Класс, предмет: 3, детская риторика.
Тип: урок открытия нового знания.
Цель: вежливо и убедительно оценивать чужую работу, характер и т.п.
Задачи:
- освоение знаний об особенностях этикетного жанра "вежливая оценка";
- овладение умением анализировать оценочное высказывание с точки зрения его убедительности и вежливости;
- развитие выразительной речи, мышления, воображения.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности;
- способность к оценке своей учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Учащиеся научатся:
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные УУД:
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
- продуцировать этикетные жанры "вежливая оценка";
- вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе.
Межпредметные связи: русский язык, литература.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы / УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (организационный этап) |
||
Приветствует учеников, создает эмоциональный настрой – Добрый день, девчонки и мальчишки! Как мы и планировали, урок сегодня состоится, несмотря на прогнозы синоптиков. Сегодня мы будем путешествовать по стране Вежливых слов. Чтобы не заблудиться, я принесла вам карту. Посмотрим, какая первая станция? (соревнования) |
Приветствуют учителя |
Формирование готовности восприятия учебного материала Демонстрация ЛУУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности |
– На уроках риторики вы уже многое узнали, и сейчас мы проверим, кто лучше усвоил темы прошлых уроков. Проведем небольшое соревнование. Вы объединились в 4 группы, придумайте название своей команды. – Оценивать вас будут жюри. (несколько студентов) |
Придумывают название команде |
Постановка системы перспектив Метод стимулирования занимательным содержанием КУУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
– Первая остановка «Речевая разминка» (слайд) Организует речевую разминку – Вспомните, что такое речевая разминка? -А для чего нужно выполнять речевую разминку? – А что входит в речевой аппарат? Упражнение «Бегемотик» Открой рот, как можно шире и удерживай его в таком положении на счёт от одного до пяти, потом закрой рот. Повтори 3-4 раза. Давайте будем превращаться то в лягушку, то в слоника. На счёт «раз» улыбнись, покажи сомкнутые зубки и удерживай губы в улыбке. На «два» – вытягивай сомкнутые губы вперёд и удерживай их в таком положении. Чередуй движения «лягушка – слоник» 5-6 раз на счёт «раз – два». |
Чтобы правильно и четко произносить слова Язык, щеки, губы Придумывают название упражнениям |
Инструктаж Выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета Упражнения ПУУД: строить сообщения в устной и письменной форме |
– И самое интересное задание. Послушайте стихотворение. (на слайде)
– Прочитайте стихотворение по разному.
– Также, представители каждой команды читают стихотворение с разной интонацией. |
Читают стихотворение с разной интонацией |
Временная работа в группах РУУД: принимать и сохранять учебную задачу |
– Пока жюри подсчитывают баллы, ответьте на такой вопрос: был ли слон вежлив на самом деле? Почему? Предоставляется слово жюри Пишем баллы на доске под каждой командой. – Вот мы и подготовили свой речевой аппарат. |
Отвечают на вопрос |
Временная работа в группах ПУУД: строить сообщения в устной и письменной форме |
II. Актуализация опорных знаний | ||
Организует повторение пройденного материала – Продолжаем наш путь. Следующая остановка «Хит-парад вежливых слов». – У каждого на парте ромашка. Прочитайте, как называется каждый лепесток Задание: «Вспомнить слова, обороты речи, которые будут уместны в данных ситуациях» Побеждает та команда, которая больше таких оборотов вспомнит (Этот конкурс оценивается максимально – 5 баллов). слайд По очереди зачитывают слова. Жюри подчитывают количество названных слов. Предоставляется слово жюри – Следующая остановка «Эстафета» – У каждой команды на парте листы с вежливыми словами. Вам необходимо из всех представленных слов выбрать те, которые соответствуют вашему столбику и прикрепить их на доску. (слова: Будьте любезны, если Вас не затруднит, не могли бы Вы мне помочь; пожалуйста; мне очень жаль, что так случилось; я вам сочувствую, всё будет хорошо, я вас понимаю, ты прекрасно выглядишь, у вас замечательные глаза, вы такой интересный собеседник, как радостно иметь такого друга, как ты; прошу прощения, я виноват перед вами, я приношу свои извинения, я не хотел вас обидеть) – Все вместе проверяем. Предоставляется слово жюри. Они подводят итоги и выбирают победителя. Победителям вручается грамота. |
Повторяют пройденный материал
1 к. Слова утешения. 2 к. Слова просьбы 3 к. Похвала, комплимент. 4 к. Слова извинения По 4 слова в каждом столбике Учащиеся по очереди находят вежливые слова и прикрепляют на доску |
Временная работа в группах Беседа Метод создания ситуации творческого поиска Повторение Поощрение Создание ситуации совместных переживаний КУУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; КУУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. РУУД: принимать и сохранять учебную задачу ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий |
III. Организация познавательной деятельности | ||
1. Целеполагание Подводит к теме урока с помощью наводящих вопросов Что же делали члены жюри? А что такое оценка? Чем же отличается оценка от отметки? На слайде: Отметка – знаковая оценка знаний учащихся. Оценка – мнение об уровне чего-либо. (слайд) Как вы думаете, какое понятие шире? |
Отвечают на вопросы Оценивали в баллах |
Постановка проблемы Освоение элементарных норм ведения разговора ПУУД: строить сообщения в устной форме |
2. Открытие нового знания – Вы уже догадались, какова тема этого этапа нашего путешествия? – Какую цель вы можете поставить? Организует работу по новому материалу – Двигаясь по маршруту, мы попали в кинозал. Нам предстоит посмотреть отрывок из сказки. Вспомните, как она называется, и кто автор. (просмотр мультфильма) «Сказки о Мертвой царевне и семи богатырях». – Вспомните, кто автор этой сказки? (организует просмотр фрагмента сказки) – Как ответило зеркальце на вопрос мачехи? – Какие слова смягчили неприятную для мачехи правду? |
Отвечают на вопросы Ставят цель А.С. Пушкин – Зеркальце смягчало неприятную для мачехи правду словами «Ты прекрасна, спору нет». говорит о них много хорошего. Например, что Кот в сапогах «славный парень, умница», а Мальчик-с-пальчик – «милый, остроумный человек». |
Постановка системы перспектив Беседа Освоение элементарных норм ведения разговора Беседа Метод ведения разговора ПУУД: строить сообщения в устной форме |
3. Первичное закрепление – Внимательно посмотрите отрывок из сказочной пьесы Е.С. Шварца «Золушка». – При просмотре найдите ответ на следующий вопрос: что говорит о своих удивительных друзьях Король? – Что говорит о своих друзьях Король? Что хорошего говорит Король о Коте в сапогах, о Мальчике-с-Пальчик? И что Королю не нравилось в них? – Какой мы можем сделать вывод? – Итак, что смягчает строгую оценку, делает её менее категоричной, необидной? – Верно. Ведь в том, что ты оцениваешь, почти всегда можно найти что-то хорошее, достойное, красивое. Организует работу для закрепления (слайд) |
Королю не нравится, что Кот в сапогах в гостях снимает сапоги и дремлет рядом с камином, а Мальчик-с-пальчик играет в прятки на деньги. – что Король подчеркивает положительные качества своих друзей, тем самым, смягчает их недостатки Добрые слова |
Метод стимулирования занимательным содержанием Метод ведения разговора Поощрение РУУД: принимать и сохранять учебную задачу ПУУД: строить сообщения в устной форме |
4. Самостоятельная работа Следующая остановка в гостях у Ежика. – Давайте представим такую картину: героев сказки «Лисица и Журавль» пригласил к себе в гости Ежик. Во время обеда у Ежика они вспоминают, как побывали в гостях друг у друга. КТО – Журавль или Лисица – вежливее оценил гостеприимство друг друга? Обоснуй свое мнение. Ж: «Все было хорошо, и вежливое обращение и отменное угощение. Жаль только, что попробовать ничего не удалось. Не подумала хозяйка о подходящей посуде». Л: «Уж не знаю, зачем меня вообще пригласили. Ни крошечки не могла съесть из-за посуды. Больше и не просите – не приду». – Ежик решил помирить Лису и Журавля. Поэтому он сказал: «Вы оба не совсем правы….». А вот что именно он сказал дальше, как покритиковал, конечно, в мягкой форме, своих друзей, придумайте сами. – Я предлагаю разыграть эту ситуацию. (выбирается Лиса, Журавль и Ежик. Инсценируют диалог) – Ребята, получилось ли у Ежика вежливо оценить поведение своих друзей? Почему? Организует самостоятельную работу Следующая остановка Выбирайкино. Вам необходимо будет поработать самим. У каждого на парте карточка. Прочитайте задание. Задайте вопросы. Самостоятельно выполните задания. |
Придумывают речь Ежика Инсценируют диалог Отвечают на вопрос Выполняют самостоятельную работу. |
Самостоятельная работа Освоение элементарных норм ведения разговора ЛУУД: способность к оценке своей учебной деятельности. ПУУД: строить сообщения в устной и письменной форме |
5. Повторение и включение в систему знаний Организует взаимопроверку между группами Команды, обменяйтесь листками с другой группой. По эталону проверьте правильность выполнения заданий Организует подведение итогов – Наше путешествие подошло к концу, вспомним, по какому городу мы путешествовали? – Что такое оценка? – Что такое отметка? – Что смягчает строгую оценку, делает её менее категоричной, необидной? |
Проверяют по эталону Вежливая оценка тем убедительнее, чем больше в ней добрых доказательств. |
Беседа Метод взаимной проверки РУУД: принимать и сохранять учебную задачу ПУУД: строить сообщения в устной форме |
IV. Рефлексия учебной деятельности | ||
Вы сегодня хорошо поработали. Опишите себя на сегодняшнем уроке. Какое задание вы выполнили лучше? Какое хуже? На сколько вы были активны. |
Отвечают на вопросы |
Самооценка Поощрение ЛУУД: способность к оценке своей учебной деятельности. |