Итак, ребенок стал школьником. Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.
Знания младших школьников в процессе обучения формируются при рациональном соответствии двух путей познания – путем непосредственного восприятия и путем усвоения словесного описания тех или иных предметов и явлений. Описание дает учитель, или оно содержится в учебнике. С каждым днем знания учащихся совершенствуются – увеличивается количество сведений, представлений и понятий, усвоенных школьником, знания становятся все более точными, глубокими и осмысленными, ученики постепенно подходят к усвоению причин и закономерностей различных явлений, знания объединяются в определенные системы.
В единстве с приобретением знаний происходит и умственное развитие младших школьников. Хотя заучивание играет в учебной деятельности младших школьников весьма важную роль, но строить обучение на эксплуатации памяти ученика – большая ошибка. С самого начала обучения учитель старается, чтобы учащиеся осмысливали полученные сведения, самостоятельно искали ответы на поставленные вопросы.
Вопрос о роли представлений в восприятии художественной литературы имеет не только теоретическое, но и практическое значение. От его решения зависит, нужно или нет обучать читателей умению правильно представлять себе образы произведения.
Таким образом, специальная работа по формированию навыка смыслового чтения у детей должна проводиться целенаправленно и систематически, с самого начала обучения.
Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС. Ведущей целью общего образования является развитие мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности учащегося в условиях системно-деятельностного подхода к организации обучения. Мотивационные ресурсы – это ценностные ориентации, образовательные потребности и интересы, которые определяют мотивы деятельности. Операциональные ресурсы включают в себя освоенные универсальные и специальные способы деятельности. Когнитивные ресурсы – это, прежде всего, знания, составляющие основу научного представления о мире, предметные умения и навыки. Развитию мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности соответствуют личностные, метапредметные и предметные результаты образования.
Системно-деятельностный подход определяет форму организации обучения: учебная деятельность. Ключевыми понятиями учебной деятельности являются «мотивация» и «действие». Первым этапом в организации учебной деятельности является создание условий для мотивации учащихся к деятельности. Мотивы выражаются через познавательный интерес учащихся. Мотив подразумевает особую избирательную направленность личности на учебную деятельность. Критериями познавательного интереса являются: активное включение в учебную деятельность, сосредоточенность на этой деятельности, появление у учащихся вопросов, которые они задают друг другу и учителю или на основании которых формулируют информационный запрос. Под учебными действиями понимают конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий. Учебное действие является целостным элементом деятельности, преобразующим не только форму информации, но и переводящим ее во внутренний план, вызывающий изменение самого учащегося, его понимания процессов и явлений, смысла изучаемого материала. Действие выполняется на основе операций, соотносимых с конкретными условиями и средствами. Действие – совокупность операций, подчиненных цели. Задача учителя состоит в том, чтобы выделить соответствующие учебные действия и создать условия для их освоения учащимися и определить средства деятельности. В примерных программах предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся в учебной деятельности по освоению предметного содержания.
Выделяют универсальные (УУД) и предметные учебные действия. Инструментальной основой учебной деятельности являются универсальные учебные действия, носящие надпредметный характер. К ним относятся действия целеполагания, поиска и выделения необходимой информации, моделирования, исследования, проектирования, взаимодействия, самоконтроля и другие. Универсальные учебные действия – совокупность способов действий учащегося и связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия выявляют внутренние существенные связи объектов и явлений, дают истину во всей конкретности и объективности, составляют основу научного мировоззрения и практической деятельности, обладают свойством широкого переноса. Универсальные учебные действия выступают в качестве основы достижения образовательных результатов, поскольку способствуют развитию теоретического мышления: обобщение, анализ, синтез, оценка, рефлексия и другие. Предметные действия – это особый вид практической деятельности, существующий внутри науки и обслуживающий ее. Предметные действия – непосредственно связаны с целью учебной деятельности, имеют определенное предметное содержание. В предметных действиях проявляется отношение к действительности. Предметные действия обеспечивают практическую деятельность – в данном случае собственно чтение.
Содержание образования рассматривается как единство знаний, деятельности и развития учащихся. Фундаментальное ядро содержания общего образования представляет собой:
- система научных знаний, пронизаннных мировоззренческими идеями. Основными элементами научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, предназначенными для обязательного изучения являются: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы.
- универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс.
Конкретизация, дифференциация и индивидуализация инвариантного содержания образования обеспечивается в оболочке, являющейся вариативной частью, представленной дополнительным, вспомогательным, альтернативным учебным материалом и специальными предметными действиями.
