Формирование навыков смыслового чтения на уроках математики

Разделы: Математика

Классы: 5, 6, 7, 8

Ключевые слова: смысловое чтение, исторические примеры


Впервые проблема обучения смысловому чтению возникла в середине XIX века. «Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело» - говорил основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский. Многие педагоги современности трактуют понятие "смысловое чтение", как вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Существует множество читательских приёмов, еще их называют читательские стратегии, освоение которых существенно улучшает качество обработки прочитанного текста. Приведу примеры некоторых из них, тех, которые я использую на уроках математики. При изучении нового материала, например, «Умножение натуральных чисел», 5 класс можно использовать прием «Инсерт», цель которого сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Ученикам дается задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму. "V" – то, что было известно тебе ранее; "+" – новая, неожиданная информация; "-" – думал иначе; "?" – информация не вполне понятна, остались вопросы.

Текст «Из истории действия умножение». Знак умножения ввёл в 1631 году Уильям Отред (фото) (Англия) в виде косого крестика (×). До него использовали чаще всего букву M, хотя предлагались и другие обозначения: символ прямоугольника (Эригон, 1634), звёздочка (Иоганн Ран, 1659). Позднее Готфрид Ви́льгельм Лейбниц заменил крестик на точку (конец XVII века), чтобы не путать его с буквой x; до него такая символика встречалась у Региомонтана (XV век) и английского учёного Томаса Хэрриота (1560—1621). За всю историю человечества было придумано много способов умножения. Только в конце XV - начале XVI века итальянский математик Лука Пачоли приводит 8 различных способов умножения в своём трактате об арифметике. Вы не можете выполнить умножения многозначных чисел – хотя бы даже двузначных – если не помните наизусть всех результатов умножения однозначных чисел, т. е. того, что называется таблицей умножения.

Давайте научимся ещё одному способу умножения натуральных чисел, который использовали русские крестьяне и купцы. Пусть нужно умножить 26 на 16. Множители записывают рядом. Один из них повторно удваивают, другой делят на два. Ответить на вопросы:

  1. Какие слова в тексте встречаются наиболее часто? Сколько раз?
  2. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?
  3. Найдите произведение чисел 23 и 12 (или произведение 15 и 16), используя способ русских крестьян и купцов.

Следующий приём «Представление информации в кластерах». Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные. На завершающем уроке использую такой приём, например, по темам «Многоугольники», «Углы», «Многогранники» и т.д. Очень интересный приём «Верю - не верю». Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. Чаще всего проводится в начале урока, после сообщения темы. Пример первый по теме «Свойства умножения», 5 класс.

Верите ли вы, что проверьте раскрыты скобки? Верю Не верю
3 (а + 7) = 3а + 21    
(8 – с)ˑ 4 = 8 – 4с    
6 (5m – 4n) = 26 mn    
10 (17 x + 12 y) = 170 x + 12 y    

Тема: Распределительное свойство умножения. Рациональные числа. 6 класс.

Вопрос “+” верю/
“-” не верю
1. Верите ли вы, что произведение двух отрицательных чисел число отрицательное  
2. Верите ли вы, что (а+в)*с=а*с+в*с сочетательное свойство  
3. Верите ли вы, что -4а*2=8а  
4. Верите ли вы, что в переводе с латинского рациональное число означает "отношение"  
5. Верите ли вы, что -3(2а+5в)=-6а-15в  
6. Верите ли вы, что если х:9=-81, то х=729  

Второй пример по теме «Признаки делимости», 6 класс. Вопросы: 1. У составных чисел больше двух делителей 2. 1 является простым числом. 3. У всех составных чисел по два делителя. 4. Наименьшим простым числом является 2. 5. Наименьшим двузначным простым числом является 11. 6. Множество простых чисел бесконечно. 7. Среди простых чисел только одно четное. 8. Все четные числа делятся на 10. 9. Если число делится на 5 и на 2, то оно делится на 10. 10. Сумма двух четных чисел является нечетным числом. 11. Если число делится на 3, то оно всегда делится и на 9. 12. Если число оканчивается цифрой 9, то оно всегда кратно 9. Данный приём можно использовать в качестве физминутки.

