Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся начальной школы, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности

Разделы: Общепедагогические технологии

Ключевые слова: здоровьесберегающая технология


Здоровье - самое главное богатство человека. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических увечий.
В.Сухомлинский

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

Малоподвижный образ жизни, компьютерные игры, экологические проблемы, эпидемии - все это отрицательно влияет на здоровье. В этой ситуации все чаще приходится задумываться, как мы может повлиять на улучшение состояния здоровья наших воспитанников.

Задачи здоровьесбережения

  • создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей;
  • сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности;
  • создание положительного эмоционального настроя и снятия психоэмоционального напряжения

Как осуществляется здоровье в учебном процессе? На что надо обращать внимание в первую очередь?

В первую очередь, надо обратить внимание на то, как готовят ребенка к первому классу родители. Ребенку покупают рюкзак Какой нужен рюкзак? Материал, вес рюкзака? Ведь с ним ему ходить в школу минимум 2 года. Вот девочка 8 лет, весит 22.1кг. Рюкзак с учебными принадлежностями на учебный день, без бутылочки с водой, сменной обуви весит 4.4кг., при норме в 2 килограмма Учебники и тетради располагаются на парте в полную ширину стола, детям не удобно Все это плохо сказывается на осанке ученика

Во-вторых: гигиенические, средовые факторы:

  • комфортность учебного кабинета;
  • оптимизация расписания;
  • выполнение требований СанПиНов (чистота,световой и воздушный режим);
  • посадка с учетом роста и зрения;
  • систематический контроль за осанкой:
  • физминутки и паузы общего и специального назначения;
  • комфортный уровень общения;
  • соблюдение норм домашнего задания

С чего начинается рабочий день ученика начальной школы?

1. Утренняя зарядка – настраивает на рабочий лад, создает хорошее настроение, любят, когда зарядка проходит под музыку или видеоролики с мультзарядок.

Одной из причин ухудшения здоровья является утомление, которое обычно проявляется в снижении работоспособности и наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы.

Устранить его можно, если оптимизировать физическую, эмоциональную, умственную активность. Для этого необходимо переключиться на другие виды деятельности, отдохнуть, используя всевозможные средства восстановления работоспособности. При выборе этих средств следует обратить внимание на те органы и системы органов, которые в большей степени подвержены негативному влиянию перегрузок.

Основные компоненты здорового начала - покой и движение - должны правильно сочетаться в режиме образовательного учреждения.

Различают несколько видов деятельности, которые в той или иной степени направлены на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности:

  • игровая
  • коммуникативная
  • познавательно-исследовательская
  • продуктивная
  • музыкально-художественная
  • двигательная
  • трудовая

В связи с этим целесообразно внимание педагогов обратить на решение следующих задач:

  • содействие сохранению физического и психического здоровья воспитанников;
  • развитие моторики (крупной и мелкой, пространственных представлений);
  • формирование коммуникативных навыков (общение, умение сотрудничать, взаимодействовать в парах и малых группах);
  • формирование правильной мотивации: познавательной и социальной (приобретение нового статуса, включение в интересную деятельность;
  • развитие личностных качеств: эмпатии, ответственности, самооценки, трудолюбия, познавательных умений таких, как общие умения, логические операции, знаково-символическое моделирование и др.).

Игра и учеба – это две разные деятельности, имеющие значительные качественные различия. Переход от игры к серьезным занятиям происходит не резко, а постепенно и имеет определенные переходные формы, в качестве которых могут выступать дидактические игры Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом с целью обучения и воспитания, направленных на решение конкретных задач обучения, но в то же время оказывающих воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности Основной целью дидактических игр и игровых приемов обучения является облегчение и ускорение постепенного перехода к учебным задачам.

На уроках математики для закрепления знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10 и таблицы умножения можно использовать дидактическую игру-поручение «Самый быстрый почтальон». Учитель раздает 5 ученикам по одинаковому числу карточек («писем»), на обратной стороне которых записаны выражения на сложение и вычитание (умножение или деление). Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке цифры от 1 до 10, или ответы таблицы умножения). Почтальоны должны быстро определить на конверте № дома (найти значение выражения) и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающие ответы выражений, записанных на конвертах). Кто быстро и правильно разнесет письма по назначению, тот самый быстрый почтальон. (Дифференцированные карточки – создание успеха)

Игровая деятельность в различных своих видах и формах в младшем школьном возрасте при умелом руководстве органично входит в целостный учебный процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами и методами обучения и воспитания и оказывает большое влияние на психическое развитие детей.