Смысловое чтение – это чтение, которое подразумевает вникание в смысл текста, извлечение главных мыслей и максимально рациональное и эффективное использование информации.
Смысловое чтение – вид чтения, которое направленно на понимание читающим смыслового содержания текста.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Это отражено в Федеральном образовательном стандарте НОО при работе над следующими блоками:
- Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
- Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.
- Работа с текстом: оценка информации.
Покажем, какие приемы работы по каждому блоку можно использовать и какие метапредметные УУД при этом формируются.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
- Определение темы текста и его назначения (познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов).
- Подбор заголовка (регулятивное УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника).
- Формулирование главной мысли текста (коммуникативные УУД: оформление своих мыслей в устной форме).
- Объяснение порядка частей, содержащихся в тексте (коммуникативные УУД: овладение логическими действиями).
- Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов: обнаруживание соответствие между частью текста и его общей идеей, формулирование вопроса, объяснение назначение карты, рисунка, пояснение частей графика или таблицы (познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов).
- Нахождение в тексте требуемой информации (познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов).
- Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, требующих полного и критического понимания текста:
- определение назначения разных видов текстов (регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника);
- различие темы и подтемы специального текста (познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов);
- выделение избыточной информации (познавательные УУД: обобщать и классифицировать по признакам.)
- прогнозирование последовательности изложения идей текста (регулятивные УУД: прогнозировать предстоящую работу);
- сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме (познавательные УУД: на основе анализа объектов делать выводы);
- формирование на основе текста системы аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции (познавательные УУД: на основе анализа объектов делать выводы);
- понимание душевного состояния персонажей текста, сопереживать им (личностные УУД: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции).
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.
Рассмотрим приемы работы и метапредметные результаты:
- Структурирование текста, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения (познавательные УУД: обобщать и классифицировать по признакам).
- Преобразование текста с использованием таблиц, схем, иллюстраций (познавательные УУД: представлять информацию в виде схемы).
- Интерпретирование текста:
- сравнивание и противопоставление заключённой в тексте информации разного характера (познавательные УУД: на основе анализа объектов делать выводы);
- поиск в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов (познавательные УУД: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы);
- установление выводов из сформулированных посылок (коммуникативные УУД: формируем умение оформлять свои мысли в устной форме);
- формулирование главной мысли (коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме).
Работа с текстом: оценка информации.
Приёмы работы:
- Оценка содержания текста:
- связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников (познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов);
- оценивание утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире (познавательные УУД: на основе анализа объектов делать выводы);
- нахождение доводов в защиту своей точки зрения (коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме).
- Оценка формы текста: тип речи, стиль речи, жанр (регулятивные УУД: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей).
- Поиск недочётов в получаемой информации, пробелы в информации и нахождение путей восполнения этих пробелов (познавательные УУД: выявлять сущность, особенности объектов).
- Сравнение информации по одной теме из разных источников (познавательные УУД: обобщать и классифицировать по признакам).
- Формулирование своей точки зрения (коммуникативные УУД; оформлять свои мысли в устной форме).
Владение навыками смыслового чтения позволит продуктивно учиться по книгам всегда. При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые в первом блоке навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию. Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме и в письменной форме. Школьники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом. Второй блок – интерпретация. Чтобы разобраться в тексте, требуется активный анализ, сличение элементов текста друг с другом. Мало понять непосредственное значение сообщения в тексте, необходим процесс перехода от текста к выделению того, в чем состоит внутренний смысл – интерпретации. Осознание внутреннего смысла происходит с учетом контекста и мотивации читателя. Третий блок – анализ информации. Ученик понимает текст и может связать его с другими источниками, учится оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире. Находит доводы в защиту своей точки зрения, недочёты в получаемой информации, пробелы в информации и пути восполнения этих пробелов. Сравнивает информацию по одной теме из разных источников.
Таким образом, навыки смыслового чтения являются основой для освоения основного содержания образования. ФГОС НОО включает в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров». Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта.
Список литературы:
- Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. – К., Педагогика, 2011.
- Климанова Л. Ф. Обучение грамоте на коммуникативно-познавательной основе//Начальная школа. – 2013. – № 9. – с. 38-44.
- Львов М.Р. Школа творческого мышления: Учебное пособие для учащихся (Введение для учителя).– М., 2011.
- Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. М., «Книга», 1972. 152 с. 15000 экз.
- Первова Г.М. Задачи обучения чтению на современном этапе развития школы// Начальная школа.2014.№3.С.17-19.
- Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа, 2005, №2.