Еще несколько лет назад проблема речевого развития детей дошкольного возраста не была столь острой, как в настоящее время. Количество детей, имеющих речевые нарушения, увеличивается с каждым годом. Статистика по нашему детскому саду такова: в подготовительной группе имеют речевые нарушения 75% детей, в старших – 78%, в средней 100%. 29 человек из 29 имеют речевые нарушения различной степени тяжести. Думаю, картина в ваших детских садах примерно такая же. Особенно сложная ситуация именно в средних группах. Практически все дети имеют речевые нарушения, а с логопедом занимаются далеко не все, т.к. на логопункты и в логогруппы прежде всего зачисляются дети старших и подготовительных групп. И вы, воспитатели, сталкиваетесь с трудностями развития речи у своих воспитанников. У детей бедный словарный запас, нарушена грамматическая связь при построении предложений, не развита связная речь.
Формирование лексико-грамматических категорий у детей, особенно у дошкольников, имеющих речевые нарушения, одна из трудных задач. Словесные методы для данной категории детей малоэффективны. На занятиях по развитию речи, где ставятся задачи расширения лексического запаса, формирования грамматических средств языка и связной речи, дети часто отвлекаются, быстро утомляются, поскольку слушать объяснения педагога, высказывания товарищей для них тяжело, сложно просто сидеть. У детей снижена вербальная память, низкая продуктивность запоминания. Они забывают последовательность заданий, сложные инструкции, отстают в развитии словесно-логического мышления. Детям трудно подобрать нужные слова, правильно построить фразу. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, ребенок ограничивается лишь их перечислением. В активной речи дети чаще всего пользуются простыми предложениями или отдельными словами. Неумение обозначать словами причинно-следственные связи приводит к тому, что они не могут составить логичный рассказ, полно и развернуто ответить на вопрос. Отсутствует четкость и последовательность изложения. Чаще всего дети ограничиваются перечислением предметов или их отдельных частей. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в наглядной опоре, когда каждый предмет, свойство или действие, должно быть продемонстрировано. Чтобы закрепилось новое слово - существительное, прилагательное, глагол, наречие или др., ребенок должен не только увидеть предмет, но и потрогать его, ощутить его запах, вкус, услышать звук, произвести какое-либо действие с предметом.
По мнению таких специалистов как Л.А.Венгер, Т.А.Куликова, А.Р.Лурия, Н.Н.Поддьякова, Н.К.Постникова и др. важным средством развития речи дошкольников выступает исследовательская деятельность. Она представляет собой целенаправленный процесс активного познания окружающего мира на основе овладения навыками практического и вербального исследования предметов, объектов и явлений, их свойств и закономерностей. В работах многих отечественных педагогов (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и др.) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную исследовательскую деятельность, в процессе которой они самостоятельно могут обнаружить новые свойства предметов, их сходства и различия, и стать способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности, которые закрепляются в словесных обозначениях. Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она не только дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, в ее процессе идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, в ходе которых совершаются операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения и др., – все это способствует становлению речи, так как ребенку необходимо постоянно давать словесный отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности, делать выводы, умозаключения. И в этом плане экспериментально-исследовательская деятельность располагает огромными возможностями. Опыты, поисковые задания привлекают внимание детей, повышают интерес к занятию, и самое главное, побуждают к речевому высказыванию.
Развитие речи и исследовательская деятельность тесно связаны между собой. Дети учатся сопровождать свои действия речью, проговаривать свои ощущения, устанавливать причинно-следственные связи, выражая их в сложных предложно-падежных конструкциях.
В процессе экспериментально-исследовательской деятельности интенсивно развиваются все компоненты речи: обогащается словарный запас, формируется звуковая культура, улучшается грамматический строй, развивается связная речь - диалогическая и монологическая.
Активное пополнение словарного запаса происходит в процессе демонстрации различных предметов и явлений. В процессе эксперимента дети узнают новые слова. Сначала их произносит педагог, затем во время беседы дети употребляют их в своей речи. Например, изучая свойства земли, дети знакомятся с целым рядом родственных слов: земля - землица – земляной - земледелец – землевладелец. При знакомстве со свойством снега, лексика детей пополнится таким родственным рядом: снег – снежный, снежок, снегопад, снеговик, снегокат. Попробуйте придумать ряд родственных слов, которые можно закрепить при опытах с водой (вода –водичка - водный – водянистый, водопад и т.д.).
Словарный запас расширяется при изучении свойств различных предметов и материалов. Важно при этом подбирать точные слова, обозначающие эти свойства. Давайте попробуем дать определения свойствам камня. Предлагаю вам рассмотреть, потрогать камень и назвать по одному свойству. (Педагоги передают друг другу камень, называя по одному свойству) Тяжелый, твердый, шершавый, холодный, бесформенный, блестящий, серый, пятнистый и т.д.
