Научные основы организации обучению детей смысловому чтению

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: чтение, смысловое чтение, структурирование текста


Итак, ребенок стал школьником. Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.

Знания младших школьников в процессе обучения формируются при рациональном соответствии двух путей познания – путем непосредственного восприятия и путем усвоения словесного описания тех или иных предметов и явлений. Описание дает учитель, или оно содержится в учебнике. С каждым днем знания учащихся совершенствуются – увеличивается количество сведений, представлений и понятий, усвоенных школьником, знания становятся все более точными, глубокими и осмысленными, ученики постепенно подходят к усвоению причин и закономерностей различных явлений, знания объединяются в определенные системы.

В единстве с приобретением знаний происходит и умственное развитие младших школьников. Хотя заучивание играет в учебной деятельности младших школьников весьма важную роль, но строить обучение на эксплуатации памяти ученика – большая ошибка. С самого начала обучения учитель старается, чтобы учащиеся осмысливали полученные сведения, самостоятельно искали ответы на поставленные вопросы.

Вопрос о роли представлений в восприятии художественной литературы имеет не только теоретическое, но и практическое значение. От его решения зависит, нужно или нет обучать читателей умению правильно представлять себе образы произведения.

Таким образом, специальная работа по формированию навыка смыслового чтения у детей должна проводиться целенаправленно и систематически, с самого начала обучения.

Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС. Ведущей целью общего образования является развитие мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности учащегося в условиях системно-деятельностного подхода к организации обучения. Мотивационные ресурсы – это ценностные ориентации, образовательные потребности и интересы, которые определяют мотивы деятельности. Операциональные ресурсы включают в себя освоенные универсальные и специальные способы деятельности. Когнитивные ресурсы – это, прежде всего, знания, составляющие основу научного представления о мире, предметные умения и навыки. Развитию мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности соответствуют личностные, метапредметные и предметные результаты образования.

Системно-деятельностный подход определяет форму организации обучения: учебная деятельность. Ключевыми понятиями учебной деятельности являются «мотивация» и «действие». Первым этапом в организации учебной деятельности является создание условий для мотивации учащихся к деятельности. Мотивы выражаются через познавательный интерес учащихся. Мотив подразумевает особую избирательную направленность личности на учебную деятельность. Критериями познавательного интереса являются: активное включение в учебную деятельность, сосредоточенность на этой деятельности, появление у учащихся вопросов, которые они задают друг другу и учителю или на основании которых формулируют информационный запрос. Под учебными действиями понимают конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий. Учебное действие является целостным элементом деятельности, преобразующим не только форму информации, но и переводящим ее во внутренний план, вызывающий изменение самого учащегося, его понимания процессов и явлений, смысла изучаемого материала. Действие выполняется на основе операций, соотносимых с конкретными условиями и средствами. Действие – совокупность операций, подчиненных цели. Задача учителя состоит в том, чтобы выделить соответствующие учебные действия и создать условия для их освоения учащимися и определить средства деятельности. В примерных программах предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся в учебной деятельности по освоению предметного содержания.

Выделяют универсальные (УУД) и предметные учебные действия. Инструментальной основой учебной деятельности являются универсальные учебные действия, носящие надпредметный характер. К ним относятся действия целеполагания, поиска и выделения необходимой информации, моделирования, исследования, проектирования, взаимодействия, самоконтроля и другие. Универсальные учебные действия – совокупность способов действий учащегося и связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия выявляют внутренние существенные связи объектов и явлений, дают истину во всей конкретности и объективности, составляют основу научного мировоззрения и практической деятельности, обладают свойством широкого переноса. Универсальные учебные действия выступают в качестве основы достижения образовательных результатов, поскольку способствуют развитию теоретического мышления: обобщение, анализ, синтез, оценка, рефлексия и другие. Предметные действия – это особый вид практической деятельности, существующий внутри науки и обслуживающий ее. Предметные действия – непосредственно связаны с целью учебной деятельности, имеют определенное предметное содержание. В предметных действиях проявляется отношение к действительности. Предметные действия обеспечивают практическую деятельность – в данном случае собственно чтение.

Содержание образования рассматривается как единство знаний, деятельности и развития учащихся. Фундаментальное ядро содержания общего образования представляет собой:

  • система научных знаний, пронизаннных мировоззренческими идеями. Основными элементами научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, предназначенными для обязательного изучения являются: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы.
  • универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс.

Конкретизация, дифференциация и индивидуализация инвариантного содержания образования обеспечивается в оболочке, являющейся вариативной частью, представленной дополнительным, вспомогательным, альтернативным учебным материалом и специальными предметными действиями.

