Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: Познакомить с новым понятием «Начальная форма глагола».
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей о глаголе как части речи, его грамматических признаках;
- учить детей составлению рассказа на заданную тему по опорной схеме;
- обучать навыку систематизировать полученные знания.
Развивающие:
- способствовать становлению учебной деятельности;
- обогащать познавательно-исследовательский опыт детей;
- обогащать словарный запас.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к русскому языку;
- воспитывать эмоционально-положительные взаимоотношения между воспитанниками.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать и различать грамматические признаки глагола: число, лицо, время, начальная форма;
- выделять их основные отличительные признаки.
Личностные:
- осуществлять самооценку на основе критерия успешности.
Метапредметные:
- владеть коммуникативными умениями с целью реализации сотрудничества при работе в парах и группе.
Основные понятия: неопределенная форма глагола, число, время, лицо глагола.
Ресурсы:
- учебно-методический комплект программы «Школа России», учебник и тетрадь «Русский язык», автор В.П. Канакина.
- конверты с заданиями, презентация.
Форма организации обучения: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Технологии: деятельностный метод обучения, групповой способ обучения, информационно-коммуникативный, личностно-ориентированный, дидактическая игра.
Ход урока
Содержание | Деятельность учащихся / Формирование УУД | ||||||||||
I. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент). – Начинаем урок. – Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успехов. Прочитайте эпиграф к нашему уроку. На экране слова Пушкина: «О, сколько нам открытий чудных…» – О чем говорит это четверостишье? (Сегодня на уроке нас ждут открытия). – Как обычно человек, на ваш взгляд, открывает новое знание? |
Регулятивные УУД. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности Слайд 2 |
||||||||||
II. Актуализация знаний. – Сегодня нас ждут удивительные открытия на уроке. Готовы?(Да.) – Начнем урок русского языка с пословицы.
(Слайд. Читают пословицу, объясняют смысл.) – Запишите пословицу к себе в тетрадь и вставьте пропущенные буквы в словах, которые подчёркнуты. – Проверьте Слайд .(алгоритм самопроверки) – У кого были ошибки? – К какой части речи относятся слова, которые подчеркнуты?(Глагол) – Расскажите, что вы знаете о глаголах (часть речи, отвечает на вопросы, обозначает, изменяется по временам, числам, в прошедшем времени изменяется по родам) |
Познавательные УУД Слайд 3(пословица) Слайд 4 (проверка) Коммуникативные УУД. Слайд 5-7 (повторение о глаголе) |
||||||||||
III. Проблемная ситуация. – Молодцы! Теперь вы легко справитесь со следующим заданием. – Выпишите глаголы, распределяя их по столбикам: Встречает, отвечал, читает, одевал, оживет, разобьет. – По какому признаку вы распределили глаголы в столбики? (Настоящее время, Прошедшее время, Будущее время). – Проверьте. – Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. Давайте еще раз повторим, как правильно определить время глагола? (По вопросу) – Из пословицы, которую писали на чистописании, выпишите глаголы и распределите их в столбики из предыдущего задания (читать, хватать) IV. Выявление места и причины затруднения. – Почему у нас получились разные ответы? – В чём наше затруднение? (Мы не смогли правильно определить время глаголов , т.к. эти глаголы отвечают на вопрос что делать,мы не знаем, что это за форма глагола). – Подумайте, как может называться форма глагола, у которой нельзя определить число и время? (Дети выдвигают предположительные названия «Новой «формы глагола.) V. Определение темы урока. Опираясь на полученные сведения сформулируйте тему урока. (Неопределённая форма глагола) VI. Определение цели урока. – Сформулируйте цель урока? (Получить знания о новой форме глагола.) – Какие задачи поставим?
|
Слайд 8 (глаголы) Тетрадь и доска Слайд 9 (проверка) Слайд 10(тема урока) Слайд 11 (цель урока) |
||||||||||
VII. Практическая работа в группах. Поиск выхода из проблемной ситуации. Работа в группах. Построение проекта выхода из затруднения. 1) – Чтобы это узнать, выполните исследовательскуюработу. Работать будете в группах. (Назначить ответственных). – Вспомним правила работы в группах. – Работать будете по плану: План.
