Комплексный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОО (из опыта работы)

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольники, физическое воспитание детей, ЗОЖ


Если нельзя  вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно.
Н.М.Амосов

(Амосов Николай Михайлович - знаменитый на весь мир врач-кардиолог с большим опытом работы. Выдвинул теорию и доказал на практике, что физический труд способен сделать человека не только здоровым, но и бодрым и счастливым.)

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. В системе физического воспитания особое место уделяется работе с детьми дошкольного возраста. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом.

Цель: формирование у детей здорового образа жизни, его направленность на укрепление здоровья, физического, психического развития и эмоционального благополучия ребёнка.

Задачи:

  • Образовательные: формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных функций, накопление и обогащение двигательного опыта.
  • Оздоровительные: охрана жизни и укрепление здоровья, физическое совершенствование функций организма, повышение работоспособности Воспитательные: формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями, всестороннее развитие ребёнка, повышение педагогической компетентности родителей.

В своей работе я использую следующие формы физкультурно-оздоровительной работы:

Модель ежедневной физкультурно-оздоровительной работы;

  1. Утренняя гимнастика
  2. Физкультурные занятия
  3. Физкультминутки
  4. Подвижные игры
  5. Гимнастика пальчиковая, дыхательная, для глаз
  6. Самомассаж, релаксация
  7. Гимнастика после дневного сна
  8. Работа с родителями

Утренняя гимнастика

Двигательный режим в детском саду начинается с утренней гимнастики. Она является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, снимается психологическое напряжение от расставания с родителями. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики. После утренней гимнастики ребята более уравновешены, лица их довольны и радостны.

Физкультурное занятие

Основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям.  (По плану воспитателя по физической культуре).

Подвижные игры

Играть для детей - это прежде всего двигаться. Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка. Они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. В играх воспитываются основные физические качества, такие как сила, быстрота, выносливость, и совершенствуются разнообразные двигательные умения и навыки. Проводить игры можно в любое время года на открытом воздухе. (игры с бегом, с прыжками, с метанием и ловлей, на ориентировку в пространстве)

Физкульминутки

Физкультминутки проводятся в паузах на занятиях. Их цель - поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Продолжительность физкультминуток 2-3 мин. Их проводят в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление (обычно 12–16-я минуты). Ребята выполняют физические упражнения стоя у столов или выходя на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полуприседая, подпрыгивая, ходьба).

  • «Три медведя»,
  • «Бабочка»,
  • «Во дворе растет подсолнух»,
  • «Вдруг закрыли небо тучи»,
  • «Станем мы деревьями» и др.

Пальчиковая гимнастика

Это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Повторяя движения взрослых, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.

  • «Мы капусту рубим»,
  • «Ветер по лесу летал»,
  • «Семь вещей у нас в портфеле»,
  • «Дружат в нашей группе девочки и мальчики» и др.

Дом

Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем” пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Дыхательная гимнастика

Это комплекс упражнений, направленных на развитие легочной системы. Во время занятий дыхание ребенка становится гораздо глубже, задействуется больший объем легких, а значит, в них начинает поступать больше крови и кислорода. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Дыхательная гимнастика эффективна в лечении различных бронхиальных заболеваний (в том числе при астме), переутомлении, гиперактивности, бессонницы и ряда других распространенных болезней.

  • «Каша кипит»,
  • «Бегемотик»,
  • «Часики», «Надуй шарик»,
  • «Трубач» и др.

Гимнастика для глаз

Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Зрительная гимнастика используется:

  • для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз;
  • для укрепления мышц глаз;
  • для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях).

Тренировка

Раз - налево, два - направо,
Три - наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.

Самомассаж - поднятие общего тонуса детского организма и улучшение кровообращения. Проводится в игровой форме. Является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Массаж лица, массаж ушей, массаж ног, массаж рук.

Массаж лица «Летели утки»

Летели утки над лесной опушкой. (Лёгкими движениями провести пальцами по лбу 6раз)
Задели ели самую макушку. (так  же легко провести 6раз по щекам)
И долго елка ветками качала. (Указательными пальцами массировать крылья носа)
А не начать ли нам массаж сначала? Повторить

Релаксация - это один из путей преодоления внутреннего напряжения, основанный на расслабление мышц. Даже дошкольники испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки; постоянная спешка, беспокойство, поток негативной информации с телеэкрана, инфекционные заболевания, усталость, приводящие в дальнейшем к перенапряжению. Выполняя с детьми упражнения релаксации, мы помогаем им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться. Умение детей управлять своими чувствами и эмоциями - ещё один шаг к воспитанию у них уверенности в себе. Для получения наибольшего оздоровительного эффекта необходимо соблюдать следующие правила при подборе упражнений и их выполнение.

1. Упражнения на релаксацию выполняются в тихой, спокойной обстановке.

2. Расслабляться лучше с закрытыми глазами.

3. В зависимости от условий применения данных упражнений используются различные позы.

4. Во время выполнения. Учить детей распознать ощущения напряженности и расслабленности.

5. Не спешить заканчивать релаксацию.

6. Дети могут полежать, если им хочется.

7. Выходить из этого состояния нужно медленно и спокойно: сначала потянуться, словно после пробуждения ото сна, затем открыть глаза и потихоньку сесть.

Гимнастика после сна

Гимнастика после сна — ключ к пробуждению ребенка. Основная цель гимнастики после дневного сна - поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений, сохранить и укрепить здоровье детей.

Гимнастика необходима для обеспечения детям плавного перехода от сна к бодрствованию, подготовке к активной деятельности.

Гимнастику начинаем проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.

Наконец-то мы проснулись!

Коленочки сгибали.

Сладко-сладко потянулись,

К груди прижимали.

Чтобы сон ушел, зевнули.

Носочками подвигали,

Головой слегка тряхнули.

Ножками подрыгали.

Плечи поднимали,

Не хотим мы больше спать

Ручками махали.

Будем весело играть.

Работа с родителями

Индивидуальные беседы, консультации. Информационные стенды.

Оформление родительского уголка (наглядная информация) по теме:

  • «Физическое воспитание детей дошкольного возраста»,
  • «Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?» и т.д.

Таким образом, комплексный подход к организации физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ - это целостная система образования, оздоровления, основанная на классических образцах и педагогических инновациях, которая способствует гармоничному всестороннему развитию детей.