Существует много приёмов в методической литературе, мне больше нравятся направления: работа с объяснительным текстом учебника, работа с текстом при решении текстовых задач, работа с текстом в комплексной работе.

Рассмотрим текстовые задачи, которые всегда относились к заданиям, наиболее сложным для овладения учащимися, поскольку, в отличие от конкретных заданий, решение которых выполняется по вполне определенному алгоритму, требуют содержательного осмысления. Одним из приёмов развития смыслового чтения - составление краткой записи условия задачи. Форму краткой записи я условно подразделяю на три способа: схема; ключевые слова с указанием связей; таблица. Очень интересно использовать продуктивные задачи, которые составляют дети. Например, в проектной работе ученик 5 класса составил задачи, связанные с Иркутской областью. Задача: Расстояние от пгт. Усть-Уда до г. Иркутска по автомобильной дороге составляет 330 км. Автобус движется по дороге 5 часов. Кроме этого во время движения автобус еще совершает 2 остановки по 30 минут и 7 остановок по 5 минут. От пгт. Усть-Уда до г. Иркутск также можно добраться водным путём по Ангаре на теплоходе проплыв 272 км. Теплоход движется по реке 6 часов. Время, потраченное на стоянки на причалах в населенных пунктах для выхода и захода пассажиров составляет 35 минут, также теплоход тратит в пути время на дозаправку топливом 25 минут. Каким их двух способов быстрее добраться от пгт. Усть-Уды до г. Иркутска и на сколько?

Важным моментом урока является подведение итогов, рефлексия. Одним из вариантов можно предложить детям заполнить таблицу. Заполни таблицу «Самооценка»

Утверждение Да Нет
1 Все задания в работе показались мне легкими    
2 Все задания в работе показались мне трудными    
3 В работе были и легкие и трудные задания    
4 Я выполнил все задания правильно    
5 Я сомневаюсь, что выполнил все задания правильно    

В заключении хочу рассмотреть итоговую комплексную работу. Математика. 5 класс.

Прочитай текст и выполни задания 1–8.

"Почти в центре огромного материка Евразия находится узкий голубой полумесяц – озеро Байкал. В Байкальской горной области, окруженной со всех сторон высокими хребтами, оно раскинулось на 636 километров длины и до 80 км ширины. Одна малоизвестная особенность отличает Байкал от иных геологических структур земного шара: если суммировать наибольшую высоту горных хребтов, окружающих озеро (2840 м), наибольшую глубину (1637 м) и наибольшую мощность осадков байкальской впадины (8500 м), то получается амплитуда прогибания земной коры (рифтовой щели) под Байкалом в 12997 м.

Максимальная глубина озера Байкал – 1640 метров, по данным учёных глубина озера продолжает увеличиваться. Также продолжают расходиться и берега озера, ежегодно на 2 см. Солёность озера Байкал составляет 0,1 промилле, то есть 100 мг соли в 1 литре воды, а солёность самого солёного моря на Земле – Красного 42 промилле. Объем воды в Байкале достигает около 23 тысяч кубических километров, что составляет 20% мировых и 90% российских запасов пресной воды. Наибольшая ширина озера Байкал 79,5 км, а наименьшая ширина 25 км. Длина береговой линии озера Байкал около 2000 км, а притоков около 500, определите, через какое расстояние в среднем они расположены. Общая площадь 22 островов в Байкале – 716,2 квадратных километров."

Задания:

  1. Выпишите из текста все натуральные числа.
  2. Переведите все проценты, встречающиеся в тексте в десятичные дроби.
  3. Найдите среднюю ширину озера Байкал.
  4. Определите через какое расстояние в среднем расположены береговая линия озера Байкал и его притоки.
  5. Определите площадь одного острова в Байкале, округлив результат до сотых.
  6. Переведите общую площадь 22 островов в Байкале в ары.
  7. Какова будет максимальная ширина озера через 100 лет?
  8. Во сколько раз солёность Красного моря превышает солёность озера Байкал?

Таким образом, формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом возможна на уроках математики и во внеурочной деятельности по предмету, так как данные приёмы развивают в ученике навык работы с письменным текстом, учат анализировать данные, логически структурировать информацию, выбирать главное, а также повышают качество учебной деятельности в целом.