– Результаты вашего исследования запишите в исследовательскую карточку, которая станет для вас памяткой. – Выполняйте работу в группах по плану. Текст карточки Трудно найти в лесу дикое животное.Зверя можно узнать по следам. Лучше всего читать следы зверей на свежем снегу. Следы зайца трудно спутать со следами других зверей.Надо беречь природу! 2) Работа групп. 3) Ответы детей по плану. Неопределённая форма глагола (начальная форма глагола, инфинитив)
– Вывод: глагол имеет начальную форму. Н.Ф. не изменяется. Отвечает на вопросы что делать? Что сделать? У глаголов неопределенной формы суффиксы –ть, -ти. – Глагол беречь оканчивается на чь. Это тоже суффикс? – Разберем слово по составу (Дети разбирают слов по составу)
– Выделите корень в словах Происходит чередование согласных в корнях. ЧЬ является частью корня – Где можем проверить свои выводы? (учебник с.72– 73) – Какое затруднение было в начале урока? (не смогли определить время глагола) – Почему вы не смогли определить время и число? (читать, хватать – Н.Ф) – Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.) – Обратите внимание, что неопределенная форма глагола или начальная форма или инфинитив |
Коммуникативные УУД. Слайд 12(план) Среди учеников распределяются роли работы в группах. План работы в группах на доске. Работа в группах. Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. Слайд 13(вывод) Слайд 14 |
||||||||||
VIII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 2. Игра «Кто самый внимательный?» – Хлопаем, если услышите глагол неопределённой формы:
Запишите глаголы в начальной форме в 2 столбика (1 ученик на доске остальные в тетради). – На какие две группы можно разделить эти слова? (вопрос что делать? что сделать?)
– Сделайте вывод, на какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? – Выделите суффиксы. |
Слайд 15 (игра на внимание) Слайд 16 (разбиение на 2 группы – проверка) |
||||||||||
IX. Физминутка. – Раз сегодня говорим о глаголах, то и физкультминутка будет связана с этой частью речи. – Как надо ходить? (Вот так) – Как плыть? – Как бежать? – Как жить? – Как сидеть? – Назовите глаголы, которые встретились в тексте физкультминутки? – Что можете сказать об этих глаголах? (Н.Ф.) |
Слайд 17(физминутка) |
||||||||||
X. Включение в систему знаний. – Прочитайте текст на слайде. – О чем говориться в тексте? – Списать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределённой формы, выделить суффиксы.
– Придумайте еще 2-3 правила о том, как надо делать упражнения утренней зарядки, используйте глаголы в неопределенной форме. |
Фронтальная работа. Письмо в тетради. Взаимопроверка. Слайд 18(текст) |
||||||||||
XI. Самостоятельная работа тетрадях с самопроверкой по образцу. – А сейчас, поработаете самостоятельно в тетрадях. Задание. Замените фразеологические обороты глаголами неопределённой формы:
Проверим – (Слайд ) Самостоятельная работа: поменяйтесь тетрадями, проверьте свою работу по образцу. – Если работа выполнена правильно, то поставьте «+», если – нет, то «?». – Кто справился с заданием? – Кто допустил ошибки? – В чем причина ваших ошибок? |
Слайд 19 (задания для сам.работы) Слайд 20 (проверка с/р) Взаимопроверка Познавательные УУД. Регулятивные УУД. Проверка по образцу. Оценка «+» или «?». |
||||||||||
XII. Работа с учебником. – Выполним упр. 149 на с. 72 – Прочитайте. Объясните смысл пословиц. (Читают по одной пословице и объясняют.)
– Спишите пословицы и подчеркните глаголы. – Но у нас есть дополнительное задание в упр. – сделать фонетический разбор слова ПРОЖИТЬ (у доски) Прожить (п р а ж ы т) 2 слога |
Слайд 21 |
||||||||||
XIII. Рефлексия. – Какую цель вы ставили перед собой? – Достигли ли вы цели? – Кому удалось сделать открытие «самому» – Остались ли у вас трудности? – Оцените свою работу на уроке? Заполните каждый свою таблицу «Анализ индивидуальной деятельности на уроке по теме «Неопределенная форма глагола»
|
Слайд 22 (рефлексия) Познавательные УУД Регулятивные УУД. Личностные УУД. Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Рассказывают о своих затруднениях Самооценивание. |
||||||||||
XIV. Домашнее задание. Правило на стр. 72, упр.151 |
Личностные УУД Слайд 23 (спасибо за урок) |