Также лексический запас пополняется за счет слов, близких по значению (синонимов). Проведем маленький эксперимент по определению температуры воды. Вы потрогаете воду и дадите определение, какая она. (теплая, прохладная, тепленькая, освежающая, приятная). Таким образом, мы расширили словарный запас прилагательными, близкими по смыслу. А употребление синонимов делает речь интереснее, разнообразнее, исключает лексические повторы, когда одним и тем же словом называются разные понятия.
В процессе опытов и экспериментов на сравнение свойств материалов дети усваивают слова с противоположным значением (антонимы). Например, проверяя гладкость или шероховатость листочков комнатных растений, дети учатся подбирать противоположные по смыслу определения. «У герани - листочек шершавый, а у цикламена – гладкий», при сравнении кожи и меха «кожа - гладкая, а мех – пушистый», металл - холодный, а дерево - теплое; песок - рыхлый, а глина - плотная; чистая вода - прозрачная, а грязная - мутная и т.д.
На экспериментальных занятиях дети узнают значения слов, которые слышат впервые. Например «гигроскопичность» - это свойство материалов поглощать влагу из воздуха; «осадок» - нерастворимые частицы, оседающие на дне емкости.
Комментируя ход опытов, дети непросто называют предмет и его свойства, а составляют предложения, в которых под контролем воспитателя грамматически правильно согласовывают слова, употребляют предлоги.
Формулирование вывода в конце эксперимента требует умение строить простые и сложные распространенные предложения. Для этого необходимо уметь использовать разные языковые средства для предложений: союзы, предлоги, правильно согласовывать прилагательные и существительные, спрягать глаголы. («Если хлеб оставить надолго во влажном месте, то появится плесень»; «Человек не может летать, потому что его притягивает сила тяжести»)
Вывод эксперимента часто представляет собой не одно предложение, а небольшой рассказ. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов. Например: Песок - это сыпучий материал. Он состоит из маленьких твердых песчинок. Из сухого песка трудно что - либо сделать, а из мокрого можно лепить. Составление таких рассказов развивает умение связывать предложения в смысловое законченное высказывание, тем самым развивается связная монологическая речь.
Сейчас я предлагаю вашему вниманию практическую часть моего выступления – фрагмент занятия по экспериментально-исследовательской деятельности. Тема: Свойства воды. Вы будете в роли воспитанников. Я покажу, как правильно совместить исследовательские задачи и задачи по развитию речи. В конце мы проанализируем, какие задачи по развитию лексико-грамматической стороны речи решались в ходе эксперимента.
Фрагмент занятия экспериментально-исследовательской деятельности.
Тема. Свойства песка
Оборудование: лоток, стаканчики, песок, вода, палочка.
Опыт 1. Что насыпано в стаканчике? (песок).
Из чего состоит песок? (из песчинок)
Скажем вместе: Песок состоит из песчинок (дети повторяют)
Потрогайте песок. Какой он сухой или мокрый? (сухой)
Давайте пересыплем песок из стаканчика на плотную поверхность.
Как сыпется песок? (легко, быстро)
Если он сыплется, значит он какой? (сыпучий). Как еще можно сказать? (рассыпчатый)
Поставим в стакан с песком палочку, как будто сажаем деревце. Мы палочку назвали не дерево, а ласково деревце. А как мы песок ласково назовем (песочек)
Как палочка входит в песок? (легко, свободно, беспрепятственно)
Почему палочка легко входит в песок? (потому что он рыхлый). Песчинки не держатся друг за друга, палочка легко их расталкивает.
Давайте сделаем вывод: Сухой песок рыхлый.
Опыт 2. Давайте нальем в стаканчик с сухим песком воду.
Потрогайте его. Каким стал песок? (мокрым, влажным, сырым)
Куда делась вода? (она забралась между песчинками и склеила их)
Давайте проверим, сыпется ли мокрый песок (не сыпется) Значит, он какой? (не сыпучий)
Попробуем посадить деревце в мокрый песок.
В какой песок легче сажать палочку, в сухой или мокрый (в сухой)
Мокрый песок рыхлый? (нет) Он, наоборот, какой? (плотный)
Вывод. Мокрый песок плотный.
Давайте сравним мокрый и сухой песок.
Сухой песок рыхлый, а мокрый песок плотный.
Сухой песок светлый, а мокрый темный.
Сухой песок легкий, а мокрый тяжелый.
Из какого песка легче сооружать постройки? (из мокрого)
Что можно построить из песка? (замок)
Если замок из песка, значит он какой? (песочный)
У нас на участке где находится песок (в песочнице)
А если на пляже много песка, значит пляж какой (песчаный).
Формулировка вывода. Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают: Мы узнали, что сухой песок… (сыпучий, рыхлый, светлый, легкий)
Мы узнали, что мокрый песок…(плотный, темный, не сыпучий, тяжелый)
А теперь предлагаю проанализировать, каким образом развивалась лексико-грамматическая сторона речи в процессе данного эксперимента.
1. Расширялся словарный запас за счет усвоения родственных слов: песок, песчинки, песочек, песочный, песочница, песчаный.
2. Употребление слов с противоположным значением (антонимы):
сухой - мокрый,
рыхлый - плотный,
светлый - темный.
