Рефлексия – один из важных этапов современного урока (виды, классификация, приемы)

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Профессия — педагог


 По происхождению латинское слово «рефлекс» буквально значит «отражение». Им в физиологии обозначают ответную реакцию живого существа на те или иные воздействия. От слова «рефлекс» образовано существительное «рефлексия», что значит «размышление, полное сомнений, противоречий, анализ собственного психологического состояния». Этот научный термин востребован в философии, психологии, педагогике и других науках. Рефлексия – важнейший компонент в структуре деятельности – познание и анализ субъектом явлений собственного сознания и собственной деятельности (взгляд на собственную мысль и собственные действия «со стороны»). [1,185]

В структуре урока, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, ее можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала. [2]. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами ученики. Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности. Рефлексия помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку.  

Цель рефлексии - вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности, её смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты. Если ребенок понимает: ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; какой вклад в общее дело он может внести; может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся. [3, 31].

Виды рефлексии:

1) Ситуативная: анализ ситуации, складывающейся в данный конкретный момент, включает в себя способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, а также координировать и контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.

2) Ретроспективная: возможность оценить уже произошедшие события и результаты своей деятельности, служит для анализа уже выполненной деятельности и событий, имевших место в прошлом.

3) Перспективная: размышления о предстоящей деятельности, включает в себя размышления о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов её осуществления, а также прогнозирование возможных её результатов. [4].

 Исходя из функций рефлексии предлагаю следующую классификацию, зная её учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.  

I. По содержанию: символическая, устная и письменная. Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — если необходимо что-то записать, зафиксировать.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели

 1) Эмоциональная. Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории "понравилось - не понравилось", "интересно - скучно", "было весело - грустно". эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: "Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. Варианты: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх-вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д., например, «А теперь покажите свое настроение соответствующей карточкой» (по принципу светофора: красный, зеленый, желтый)

 2) Рефлексия деятельности. Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке заданий, на этапе закрепления материала, Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы. Основные вопросы: «Что у меня получилось в результате?» и «Что мне нужно сделать, чтобы добиться успеха?». Предлагаю свой вариант «Лесенки успеха»: на информационном месте располагаются напечатанные фразы в виде лесенки, учащимся необходимо соотнести свою работу на уроке с предложенными фразами:1) «Кто считает, что надо доработать и испытывает трудности», 2) «Кто считает, что справился, но не в полной мере»,3) «Кто считает, что справился со всеми заданиями полностью». Для проведения данной рефлексии можно использовать гимнастические скакалки и предложенные фразы лесенки можно соотнести к выстроенным геометрическим фигурам 1- круг; 2-треугольник; 3)- квадрат, после вытроенных фигур ребятам предлагается пройти и расположится в них согласно вопросам рефлексии. На своих уроках использую приемы промежуточной рефлексии: «сравнение с эталоном» (показ технических элементов учителем, учеником, наглядность, видеоролики); «плюсы и минусы» (учащиеся находят и называют ошибки при выполнении элементов, отмечают правильность исполнения), «таблица достижений» (на уроках «Могу ли я сдать номы ГТО?!», мониторинга физической подготовленности). Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

3) Рефлексия содержания материала. Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке. Основные вопросы: «Достиг ли поставленной цели?», «Что я узнал и чему научился?». Как проводить? Предложите учащимся прием облако "тегов", которые необходимо дополнить: моя цель на уроке...; сегодня я узнал...; было трудно…; я понял, что…; я научился…; я смог…; было интересно узнать, что…; мне захотелось… и т.д. Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно. Ребенка необходимо постоянно возвращать к анализу своих действий, к осознанию пройденного пути. Он должен отметить все, что было им усвоено, обдумано, понято. Важно не просто зафиксировать в сознании обучающегося результаты урока, но и помочь ему выстроить смысловую цепочку проведенной познавательной деятельности.  

 На рефлексивно-оценочном этапе урока по типу формирующего оценивания можно использовать прием «10 баллов», когда требуется оценить свою работу на уроке по 10-балльной шкале зная критерии и оценку максимального балла – за каждый критерий можно получить от о до 2 баллов. Так, например, критериями на уроке по теме: «Волейбол, техника передачи и приема мяча сверху», могут быть: соблюдение правил техники безопасности, выполнение разминки, технических приемов, упражнений, самооценка работы на уроке и т.д., а после необходимо перевести полученные баллы в оценку используя приемы рефлексии: «+» «У меня все получилось» 7-10 баллов («5»); «+-» были затруднения, но я старался 6-4 балла «4»; «–» у меня не получилось 3 и ниже «3».

 Для того чтобы воспитать у школьников умения оце­нивать свою работу, уместно дать им такое домашнее зада­ние: весьма полезно использовать задания типа: “Со­ставьте схему (модель) пройденного материала, в которой отразите основные понятия, изученные в пройденной теме, и связи между ними”. Это домашнее задание учащиеся мо­гут выполнить коллективно, группами по 3—5 человек в течение недели. Подведение итогов мо­жет быть проведено в форме интеллект-карты, хорошо потом организовать к выставке различных работ, учащихся на информационных стендах.

 С опытом приходит понимание, что рефлексия хорошо помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе". Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Успех, как известно, порождает успех. В классе не должно быть неудачников. Главная наша задача – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех. Ребёнок должен чувствовать себя любимым, нужным, успешным.

Литература

1. Педагогика: словарь системы основных понятий /А.М.Новиков - М., Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.

2. Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры / Pedsovet.su/ Сообщество взаимопомощи учителей. [Электронный ресурс]. - https://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos

3. Журнал «Молодой ученый»/гл. редактор Ахметова Г.Д. // статья «Рефлексия как этап современного урока», авт. Тюкаева С.П.// – Казань, Издательство ООО «Молодой ученый», 2015, № 2-1 – 35 с.

4. Рефлексия. Материал из Википедии – свободной энциклопедии. [Электронный ресурс]. - https://ru.wikipedia.org/wiki/Рефлексия