Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях дистанционного обучения

Разделы: Русский язык, Инклюзивное образование

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: ОВЗ, инклюзивное образование, дистанционное обучение


Аннотация: В статье рассматриваются проблемы образования и воспитания детей с ОВЗ и предлагаются пути их решения. Нужно как можно раньше создать условия для успешной социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В данном направлении в нашей школе накоплен достаточно богатый опыт. Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и больными детьми. В Центре дистанционного образования используются современные образовательные и воспитательные технологии как эффективное средство формирования личностных результатов и ключевых компетенций обучающих.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, социально-бытовая адаптация детей-инвалидов, социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, индивидуализация и дифференциация образовательного процесса.

Основным направлением Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы, утверждённой Правительством Российской Федерации от 29.12.2014 г , является развитие личности обучающихся, их познавательных и созидательных способностей. Особую актуальность это приобретает при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. [5, с. 14]

Сегодня в нашей стране ведётся активная работа в направлении социальной интеграции детей-инвалидов. Однако, здесь возникает ряд сложностей: проблемы социально-бытовой адаптации детей-инвалидов приводят к затруднениям в общении с окружающими людьми и – в дальнейшем – к проблемам с трудоустройством. Ребята сталкиваются с целым комплексом культурно-социальных проблем:

  • нарушение связи с миром;
  • различные отклонения психического и (или) физического плана, влекущие за собой нарушения общего развития;
  • ограниченная мобильность;
  • недостаток контактов со взрослыми и сверстниками;
  • ограниченный доступ к информационным ресурсам;
  • недоступность общения с природой, культурными ценностями;
  • трудность проникновения в смысл человеческих отношений, в связи с невозможностью познать их теми способами, которыми пользуются нормально развивающиеся дети;
  • неготовность общества принять детей с ОВЗ.

Таким образом, современную ситуацию в теории и практике образования детей с ограниченными возможностями здоровьяможно охарактеризовать сложившимися противоречиями между:

  • потребностями общества в активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, и недостаточной разработанностью педагогических средств и условий, повышающих эффективность процесса организации творческой деятельности личности;
  • повышением требований к уровню знаний, которыми должен обладать ученик, готовностью к их преобразованию и существующей организацией учебного процесса, не обеспечивающей необходимого уровня развития способностей обучающихся с ОВЗ;
  • социальной значимостью развития креативных способностей учащихся с ОВЗ и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения для организации творческой деятельности таких обучающихся;
  • необходимостью объективной оценки творческой деятельности обучающихся и недостаточной разработанностью педагогического инструментария для оценивания результатов их творческой деятельности.

В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья – это не причина для исключения человека из активной жизни. Необходимо как можно раньше создать условия для успешной социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. [2, с. 36] Для решения данной проблемы, на наш взгляд, наиболее эффективным является инклюзивное образование.

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором все обучающиеся включены в общую систему образования. Основным аспектом инклюзивного образования является учёт потребностей учеников с ОВЗ и инвалидностью и создание условий для их обучения. [3, с. 138]

Одним из способов реализации равенства возможностей обучающихся является организация деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей, осуществляющих выбор форм обучения, реализуемых через индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса в зависимости от состояния здоровья и психического развития обучающихся.

В данном направлении в нашей школе накоплен достаточно богатый опыт. В 2010 году открылось новое подразделение: ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска» где обучаются дети-инвалиды всей Смоленской области. Со дня открытия школа обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. На базе школы работают педагоги, реализующие образовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных технологий. Обучающиеся Центра дистанционного образования имеют возможность заниматься в трех направлениях: гуманитарном, естественно-математическом и технологическом. Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и больными детьми. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины. Учебный план составляется в связи с индивидуальными возможностями каждого ученика и пожеланиями родителей, учебное занятие (урок) длится 30 минут. Вся учебная и воспитательная работа в Центре образования проводится дистанционно, через Интернет.

В ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска» есть обучающиеся с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Конечно, такие дети обладают гораздо меньшими возможностями, чем их развивающиеся сверстники. Дети затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. Ограниченная возможность здоровья у детей связана непосредственно с нарушениями в их физическом и психическом развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками. Именно школа призвана воспитать у детей полезные привычки и сформировать социально-нормативные модели поведения. Формирование социально-бытовой адаптации осуществляется в ходе учебных занятий, в процессе которых обучающиеся получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, позволяющие им успешно адаптироваться в быту и социальной среде. При организации и проведении занятий используются следующие принципы: 1) принцип системности определяет необходимость формирования у обучающихся целостной системы знаний и умений социально-бытовой адаптации; 2) принцип преемственности предусматривает согласование всех проводимых программ, мероприятий, а также их последовательную реализацию. При проведении занятий реализовываются различные методы работы (наглядные, словесные, объяснительно-иллюстративные). [1, с. 59-64 ] Цели, задачи и содержание занятий учитывают возраст детей, уровень интеллектуального и психического развития. Теоретическая часть занятий опирается на знания и навыки детей о социально-бытовой ориентировке и здоровом образе жизни. На каждом уроке проводятся физкультминутки, ориентированные на физические возможности детей с учётом рекомендаций медиков и пожелания родителей.

В Центре дистанционного образования используются современные образовательные и воспитательные технологии [4, с. 256 ] как эффективное средство формирования личностных результатов и ключевых компетенций обучающих. Целевой план действий учащихся конкретизирует интегрирующую дидакти­ческую цель. Он строится с соблюдением принципа триединства целей: образо­вательные, развивающие и воспитательные цели.

Среди основных задач ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»:

  • разработка новых подходов в интеграции детей с ОВЗ в социум средствами дополнительного образования, предпрофильной профессиональной подготовки, сетевого взаимодействия;
  • психолого-социально-педагогическое сопровождение участников учебно-воспитательного процесса;
  • сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование навыков здорового образа жизни;
  • формирование у обучающихся опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности через развитие активной гражданской позиции и патриотизма, правовое, духовно-нравственное и экологическое воспитание;
  • оказание своевременной психолого-социально-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ через использование современных форм, методов, технологий, коррекционно-развивающего образования.

Освоение детьми с ОВЗ социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от специалистов нашей школы компетентных решений и действий. Социализация – это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Очевидно, что необходимо проводить серьёзную работу в направлении социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями. В ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска» для каждого обучающегося предусмотрено медико-психолого-педагогическое сопровождение в соответствии с его заболеванием возрастными особенностями. Для учеников разработаны индивидуальные программы, учитывающие пожелания родителей.

В Центре проводятся занятия для воспитанников, направленные на обеспечение их социальной адаптации, приобщению к социальной и культурной жизни в обществе. Воспитательная работа строится по трем направлениям:

1. Духовно-нравственное и эстетическое воспитание

Задачи:

  • формирование у обучающихся понятий о духовных и нравственных ценностях,
  • развитие и воспитание нравственных качеств личности
  • приобщение к духовным ценностям и духовной культуре
  • развитие и воспитание эстетических чувств, эстетического вкуса, эстетической оценки

2. Гражданско-патриотическое воспитание

Задачи:

  • формирование знаний о гражданских и патриотических ценностях,
  • подготовка обучающихся к осмысленной, ответственной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве,
  • воспитание гражданина и патриота своей Родины

3. Экологическое воспитание

Задачи:

  • формирование знаний обучающихся об экологических ценностях,
  • воспитание экологической культуры,
  • воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде.

Используются следующие формы работы: беседы, классные часы, виртуальные экскурсии (дистанционно), а также праздничные концерты и утренники. Обучающиеся с радостью приезжают в нашу школу для того, чтобы пообщаться со своими сверстниками и учителями, выступить со сцены, получить подарки к празднику. Родители наших учеников также подчёркивают важность такого общения и отмечают развитие у детей интереса к окружающему миру.

Таким образом, учебно-воспитательная работа ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска» направлена на формирование социально – бытовых навыков, на практическую подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития обучающихся.

Результатом учебно-воспитательной работы по формированию социально-бытовой адаптации обучающихся с ОВЗ является повышение уровня социально-бытовой адаптации и расширение коммуникативного пространства детей с ограниченными возможностями здоровья, что, на наш взгляд, является первостепенным в инклюзивной практике.

Список литературы:

  1. Грузинова, Т.В. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции [Текст] / Т.В. Грузинова// Директор школы. – 1999. – №4. – С. 59-64
  2. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: Проект. – М., 1999. – Ч. I. – С. 36.
  3. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. Главы из книг. – М.: РООИ «Перспектива», 2011. – С. 138
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное об­разование, 1998. – С. 256
  5. Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. №497) – http://fgosvo.ru/uploadfiles/PostPrav/FCP.pdf