Цели урока:
- систематизация знаний учащихся по данной теме;
- закрепление знаний правил сложения и вычитания обыкновенных дробей ;
- развитие интереса учащихся к изучению математики.
Оборудование:
Ход урока
Добрый день! Добрый час!
Как я рада видеть вас!
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели!
Начнем работу с чтения стихотворения с пропущенными словами. Вставьте пропущенное:
Каждый может за версту
Видеть дробную … (черту)
Над чертой … (числитель)
Знайте!
Под чертою … (знаменатель)
Дробь такую непременно
Надо звать … (обыкновенной)
В древности учение о дробях считалось самым трудным разделом арифметики. Римский писатель Цицерон говорил, что без знаний дробей никто не может говорить, что знает хорошо арифметику. А у немцев сохранилась такая поговорка «Попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение. Но я уверена, что для вас дроби не станут трудной темой в математике. Что мы на предыдущих уроках изучали? Правильно, сложение и вычитание обыкновенных дробей. Как вы думаете, что нам сегодня необходимо сделать на уроке? Наша задача сегодня повторить правила и закрепить умение выполнять эти действия при решении примеров, уравнений, задач.
А свои знания, смекалку и находчивость покажете, во время путешествия в страну Дроби. В этой стране мы сделаем несколько остановок: в Поле цветов, на берегу озера Ребусного, посетим Замок Кроссвордный, отдохнем на поляне Отдыха, попробуем преодолеть высокие горы Ума. Свой труд вы будете оценивать сами. Для этого у вас на столах лежат листы с таблицей самооценивания. После каждого задания вы будете ставить себе оценку по 5 бальной шкале.
Пойдем пешком или поедем? Поскольку мы хотим отправиться в путешествие, то что нам необходимо? Нам необходимо найти транспорт. Давайте соберем поезд.
На каждой парте перед вами лежат разноцветные фигуры, ножницы, линейка, карандаш и задание: на слайде по очереди
- Синий квадрат разделите на две доли и возьмите половину – это будет носовая часть паровоза
- Большой красный квадрат разделите на 4 доли и возьмите 2 доли – кабина паровоза
- Возьмите 3 целых зеленых круга – колеса паровоза
- Из синего прямоугольника возьмите четверть – окно кабины
- Зеленый прямоугольник разделите на 3 доли и возьмите треть – дымовая труба
- Красный квадрат разделите на четыре доли в виде треугольников и возьмите четверть – путеочиститель
Что мы повторили, вырезая фигуры? (Доли, дроби, сложение и вычитание дробей).
Поставьте оценку на листе самооценвания.
Молодцы! Поехали.
Мы сядем в поезд и - вперёд!
Помчим по рельсам быстро-быстро.
А кто же поезд поведёт?
Им управляют машинисты
Попасть в страну Дроби, минуя поле Ромашек, нельзя. Здесь мы вспомним о дробях.
Поле цветов «Цветик-семицветик»
Давайте-ка дружно
Мы вспомним ребята
О чём говорили на прошлом занятии.
Пройденный материал повторим,
В голове у себя закрепим.
На каждом лепестке цветика-семицветика написано по одному вопросу. Каждый выбирает цвет и отвечает на вопрос, написанный на нём.
- Что показывают знаменатель и числитель дроби?
- Какая дробь называется правильной?
- Какая дробь называется неправильной?
- Какая дробь равна единице?
- Какая дробь больше единицы?
- Какая их двух дробей с равными знаменателями меньше?
- Какая из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше?
- Как из одной дроби вычесть другую, если знаменатели одинаковые?
- Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями?
- Как из одной дроби вычесть другую, если знаменатели разные?
- Как сложить дроби с разными знаменателями?
Поставьте оценку на листе самооценвания
Ребята, мы вспомнили о дробях, а теперь нам пора продолжить путешествие. Наш путь к озеру Ребусному.
Озеро Ребусное
Здесь задания, реши,
Думай лучше не спеши.
Если смысл разберешь,
Ответ быстро ты найдешь.
Здесь ребятам предлагается решить ребус и расшифровать коды.
Проверка: ответы закодированы. Расшифровав код, составить слово.
Поставьте оценку на листе самооценвания.
Замок Кроссвордный
На вопросы отвечай,
и быстрей кроссворд решай.
Ты кроссворд любой решишь,
Если думать поспешишь.
Следующая остановка «Замок Кроссвордный», здесь учащимся нужно отгадать кроссворд.
По вертикали:
- Как называется дробь, записанная в виде ?
По горизонтали:
- Как называется дробь, у которой числитель и знаменатель делятся на одно и то же число?
- Как называется дробь, у которой числитель больше или равен знаменателю?
- На какое число можно сократить дробь 12/24
- Как называется, записанное над чертой дроби?
- Дробная черта – это знак …
- Как называется, записанное под чертой дроби?
- Как по-другому называют дробь 1 /2
- Как называется дробь, у которой числитель меньше знаменателя?
Поставьте оценку на листе самооценвания.
Пришло время отдохнуть на поляне Отдыха
Поляна Отдыха
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
Песня из мультсериала «Фиксики». Молодцы. Похлопали себе.
Итак, на нашем пути горы Ума
Горы Ума
А теперь все ручки взяли,
вместе дружно замолчали.
Вы примеры запишите
И самостоятельно их решите
Тест по теме: «Сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей»
Вариант I
1. Что больше: ?
а) ; б) .
2. Сократите дробь:
а) б) в) г)
3. Чему равна сумма чисел ?
а) ; б) ; в) ; г) .
4. Чему равна разность ?
а) ; б) ; в) ; г) .
5. Решением уравнения является:
а) ; б) ; в) ; г) .
6. В книге 100 страниц. Саша прочитал всех страниц. Сколько страниц прочитал Саша.?
а) 50; б) 60; в) 15; г) 45.
Вариант II
1. Что меньше: ?
а) ; б) .
2. Сократите дробь:
а) б) в) г)
3.Чему равна разность чисел ?
а) ; б) ; в) ; г) .
4. Чему равна сумма ?
а) ; б) ; в) ; г) .
5. Решением уравнения является:
а) ; б) ; в) ; г) .
6. На выполнение домашнего задания Вите нужно 150 минут. всего времени Витя тратит на математику. Сколько минут Витя тратит на математику?
а) 50; б) 60; в) 15; г) 45.
Ключи на слайде:
Вариант I |
Вариант II |
1-а |
1-а |
Поменялись тетрадями и проверяем.
Поставьте оценку на листе самооценвания.
Станция Конечная
Ну что, вот закончена игра
Результат узнать пора
Кто же лучше всех трудился?
Кто в путешествии отличился?
Сегодня на уроке мы повторили сложение и вычитание дробей. Скажите, что вам запомнилось и понравилось на сегодняшнем уроке? Какие трудности и при выполнении каких заданий вы испытывали? Посещение каких станций запомнилось вам больше всего? Пришла пора подводить окончательный итог.
Количество баллов |
16-17 |
13-15 |
10-12 |
меньше 10 |
Оценка |
5 |
4 |
3 |
2 |
По листам самооценивания за каждый вид работы вы себе ставили балл. Учитывая все результаты поставьте общую отметку за урок. Покажите ее руками.
Хорошо работали следующие учащиеся…..
Порадовали своими ответами такие учащиеся как….
Оценки за урок….
Д/З. Составить кроссворд или сказку о дробях.
Рефлексия
Сейчас я попрошу каждого из вас выбрать по смайлику, который соответствует вашему состоянию и приклеить к своему поезду.
Спасибо за урок ребята!
Приложения: