Социальный проект "Последняя граната"

Разделы: Патриотическое воспитание

Классы: 8, 9

Ключевые слова: патриотическое воспитание, защитники Отечества


Руководитель проекта:
Ромашкина Н.В.,
воспитатель 12 взвода

Консультант проекта:
Майманов З.В.,
старший воспитатель
1 учебной роты 

Введение

Наши современники … Они родились в мирное, спокойное время. Пришли в этот мир, чтобы строить, растить, создавать, любить. Но на их долю выпали далекие от этих повседневных человеческих забот и радостей дела. Им пришлось познать и боль потерь товарищей, и огонь сражений, видеть разрушение и смерть. Они рисковали своей молодой жизнью. Для очень многих она закончилась там, на поле битвы: в отрогах немых гор, на перекрестках пыльных дорог, на улицах чужих городов и сел.

Вы спросите, во имя чего? Ответ прост: они – люди долга и чести, до конца верны присяге, которую дали Родине, став на путь служения Отечеству, выбрав для себя самую мужскую в мире профессию – защитника, воина.

Проблемный вопрос: Есть ли герои у нашего времени?

Гипотеза: Герои нашего времени - это люди, которые стоят на защите Отечества.

Актуальность проекта

Становление и развитие современного гражданского общества и правового государства в России во многом зависит от уровня патриотического воспитания молодежи. Статистика неумолимо показывает, что в молодежной среде происходит падение нравственности, размываются патриотические ценности, растут преступность и наркомания, различные антиобщественные проявления, которые представляют серьезную угрозу не только подрастающему поколению, но и нашему обществу в целом. Использование данного материала дает возможность сформировать представление у подрастающего поколения о подлинных нравственных ценностях, долге, чести и доблести.

Цель исследования: Формирование активной жизненной позиции и чувства гражданского долга перед Отечеством.

Задачи:

  • воспитывать уважение молодёжи к подвигам военнослужащих, защитников Отечества;
  • способствовать формированию у подрастающего поколения готовности к защите Родины, представление о долге, чести, доблести, ответственности;
  • осознание необходимости увековечения памяти павших героев;
  • пополнение фонда музея училища (сбор материала для интерактивного музея);
  • высадка зеленых насаждений и создание на территории училища Аллеи героев России.

Целевая аудитория: учащиеся 5-9 классов.

Объект проекта: жизнь и героический поступок героя Советского Союза Александра Демакова.

Предмет проекта: деятельность кадет 12 взвода 1 учебной роты по сбору сведений о герое Советского Союза Александра Демакова.

Структура проекта:

  1. Подготовка кадет к работе над проектом.
  2. Выбор героя и согласование действий.
  3. Реализация плана проекта (сбор информации и создание презентации об Александре Демакове).
  4. Подведение итогов, составление портфолио проекта, творческая защита.

Этапы исследования:

1 этап – организационный: формирование целевой установки, выработка главных ориентиров деятельности, сбор материала и составление плана работы.

2 этап – оформление проекта.

3 этап - заключительный: демонстрация проекта, подведение итогов и планирование работы на следующий период.

Сроки реализации проекта: бессрочный, с пополнением материала.

Ход исследования

  1. Изучили результаты социологического опроса Фонда «Общественное мнение» по вопросу «Есть ли герой у нашего времени? Можете ли их назвать?».
  2. Познакомились с биографией А.Демакова. Ознакомились с информацией о службе в Вооруженных силах России.
  3. Провели интервью с выпускником 2011г. Новосибирского высшего военного командного училища Маймановым З.В.
  4. Познакомились с рассказом полковника запаса, замкомбата по политчасти в Афганистане Павла Малкова о последнем бое Александра Ивановича Демакова.
  5. Ознакомились с содержанием рассказа с сайта, http://www.warheroes.ru/hero, рассказывающего о гибели А.Демакова.
  6. Оформили презентацию.
  7. Провели творческая защиту.
  8. Провели анализ и систематизацию полученного материала.
  9. Сделали видеозапись представления презентации.
  10. Сделали выводы.

Результаты социологического опроса Фонда «Общественное мнение» по вопросу «Есть ли герой у нашего времени? Можете ли их назвать?».

Согласно недавно проведённому Фондом «Общественное мнение» опросу, мы с вами почти не знаем героев среди реальных людей: «Около 40% респондентов затруднились назвать даже одного «настоящего героя» России. Около 20% считают, что настоящих героев в реальной жизни вообще нет (среди молодёжи таких 25%). Лишь очень немногие назвали Георгия Жукова и Юрия Гагарина (по 4%), а также Владимира Путина (3%). Чаще всего среди «настоящих героев» молодёжь называла Илью Муромца (20%). Второе место в числе вымышленных героев молодёжи занимает бандит Саша Белый из телесериала «Бригада». Его считают «настоящим героем» 17% молодых людей. На третьем месте — Штирлиц. Старшие поколения часто вспоминали также Алексея Мересьева из «Повести о настоящем человек» Б. Полевого и Глеба Жеглова из кинофильма «Место встречи изменить нельзя» ...

Биография Александра Демакова

Александр Иванович Демаков (6 августа 1960 года, село Верх-Ирмень Ордынского района Новосибирской области — 21 апреля 1982 года, Афганистан) — Герой Советского Союза, заместитель командира 2-й мотострелковой роты по политической части 70-й гвардейской отдельной мотострелковой бригады 40-й армии Краснознамённого Туркестанского военного округа (Ограниченный контингент советских войск в Демократической Республике Афганистане) старший лейтенант.

Родился в крестьянской семье. Русский. Окончил 10 классов.

В Советской Армии с 1977 года. В 1981 году окончил Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище имени 60-летия Великого Октября. Член КПСС с 1980 года.

С 1981 года проходил службу в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане в должности заместителя командира мотострелковой роты по политчасти. Во время одного из боев, навязанного советским воинам душманами, коммунист Александр Демаков совершил подвиг.

21 апреля 1982 года, исполняя интернациональный долг, молодой офицер-политработник обеспечил прикрытие для отхода боевых товарищей и спас их ценой собственной жизни…

Похоронен на родине.

Когда-то в школьном сочинении о героях - младогвардейцах Саша Демаков писал: «Самая высокая награда – это орден Ленина. А я думаю: была бы самой высокой наградой память. Вечная память тем, кого нет в живых». Что ж, он по праву заслужил обе награды. Орден от государства, и память – от людей.

Указом Президиума Верховного Совета от 5 июля 1982 года старшему лейтенанту Демакову Александру Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Награды:

- Медаль «Золотая Звезда»;

- Орден Ленина;

- Орден Красной Звезды.

Увековечивание памяти Александра Демакова:

- Бюст в Новосибирске;

- Бюст в посёлке Ордынское;

- Монумент в селе Верх-Ирмень;

- Монумент в селе Верх-Ирмень (фрагмент);

- Надгробный памятник;

- В городе Новосибирске одна из улиц носит имя Александра Демакова;

- В селе Верх-Ирмень школа носит имя Александра Демакова;

- в 1989 году почта СССР выпустила конверт с изображением Героя Советского Союза А.Демакова;

- Его имя навечно занесено в списки Новосибирского ВВКОУ. 

Интервью с выпускником 2011г. НВВКУ Маймановым З.В.

Из интервью с выпускником 2011г. НВВКУ Маймановым З.В.: «Имя Александра Демакова известно каждому курсанту НВВКУ. В связи с зачислением навечно в списки НВВКУ, имя и героический подвиг Александра Демакова ежедневно озвучивается курсантами во время вечерней поверки. Ежегодно проводятся соревнования по армейскому рукопашному бою в честь героя Советского Союза А. Демакова. Ежегодно 1 сентября в День знаний проводится эстафета среди школьников всех школ Академгородка».

Творческая защита проекта

Рассказ «Последняя граната»

Сначала они наткнулись на следы. Потом увидели двух душманов. По всем расчётам эти двое должны были вывести группу Демакова на затаившуюся в горах шайку. Скорее всего, она за тем поворотом, куда свернули бандиты. Ещё немного, последний рывок и… ловушка!

Душманы расположились в развалинах кишлака, одновременно устроив засаду на скальном выступе, и отрезали группу от укреплённой точки. Град пуль, обрушившийся на вжавшихся в землю солдат, предвещал им верную и скорую смерть. Но в том и дело, что умирать они права не имели. Ведь в это самое время по направлению к засаде двигалась наша колонна. Раз уж засаду не удалось ликвидировать, необходимо было предупредить о ней.

…О воинском долге замполиту роты лейтенанту Александру Демакову приходилось говорить много.

Говорил он и о мире. В агитрейдах по кишлакам часто рассказывал о целях Апрельской революции, о преимуществах народной власти…

Бой есть бой. Самые правильные слова здесь требуют доказательств. Делом. Иногда – подвигом. Замполиту роты пришлось заменить заболевшего командира взвода. Так Демаков оказался у кишлака Рудод, разрушенного душманами за сочувствие его жителей революционному правительству. Выступать тут было не перед кем. Факты бесстрастно предвещали поражение. Именно этим они Демакова и не устраивали. Нужно срочно искать путь спасения подчинённых, и, если получится… План созрел мгновенно.

- Всем по-пластунски к арыку! – громко приказал Демаков. – Я их задержу… Всем! – повторил он резко, заметив, что рядовой Валиев устраивается с ним рядом.  И чуть мягче добавил: - Оставьте мне гранаты.

В селе Верх-Ирмень в белом домике с высокой черепичной крышей Фаина Егоровна Демакова праздновала свой день рождения. Она показывала гостям Сашины письма, вздыхала украдкой, считала дни до его отпуска… А в этот же день за тысячи километров от неё Александр Демаков считал душманов, бросившихся в погоню за горсткой советских солдат. Бандиты уже не прятались. Им просто не пришло в голову, что кто-то за их спиной остался защищать чужие жизни, так явно пренебрегая своей.

Трижды прокатилось по окрестностям глухое эхо взрывов, когда рация донесла голос командира роты: «Саша, держись, мы рядом!»

Он держался. И даже нашёл в себе силы ответить: «Командир!.. Ранен четвёртый раз… Одна граната осталась. Передайте там, погибаю, как советский человек».

Взрыв услышали все, кто спешил на помощь. И все поняли, как распорядился последней гранатой лейтенант Александр Демаков.

На основании исследования подвига Александра Демакова пришли к выводу, что такого отважного человека, как Александр Демаков, можно назвать героем нашего времени, а святое отношение к своему великому долгу - высшим проявлением героизма. Герои нашего времени живут среди нас. Он никогда не прячется за чужие спины ни в мирной жизни, ни в боевой обстановке. Александр Демаков служил Родине и отдал за нее жизнь.

Гипотеза подтвердилась.

Планируемое дальнейшее развитие (перспективы проекта):

  1. Выступление на НПК по теме «Герои современной России: Последняя граната».
  2. Выступление на классных часах в младших взводах.
  3. Продолжение работы по сбору информации о других героях современной России

Интернет-ресурсы

  1. http://www.warheroes.ru/hero
  2. https://ru.wikipedia.org
  3. http://www.sovsibir.ru/news