День игры и игрушки, В этом году посетили музей Эйнштейна - внеклассные мероприятия которые очень детям понравились, помогли снять напряжение, вернули в любимый вид деятельности

Коммуникативная деятельность

Работая в парах, группах, в команде:

  • учащиеся лучше усваивают изучаемый материал;
  • меньше тратиться времени на уроке;
  • большее количество учеников работают на уроке;
  • снижается тревожность, так как дети делают работу не из боязни неудач, а из-за желания добиться успеха;
  • появляется заинтересованность учится учиться;
  • умение аргументировать свою позицию;
  • спрашивать и интересоваться чужим мнением;
  • вступать в диалог;
  • проявляется деловое лидерство, познавательная инициативность,
  • умение контролировать, корректировать и оценивать действия партнера;
  • умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.

Чтобы учащиеся овладели умением общения и взаимодействия c учетом позиции другого, нужно создавать условия при которых они могли непосредственно практиковаться, в результате происходило формирование этих навыков и умений.

Познавательно-исследовательский вид деятельности

Исследовательская деятельность – одна их прогрессивных форм обучения в современной школе. В процессе ее осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей

Уроки-экскурсии – использую возможности прилегающей территории для проведения уроков окружающего мира и изо на улице, экскурсии в музей, по городу.

Продуктивный вид деятельности

Под продуктивной деятельностью можно понимать особый вид художественно-творческой деятельности, направленный на создание субъективно нового продукта в процессе рисования, лепки, аппликации, конструирования. Изобразительное искусство относится к тому виду деятельности, который чаще всего вызывает эмоционально-положительное отношение младших школьников, способствует повышению познавательной активности, устойчивости и организованности в работе, развитию восприятия, наблюдательности, внимания, совершенствованию мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Музыкально-продуктивный вид деятельности

На уроках использую фонограммы, видеоролики, шумовые инструменты, инсценирование и разучивание танцевальных движений. Танец можно использовать как средство для расслабления, эмоциональной разрядки, снятия физического и нервного напряжения. У детей развивается координация движений и концентрируется внимания, расслабляются мышцы.

Двигательный вид деятельности

Одним из главных критерий оздоровительной функцией является динамическая пауза.

Что же такое динамическая пауза? Динамическая пауза - это время, используемое в течение производственной деятельности, учебного процесса, самостоятельных занятий для применения физических упражнений в целях активного отдыха в форме физкультминуток, физкультпауз и т.д. Предназначена она для предупреждения развития отчетливого утомления и снижения работоспособности.

1) Физкультминутки-паузы во время интеллектуальных занятий проводится мере утомляемости детей. Время проведения 2-3 минутки.

2) Дыхательная гимнастика.

В первом классе мы учим читать детей, произнося звуки - пропеваем сначала гласные,а затем согласные. Давайте сядем удобно, расправим грудную клетку и споем за мной: а-о-у-и ои-ои.

Такие упражнения подготавливают грудную клетку, делают массаж сердца, нормализовали функцию почек и расслабились.

3) Пальчиковая гимнастика применяется для подготовки и расслабления кистей рук и пальцев «Капустка» и «Мы писали», катаем ручку по столу.

4) Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз является наиболее подходящим методом для профилактики нарушения зрения у младших школьников, поскольку, если научить ребенка в раннем возрасте делать эти упражнения, это станет очень полезной привычкой Регулярные упражнения для глаз приостановят падение зрения, которое для школьников часто заканчивается прописыванием очков.

Упражнение для глаз: «Сова»

На «раз» - широко открыть глаза.

На «два» - сильно зажмуриться. (3 раза)

«Муха»

Круговые вращения глазами в одну и другую стороны (по 5 раз) можно произвольно, а можно с использованием лазерной указки выписываю буквы фигуры на стене, потолке, доске.

Использование видеороликов с гимнастикой для глаз.

4. Динамическая пауза на переменках в первом классе проходила необычно: пятиклассники приходили в класс и включали колонки и танцевали вместе с первоклашками, и так было 2 четверти. Дети играют в игру
«Салки» или просто идем на улицу, гуляем

Итог

Релаксация (от лат. «Relaxation» – расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Это и стихи, и упражнения с предметами, и танец, и спокойная музыка

Динамические паузы полезны не только детям, но просто жизненно необходимы в нашем современном мире для взрослых. Сидячий, не подвижный образ жизни вызывает целый ряд проблем со здоровьем. Такие болезни, как инсульты, инфаркты и тромбозы напрямую связаны с малоподвижным образом жизни. Предупредить эти болезни можно с помощью динамических пауз, которые необходимо проводить в течение рабочего дня. Пусть это будут наклоны или приседания, а может просто ходьба на месте или прыжки. А если все эти движения объединить между собой и добавить подвижную, динамическую музыку, то улучшиться не только ваше физическое, но и эмоциональное здоровье.