебную задачу

ПУУД: строить сообщения в устной форме

IV. Рефлексия учебной деятельности

Вы сегодня хорошо поработали.

Опишите себя на сегодняшнем уроке. Какое задание вы выполнили лучше? Какое хуже? На сколько вы были активны.

Отвечают на вопросы

Самооценка

Поощрение

ЛУУД: способность к оценке своей учебной деятельности.