Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным человеком, так как овладение математическими знаниями и умениями необходимо для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни. Особенно это важно и трудно сделать детям с ограниченными возможностями здоровья. Именно поэтому каждый урок математики для таких детей должен быть интересным и занимательным.
Незаменимым помощником учителю в реализации данной цели стали ИКТ-технологии. Использование в образовательной деятельности современных информационных технологий позволяет не только сделать урок математики более наглядным и увлекательным, но и формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями.
Главной задачей учителя на уроке становится вовлечь обучающегося в учебную деятельность, привлечь его внимание к теме. Для детей с ограниченными возможностями характерны быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, низкий уровень долгосрочной памяти, эмоциональная неустойчивость, снижение мотивации учебной деятельности и, как следствие, снижение познавательного интереса. Применение компьютера значительно повышает возможности коррекции развития детей с ОВЗ. Использование на уроках математики ИКТ-технологий проходит по следующим направлениям:
- Презентации PowerPoint;
- Текстовые материалы и карточки в Microsoft Word;
Я использую разнообразные карточки применяя на разных этапах урока, при закреплении и контроле знаний. Из-за низкого уровня долгосрочной памяти применяются следующие карточки: ПРИМЕР.
- Разноуровневые задания (базовый, средний, повышенный уровень);
- Математический тренажер под редакцией Жохова;
- Опорные конспекты.
- Видеосюжеты.
Это должен быть не один урок, а их система. Ведь только систематическое использование технологии позволяет добиться результата. Ребенок сможет оценить свои способности, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Применение компьютерных технологий способствует:
- повышению мотивации к обучению, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;
- повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;
- появлению возможности моделировать объекты и явления;
- развитию наглядно-образного мышления;
- индивидуальному подходу в обучении.
Использование информационных технологий на уроках математики проходит в различных формах:
- Обучающиеся на уроках получают возможность индивидуальной работы на компьютере. Одна из таких форм работы это работа в интернете, с помощью сайта линеапс (learningapps.org.) Данный вид деятельности позволяет не только проверить знания по теме, но и в итоге обучающийся самостоятельно анализирует свой результат, а процесс самоанализа для ребенка с ОВЗ играет важную роль в обучении и развитии.
- Создание презентаций учителем. Такая форма работы позволяет всесторонне развивать метапредметные универсальные учебные действия. При создании презентаций дети учатся работать с информацией, используют различные математические схемы и алгоритмы. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры.
Учитель, используя ИКТ-технологии, может подготовить обширный и занимательный материал к уроку, но лучше всего если дети сами будут принимать в этом участие – искать материал, систематизировать, готовить сообщение и т.д., тем самым развивая свою информационную компетентность.
Мне в этом помогает сенсорная клавиатура клавинта, которая позволяет использовать многочисленные возможности для индивидуальной работы с детьми с различными нарушениями моторных функций, при ДЦП, других видах паралича. Клавинта - это клавиатура с сенсорной панелью, которая реагирует на движение руки и пальцев по поверхности клавиш, имеющих увеличенный размер. Сенсорная клавиатура- это устройство целиком расположенное в корпусе прямоугольной формы с девятью различными накладками, позволяющими работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами и базами данных, экранным калькулятором и математическим программным обеспечением, с веб-браузерами, которые позволяют путешествовать по интернету, а также могут использоваться с различными игровыми программами. Клавинта полностью заменяет традиционную мышку.
Кроме того, ИКТ-технологии могут широко применяться при оценке сформированности универсальных учебных действий. Для их формирования исключительную важность имеет использование информационно-образовательной среды, в которой планируют и фиксируют свою деятельность и результаты учителя и обучающиеся с ОВЗ. ИКТ-технологии позволяют сформировать следующие универсально учебные действия, которые представлены на слайде в виде таблицы:
При освоении личностных действий ведётся формирование:
- критического отношения к информации и избирательности её восприятия;
- основ правовой культуры в области использования информации.
При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается:
- оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;
- использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия.
При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:
- поиск информации;
- фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;
- структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени;
- создание презентаций;
- построение простейших моделей объектов и процессов.
ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используются:
- обмен презентациями;
- выступление с аудиовизуальной поддержкой;
- фиксация хода коллективной / личной коммуникации;
- общение в цифровой среде (электронная почта)
Сегодня трудно представить современный урок в школе без использования информационных технологий. Уроки и мероприятия с использованием ИКТ становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательной деятельности и являются одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья.