С каждым годом увеличивается количество детей с различными нарушениями речи. Взрослые уделяют недостаточное внимание своим детям, общение со взрослым ребёнку заменяет телевизор или компьютер, увеличилось количество неврологических заболеваний у детей, плохая экология. Всё это приводит к тому, что речь детей формируется с задержкой и в дальнейшем ведёт к стойким речевым нарушениям, требующим коррекции узкими специалистами. Современным педагогам приходится искать новые, более эффективные и интересные детям формы профилактики и коррекции речевых нарушений. По результатам мониторинга состояния речевого развития у детей 3-6 лет в МБДОУ д/с19 г. Сарапула за последние три года, нами было выявлено, что процент воспитанников с нарушением звукопроизношения и нарушением фонематических процессов ежегодно растет. (Таблица 1)
Таблица 1
|
Нарушение звукопроизношения |
Нарушение фонематического слуха |
2017 |
61% |
29% |
2018 |
64% |
33% |
2019 |
69% |
48% |
Одним из самых доступных и интересных методов профилактики и преодоления речевых нарушений у дошкольников является логоритмика. Поэтому в нашем детском саду мы нашли наиболее эффективную и доступную для нас форму, организовав работу по дополнительной образовательной программе «Логоритмика» в рамках организации кружка «ЛОГОРИТМИКА». Этот кружок посещают дети от 3 до 6 лет. На каждую возрастную группу составлен перспективный и комплексно-тематический план занятий с учётом возрастных и речевых особенностей детей согласно методическому пособию Картушиной М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми».
Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном профилактики и коррекции речевых нарушений, так как её составляющими являются не только развитие сенсорных и двигательных способностей детей, но и исправление уже имеющихся у ребёнка нарушений речи. А занятия логоритмикой с детьми младшего дошкольного возраста несомненно является пропедевтикой речевых нарушений.
В-первых, логоритмика - это сектор коррекционной педагогики, направленный на:
- профилактику нарушения звукопроизношения;
- коррекцию речевых нарушений у детей с ОВЗ;
- коррекцию нарушений координации движений;
- развитие и совершенствование фонематических процессов.
В-вторых, логоритмика - это система рече-двигательных упражнений, которая объединяет в себе речь, музыку и движения.
Цель программы: профилактика и коррекция речевых нарушений у детей посредством логоритмических игр и упражнений.
Задачи:
Образовательные:
- развивать двигательные умения и навыки;
- формировать пространственные представления;
- развивать координацию, переключаемость движений.
Коррекционно-развивающие
- развивать речевое дыхание;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать грамматический строй и связную речь;
- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.
Воспитательные:
- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;
- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.
Все логоритмические занятия имеют чёткую структуру:
1. Вводная часть длится 3-5минут: использую вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки; упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, координации движений, регулировку мышечного тонуса. Такие упражнения позволяют сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Выполняют важную функцию настройки на предстоящую деятельность, позволяет активизировать детей, поднять их настроение, способствует снятию эмоционального возбуждения.
2. Основная часть занимает 10-15 минут: включает в себя слушание музыки, пение, подвижные и малоподвижные игры, упражнения на развитие дыхания, внимания, голоса, артикуляции, упражнения на развитие координации движения, на координацию речи с движением, на координацию пения с движением, упражнения на развитие речевых и мимических движений, общей моторики, дыхания, чувства ритма и темпа, упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Последовательность предъявления упражнений предполагает чередование деятельности; упражнения располагаются в порядке от простого к сложному.
3. Заключительная часть занимает 2-5 минут: упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения, упражнения на развитие дыхания.
По итогам мониторинга у детей, посещающих кружок «Логоритмика» активно формируются основные речевые навыки, развивается подвижность артикуляционного аппарата, обогащается словарь. В результате выполнение специальных упражнений (артикуляционных, пальчиковых, голосовых, темпо-ритмических) происходит развитие всех психических процессов. Дети с лёгкостью ориентируются в пространстве, совершенствуется координация речи с движением, вырабатывается правильное речевое дыхание (что особенно важно для детей, у которых имеются запинки в речи) усовершенствуется слуховое восприятие. Речь детей становится более чёткой и понятной для окружающих, интонационно выразительной. Совершенствуются фонематические процессы: дети с легкостью выделяют заданные звуки в словах, отстукивают и прохлопывают ритмические рисунки, проговаривают и пропевают чистоговорки, насыщенные тем или иным звуком. Все занятия проходят с использованием ИКТ. Дети вместе со сказочными героями погружаются в яркую, интересную, насыщенную музыкой и играми атмосферу. Логоритмические упражнения, проводимые под музыку, способствуют эстетическому развитию детей, обогащают эмоциональную сферу, позволяют развивать музыкальные и творческие способности детей. Принимая участие в логоритмических играх, дети учатся общению, они становятся уверенными в себе, у них развивается мыслительная деятельность [1].
Таким образом, реализуя данную программу, я охватываю большой процент воспитанников нашего детского сада (около 80% детей). Ежегодно значительно снижается процент детей с нарушенным фонематическим слухом (с 48% до 32%). У 85% воспитанников повысилась речевая активность. Каждый год в кружок приходят дети, у которых отсутствует речь, либо малоговорящие. Уже в течение 3-4 месяцев посещения логоритмических занятий, дети начинают говорить.
И на последок хочется сказать, чтобы ребёнок овладел многогранными возможностями речи и при этом у него развивались музыкальные и творческие способности, движения стали более выразительными, и он научился быть артистичным и раскованным, инициативным и уверенным в себе, ему просто необходимы занятия логоритмикой!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М., 2005.
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.