Смысловое чтение – это чтение, которое подразумевает вникание в смысл текста, извлечение главных мыслей и максимально рациональное и эффективное использование информации.

Смысловое чтение – вид чтения, которое направленно на понимание читающим смыслового содержания текста.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Это отражено в Федеральном образовательном стандарте НОО при работе над следующими блоками:

  1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
  2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.
  3. Работа с текстом: оценка информации.

Покажем, какие приемы работы по каждому блоку можно использовать и какие метапредметные УУД при этом формируются.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

  1. Определение темы текста и его назначения (познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов).
  2. Подбор заголовка (регулятивное УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника).
  3. Формулирование главной мысли текста (коммуникативные УУД: оформление своих мыслей в устной форме).
  4. Объяснение порядка частей, содержащихся в тексте (коммуникативные УУД: овладение логическими действиями).
  5. Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов: обнаруживание соответствие между частью текста и его общей идеей, формулирование вопроса, объяснение назначение карты, рисунка, пояснение частей графика или таблицы (познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов).
  6. Нахождение в тексте требуемой информации (познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов).
  7. Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, требующих полного и критического понимания текста:
    • определение назначения разных видов текстов (регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника);
    • различие темы и подтемы специального текста (познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов);
    • выделение избыточной информации (познавательные УУД: обобщать и классифицировать по признакам.)
    • прогнозирование последовательности изложения идей текста (регулятивные УУД: прогнозировать предстоящую работу);
    • сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме (познавательные УУД: на основе анализа объектов делать выводы);
    • формирование на основе текста системы аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции (познавательные УУД: на основе анализа объектов делать выводы);
    • понимание душевного состояния персонажей текста, сопереживать им (личностные УУД: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции).

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.

Рассмотрим приемы работы и метапредметные результаты:

  1. Структурирование текста, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения (познавательные УУД: обобщать и классифицировать по признакам).
  2. Преобразование текста с использованием таблиц, схем, иллюстраций (познавательные УУД: представлять информацию в виде схемы).
  3. Интерпретирование текста:
    • сравнивание и противопоставление заключённой в тексте информации разного характера (познавательные УУД: на основе анализа объектов делать выводы);
    • поиск в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов (познавательные УУД: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы);
    • установление выводов из сформулированных посылок (коммуникативные УУД: формируем умение оформлять свои мысли в устной форме);
    • формулирование главной мысли (коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме).

Работа с текстом: оценка информации.

Приёмы работы:

  1. Оценка содержания текста:
    • связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников (познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов);
    • оценивание утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире (познавательные УУД: на основе анализа объектов делать выводы);
    • нахождение доводов в защиту своей точки зрения (коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме).
  2. Оценка формы текста: тип речи, стиль речи, жанр (регулятивные УУД: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей).
  3. Поиск недочётов в получаемой информации, пробелы в информации и нахождение путей восполнения этих пробелов (познавательные УУД: выявлять сущность, особенности объектов).
  4. Сравнение информации по одной теме из разных источников (познавательные УУД: обобщать и классифицировать по признакам).
  5. Формулирование своей точки зрения (коммуникативные УУД; оформлять свои мысли в устной форме).

Владение навыками смыслового чтения позволит продуктивно учиться по книгам всегда. При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые в первом блоке навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию. Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме и в письменной форме. Школьники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом. Второй блок – интерпретация. Чтобы разобраться в тексте, требуется активный анализ, сличение элементов текста друг с другом. Мало понять непосредственное значение сообщения в тексте, необходим процесс перехода от текста к выделению того, в чем состоит внутренний смысл – интерпретации. Осознание внутреннего смысла происходит с учетом контекста и мотивации читателя. Третий блок – анализ информации. Ученик понимает текст и может связать его с другими источниками, учится оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире. Находит доводы в защиту своей точки зрения, недочёты в получаемой информации, пробелы в информации и пути восполнения этих пробелов. Сравнивает информацию по одной теме из разных источников.

Таким образом, навыки смыслового чтения являются основой для освоения основного содержания образования. ФГОС НОО включает в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров». Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта.

Список литературы:

  1. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. – К., Педагогика, 2011.
  2. Климанова Л. Ф. Обучение грамоте на коммуникативно-познавательной основе//Начальная школа. – 2013. – № 9. – с. 38-44.
  3. Львов М.Р. Школа творческого мышления: Учебное пособие для учащихся (Введение для учителя).– М., 2011.
  4. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. М., «Книга», 1972. 152 с. 15000 экз.
  5. Первова Г.М. Задачи обучения чтению на современном этапе развития школы// Начальная школа.2014.№3.С.17-19.
  6. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа, 2005, №2.