Мастер-класс «Кинезиология – эффективная и доступная технология всестороннего развития ребёнка»

Разделы: Начальная школа

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: мастер-класс, здоровьесберегающая технология


В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной коррекционно-педагогической деятельности.

Актуальность работы над данной темой обусловлена необходимостью поиска эффективных методов формирования интеллектуальных способностей школьников.

Одним из универсальных методов является кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения или «гимнастика для мозга». И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Развитие ребёнка происходит через движение к мышлению, отсюда совершенствование мыслительных процессов следует начинать с развития движений тела и рук. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействия.

Активизация межполушарного взаимодействия позволяет избегать трудностей у детей в обучении и в создании условий для формирования новых возможностей, развития психических процессов, которые могут сформироваться у ребенка через кинезиологические приемы.

Новизна данной технологии состоит в применении комплексного подхода в осуществлении интеллектуального развития через метод кинезиологии.

Кинезиологические упражнения в своем применении очень доступны, так как не требуют материальных и временных затрат при подготовке и проведении.

Цель: ознакомление педагогов с инновационными методами интеллектуального развития детей в рамках организации воспитательно-образовательного процесса.

Задачи:

  • Актуализировать знания педагогов о строении головного мозга, функциональном предназначении правого, левого полушарий, мозолистого тела, представить диагностику полушарного развития.
  • Познакомить участников мастер-класса с технологией применения  кинезиологических упражнений в работе с обучающимися.
  • Способствовать повышению уровня мотивации и профессиональной компетентности педагогов в области применения  инновационных методов.

Оборудование: Листы бумаги, карточки для определения доминирующего полушария головного мозга, листы с упражнениями.

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги!

Набирая первый класс, мы всё чаще сталкиваемся с вами с проблемами неготовности детей к обучению. В настоящее время растет число детей с минимальными мозговыми дисфункциями (30% от общего числа), которые проявляются нарушениями речи, мышления, изменениями качеств человеческой психики. Кроме неспособности усваивать новый материал у таких детей наблюдаются и другие нарушения: неумение адекватно читать и писать, перестановка слов, признаков, знаков, явлений, отсутствие учебной мотивации как таковой, инфантильность, агрессивность, неловкость движений.

В 2017 году я набрала 1 класс, 29 человек, и первое тестирование детей показало, что общий уровень готовности к обучению класса средне-низкий. 2 человека – выше нормы, 6 человек – норма, группа риска - 12 человек, 9 человек – низкий уровень. 3 ребенка поступили в класс с подтвержденным диагнозом – гиперактивность. Проверочные срезы по основным предметам подтвердили данные обследования психолога. Самая большая беда – это пропуск и замена букв, перестановка слогов в словах, зеркальное написание цифр и букв. Я стала искать приемы и методики, которые помогли бы мне скорректировать работу с классом. Мое внимание привлекли занятия ментальной арифметикой. В ходе занятий, которые дают потрясающие результаты в области развития интеллекта, особое внимание уделяется упражнениям для рук. Эти упражнения называют гимнастика мозга. Я стала изучать их и пробовать применять на уроках в качестве утренней разминки и пальчиковой гимнастики. Результаты медленно, но поступательно стали изменяться в положительную сторону.

Предмет

1 класс

2 класс

1-е полугодие
3 класс

 

 

(по данным dnevnik.ru)

Литературное чтение

Срез 24.10.17 – 23%
Срез 18.05.18 – 59%

Средний балл – 4,1
% кач. по пр-ту- 80,7

Средний балл – 4,25
% кач. по пр-ту - 90

Русский язык

Срез 26.10.17 – 24%
Срез 16.05.18 – 48%

Средний балл – 3,5
% кач. по пр-ту- 53,9

Средний балл – 3,85
% кач. по пр-ту - 70

Математика

Срез 19.10.17 – 34%
Срез 17.05.18 – 53%

Средний балл – 3,6
% кач. по пр-ту- 58

Средний балл – 3,75
% кач. по пр-ту - 60

Современные ученые рассматривают причину нарушений функций обучения в неспособности правого и левого полушарий к интеграции (нарушение межполушарного взаимодействия).

Напомню, по исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи.

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных технологий развития и воспитания детей в условиях образовательного учреждения. К таким технологиям относится образовательная кинезиология или гимнастика для мозга. Она отлично зарекомендовала себя в системе образования ведущих стран мира и способствовала улучшению образовательного уровня у детей школьного возраста.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы. Кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия (мозолистого тела) повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма, развивают мелкую моторику рук. А самое главное, они доступны в рамках учебного процесса.

В работе с детьми можно использовать следующие кинезиологические методы:

1. Растяжки – они нормализуют тонус мышц. Гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение), гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц.

Гипертонус – проявляется, как правило, в двигательном беспокойстве, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции.

Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая возможным приемам релаксации.

2. Дыхательные упражнения.

Дыхание – самая важная физическая потребность тела. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

3. Глазодвигательные упражнения.

Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего организма. Движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения.

4.Телесные упражнения. При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение.

5. Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи. Морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

6. Массаж. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают около 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют разным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке уха – голове.

7. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

  • занятия проводятся ежедневно
  • каждое упражнение делается от 30 до 60 секунд. Движения, которые были сделаны для одной стороны тела, необходимо проделать три или более раз для другой стороны
  • занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
  • от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

Практическая часть

1. Диагностики доминирующего полушария.

Я предлагаю вам прямо сейчас определить, какое полушарие доминирует именно у вас.

Еще в 1981 году ученые из СССР придумали тест, который позволяет с невероятной точностью определить доминирующее полушарие мозга человека

Возьмите карандаш и бумагу после прохождения каждого задания будем отмечать результат, записывая его на бумаге.

1. Переплетите пальцы

Сложите руки вместе и переплетите пальцы. Большой палец какой руки оказался сверху?

Если левой руки, то поставьте на листе букву «П», если правой руки — букву «Л». Тут нет ошибки. Каждое полушарие мозга управляет противоположной стороной тела, поэтому, если доминирует правая рука, то это левое полушарие, и наоборот.

2. Проба Розенбаха

Возьмите в руку карандаш и вытяните его перед глазами, как на картинке. Теперь посмотрите на кончик карандаша и «прицельтесь». Закройте сначала один глаз, затем другой. При закрытии какого глаза изображение смещается сильнее?

Если при закрытии правого глаза изображение смещается сильнее, то поставьте на листе букву «Л», если левого — «П». Если изображение смещается одинаково, то поставьте «ноль».

3. Поза Наполеона

Встаньте и скрестите руки на груди, как на картинке. Кисть какой руки лежит сверху?

Если кисть левой руки — ставьте «П», если правой — «Л».

4. Аплодисменты

Похлопайте в ладоши и обратите внимание на то, какая рука при этом оказалась у вас сверху.

Если левая ладонь — ставьте букву «П», если правая — букву «Л».

5. Положите ногу на ногу

Присядьте, закинув ногу на ногу. Какая нога оказалась сверху? Если правая — поставьте букву «Л», если левая — букву «П».

6. Подмигните

Каким глазом вы подмигнули? Если правым — «Л», левым — «П».

7. Вращение

Встаньте на ноги и немного повращайтесь вокруг своей оси. В какую сторону вы вращались? Против часовой стрелки — «Л», по часовой — «П».

8. Штрихи

Возьмите второй листок. Теперь каждой рукой, не считая, нарисуйте в ряд несколько вертикальных штрихов. Затем посчитайте штрихи. Какой рукой вы нарисовали больше штрихов?

Если левой рукой нарисовали больше, пишите букву «П», если правой — букву «Л». Если линий одинаковое количество, то пишите «ноль».

9. Окружность

Любой рукой нарисуйте окружность и завершите ее стрелкой. Если линия идет против часовой стрелки — поставьте «Л», по часовой — «П».

А теперь посчитайте какое именно полушарие преобладает у вас.

В левом полушарии находится центр речи, поэтому «левополушарные» люди любят поговорить, левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов, оно не воспринимает музыку, «левополушарные» люди могут не узнать вас на улице. Эти люди любят углубляться в детали, они скрупулезны, сначала выделяют детали, а по деталям формируют представление о предмете в целом. Левое полушарие запоминает логические связи, графики и системы.

Правое полушарие отвечает за интонацию, эти люди говорят мало, но уделяют особое внимание интонации, чувствительны к юмору и понимают метафоры. Правое полушарие дает возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. «Правополушарные» сначала «схватывают» образ целиком, а потом выделяют детали.

Для аналогичной работы с детьми можно воспользоваться одной из методик определения функциональной асимметрии полушарий (тест И.П.Павлова). Разложите карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что- то общее.

Оценка результатов:

Если Вы разложили карточки по 1 варианту, а именно:

  • 1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца».
  • 2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать».
  • 3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя».

То у вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и доминирует левое полушарие.

Если Вы разложили карточки по 2 варианту, а именно:

  • 1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя».
  • 2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья».
  • 3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть».

То у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует правое полушарие. Обычно у человека одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии способа переработки информации.

2. Утренняя разминка

Каждый свой день, уважаемые коллеги я предлагаю Вам начинать с небольшого комплекса упражнений, которые вам помогут быстро проснуться, чувствовать себя бодрым и настроенным на работу.

  • Любая рука кладется в область пупка, вторая – на диагфагму, в область грудной клетки. Начинаем вращать руки в разных направлениях. Досчитав до 8, меняем руки и снова повторяем.