легкий – тяжелый.
3. Употребление слов, близких по значению (синонимы):
мокрый, влажный, сырой;
сыпучий, рассыпчатый.
4. Образование слов с уменьшительно-ласкательным значением:
дерево - деревце; песок - песочек.
5. Употребление слов в различных предложно-падежных формах:
в песок, из песка, на песке, с песком, о песке.
6. Согласование слов между собой в роде, числе, падеже: песок (какой?) – влажнЫЙ, сухОЙ, рыхлЫЙ, мокрЫЙ
7. Использование в речи детей сложных синтаксических конструкций: Палочка легко входит в песок, потому что он рыхлый. (сложноподчиненное предложение)
Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и правильнее развивается его речь.
В заключение хочу предложить вам план экспериментальной деятельности, составленный в соответствии с тематическим планированием. В нем представлена лексика, которая должна закрепляться при проведении опытов и экспериментов.
Планирование опытно-эксперементальной деятельностис детьми старшей группы в соответствии с лексическими темами
Лексическая тема |
Опытно-эксперементальное задание |
Закрепляемая лексика |
«Игрушки» |
Определить, плавает или нет игрушка в воде. |
Плавает, тонет. |
«Сад. Фрукты» |
Определить, катится или нет фрукт по наклонной плоскости. |
Круглый, овальный, продолговатый. |
«Огород. Овощи» |
Игра «Я – весы». Определить, какой из двух овощей тяжелее. |
Легкий, тяжелый, легче, тяжелее. |
«Осень. Деревья» |
Сделать отпечаток плодов деревьев на соленом тесте. |
Мягкое, упругое, сильно, слабо, отпечаток. |
«Наше тело» |
Игра «Для чего нужен нос?». Нюхать предметы. |
Приятный, неприятный, ароматный, апельсиновый и т. д. |
«Продукты питания» |
Определить, что растворяется в воде. |
Сладкая, соленая, мутная, темная. |
«Посуда» |
Определить чистоту посуды. |
Чистый, грязный, белая, цветная. |
«Наш город» |
Построить одно-, двух-, трехэтажный дом из определенного количества кубиков. |
Одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный. |
«Транспорт» |
Сделать следы колес на пластилиновой дороге. |
Широкий, узкий. |
«Мебель» |
Определить, как шершавую дорогу сделать гладкой. |
Шершавая, гладкая. |
«Профессии» |
Определить, как получается тесто. |
Густое, жидкое. |
«Зима» |
Определить, растает ли снежок до конца занятия. |
Холодный, твердый, гладкий, белый. |
«Зимующие птицы» |
Сортировать семечки. (мелкие – крупные) |
Мелкие, крупные. |
«Зимние забавы» |
Определить, что будет со снежком, если положить его в варежку. |
Холодный, твердый, гладкий, белый. |
«Новый год» |
Определить, удержит ли бумага книгу. |
Тяжелая, легкая. |
«Домашние животные» |
Определить, чем можно порезать пластилиновую колбаску: бумагой или картоном. |
Длинная, широкая. |
«Дикие животные» |
Определить на ощупь длинную и короткую шерсть. |
Длинная, короткая. |
«Домашние птицы» |
Писать пером. |
Трудно, легко. |
«Одежда» |
Рисовать водой на ткани. |
Сухая, мокрая, полосатая. |
«Обувь» |
Делать следы на бумаге. |
Чистая, грязная. Влево, вправо. |
«День защитника Отечества» |
Определять, как долго можно стоять не шевелясь. |
Трудно, легко, сильный, слабый. |
«Головные уборы» |
Сделать бахрому на платочках. |
Длинная, короткая. |
«8 марта. Семья» |
Определить, сколько раз можно согнуть лист бумаги и картон. |
Легче, труднее, мягче, жестче. |
«Весна» |
Определить, как вода получается из снега. |
Чистая, грязная, мутная, холодная. |
«Перелетные птицы» |
Как получается тень (тень птицы) |
Тусклый, яркий, светлый, темнее. |
«Животные и птицы весной» |
Определить, какую ветку легче сломать |
Толстая, тонкая, легко, трудно. |
«Цветы» |
Определить, как найти самый длинный цветок. |
Длинный, короткий, длиннее, короче. |
«Насекомые» |
Разложить картинки насекомых в порядке увеличения (уменьшения)их реальных размеров. |
Меньше, больше. |
«Сельскохозяйственные работы весной» |
Приклеить на полоску бумаги семена. |
Мелкие, крупные, дальше, ближе. |
«Лето. Времена года» |
Сделать капельки росы на бумаге и пластмассе. |
Маленькие, круглые, впитываются. |
Список литературы
1. Иванова, А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду / А.И.Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
2. Дыбина О.В. Ознакомление дошкольников с предметным миром: Учебное пособие / О.В.Дыбина – М.: Педагогическое общество России, 2015.
3. Тугушева Г.П. Игра-экспериментирование для детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие / Г.П.Тугушева, А.В.Чистякова – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.