Между упражнениями нужно делать глубокий вдох и медленный выдох.

  • Берем себя за верхний край обоих ушей и начинаем тянуть себя назад, голова двигается в противоположном направлении. На счет 8. Перемещаем руки на середину ушей и тянем их назад, счет 8.

Вставить указательные пальцы на хрящевое основание ушей, обхватываем мочку и тянем их вниз. Счет 8.

  • Кладем одну руку на живот, а вторую на голову. Начинаем вращательные движения в области живота, а второй рукой похлопываем себя по голове. Счет 8, затем меняем руки.
  • Стоя, перекрещиваем ноги, правая нога перед левой. Вытягиваем руки перед собой, соединяя их тыльной стороной. Соединяем руки в замок, правая рука сверху. На вдох – руки ведем к себе, на выдохе- возвращаемся в исходное положение. Выполняем упражнение медленно, счет 6. Потом поменять ноги и руки и повторить.
  • Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз.Счет 6.

Сегодня я предлагаю вам разучить несколько простых, но действенных кинезиологических упражнений для рук. Эти упражнения необходимо проводить ежедневно. Ребенок выполняет вместе с взрослыми, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность. Если не получается выполнять упражнения сразу двумя руками, то начинать нужно с ведущей руки. Задача: научиться делать с высокой скоростью, быстро переключаться с одного на другое. Каждая группа получает карточку с описание упражнения, готовит представление этого упражнения 2 минуты.

3. Работа в группах.

1. Упражнения для рук.

Колечки. Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Цепочка. Пальцы, сложенные в колечки, «плетут» цепочку.

Упражнение «Зайка-колечко-цепочка». Зайка – указательный и средний пальцы подняты вверх, остальные согнуты. Колечко – указательный и большой пальцы соединены в кольцо. Цепочка – колечки правой и левой руки соединить в цепочку. Три положения последовательно сменяют друг друга. Повторить 3-5 раз.

Упражнение «Зайчик-коза-вилка». «Зайчик» - указательный и средний пальцы подняты вверх, остальные согнуты. «Коза» - средний и безымянный пальцы согнуты, указательный и мизинец подняты вверх. «Вилка» – указательный, средний и безымянный пальцы подняты вверх, мизинец и большой палец согнуты. Три положения последовательно сменяют друг друга. Повторите 6-8 раз.

Лягушка. Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия - разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.

Кулак – ребро – ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола: выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (кулак – ребро – ладонь), произнося их вслух или про себя.

Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

4. «Зеркальное рисование»

Еще одной формой кинезиологических упражнений является «Зеркальное рисовании». Это рисование двумя руками одновременно. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

5.. Упражнение для релаксации.

Упражнение «Крюки».

Чтобы снять напряжение, успокоить нервную систему, сосредоточиться и быстро восстановить психоэмоциональное равновесие - необходимо сесть на стул, скрестить ноги, положив лодыжку левой ноги на лодыжку правой ноги. Затем скрестить руки, положив запястье правой руки на запястье левой руки, после чего соединить пальцы в замок, так, чтобы большой палец правой руки оказался поверх большого пальца левой руки. Вывернуть соединенные в замок руки перед грудью «наизнанку», чтобы сцепленные пальцы были направлены кверху. Смотреть прямо, взгляд вверх, кончик языка прижат к верхнему нёбу (можно на вдохе прижимать к твердому нёбу кончик языка, расслабляя его на выдохе). Посидеть в этой позе 1—5 минут до появления зевка либо до ощущения достаточности. Данный прием (его можно выполнять также стоя или лежа) только на первый взгляд кажется простым и незамысловатым.

Кинезиологи утверждают, что при таком перекрещивании рук, ног и пальцев происходят сложные процессы, приводящие к сбалансированной работе моторных и сенсорных центров как каждого полушария мозга, так и среднего мозга, который находится прямо над твердым нёбом. При этом достигается объединение эмоций и процессов мышления (усиление межполушарной интеграции), приводя к наиболее эффективной работе (обучению) и реагированию на происходящее.

В заключение процитирую слова одного педагога: человек тогда станет родителем, когда научит цыпленка танцевать. Другими словами, во всем важна последовательность, терпение, кропотливость, регулярность и положительный эмоциональный настрой. Чего я вам всем и желаю в вашей профессиональной деятельности.

Спасибо за внимание!

Литература

1. Л.Д.Столяренко «Гимнастика для гармонизации деятельности полушарий мозга». М.: Аркти, 2010г. – 49с.

2. А.Л.Сиротюк «Обучение детей с учетом психофизиологии». М.: ТЦ «Сфера» 2013г.- 113с.

3. А.Л.Сиротюк «Коррекция проблем обучения и развития методом кинезиологии». М.: ТЦ «Сфера» 2014г – 68с.

4. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.