Цели и задачи:
- Познакомить детей с глобусом и картой.
- Дать детям представления о том, что существуют разные области земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе по-разному.
- Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера, Тундры, Тайги.
- Формировать элементарные представления о взаимосвязи живых организмов, взаимосвязи живых организмов со средой обитания.
- Обобщить и систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека в разных средах.
- Воспитывать уважение к людям другой культуры.
- Воспитывать бережное отношение к Земле - своему дому.
- Использование здоровьеформирующих технологий: развитие познавательной и двигательной активности на досуге по окружающему миру.
- Помочь детям сделать выводы в ходе опытно-экспериментальной деятельности.
- Привлечение родителей к участию в досуге, предварительной работе.
Материалы и оборудование:
- Пенек
- Кадушка, «снежки»
- Костюм снежной королевы
- Костюм жителей Тундры
- Костюм Чукчи
- Костюм жителей Тайги
- Компас
- Карта
- Волшебный мешочек
- Тазик с водой (игра «Рыбалка»)
- Изображение планеты Земля (на формате А3)
- Шкуры животных
- Национальные коврики
- Лед
- емкости с землей
- Колокольчики
- Костюм белого медведя
- Веточки сосны, пихты, ели. Кедровые шишки, масло пихты
- Мешочки с песком
- Оформить чум, сани
- Атрибуты народов Севера
- Рюкзаки для детей
- Видеоролики:
- Северный полюс
Тундра
Тайга
- Северный полюс
- Аудиозаписи:
- «У леса на опушке»
- Звуки самолета
- Умка
- «Увезу тебя я в Тундру»
- Музыка народов Севера
- Звуки вертолета
- Звуки насекомых
- Звуки леса
- «Поезд»
- Волшебная музыка для зимы
- «Песня о планете»
Предварительная работа:
- Наблюдения в природе, на прогулках и в уголках природы;
- Чтение художественной литературы;
- Рассматривание иллюстраций по теме, детских энциклопедий;
- Заучивание стихов о животных, растениях, природных зонах;
- Оформление выставок детско-родительских работ «Берегите лес», «Правила поведения в лесу»;
- Продуктивная деятельность воспитателя с детьми;
- Подготовка коллажей для досуга совместно с родителями с изображением природных зон России;
- Ознакомление детей с подвижными играми жителей Севера;
- Оформление с детьми настольно-печатных игр «Собери картинку» (с изображением животных различных природных зон), «Чей след» (в ходе игры детям необходимо подобрать животному правильную пару следов), и т. д.
- Проведение пальчиковых игр «Мишутка», «Олени» и т.д.
- Участие родителей в организации выставки книг о природных зонах России;
- Участие родителей в досуге.
Ход досуга
Дети входят в зал, который оформлен под разные природные зоны.
В центре зала на пеньке сидит Зима (звучит песня «У леса на опушке..»).
Зима: «Здравствуйте, ребята, вы узнали меня? Я Зимушка-зима. Расскажите, что вы делаете в моем лесу?»
Воспитатель: «Зимушка-зима, мы с ребятами собрались в путешествие на поиски приключений».
З: «А, приключений!? Будут вам приключения. Послушайте, что у меня произошло. Было у меня волшебное зеркало, в которое я видела весь мир. Играли с ним мои подружки снежинки и случайно разбили зеркало. И разлетелись его осколки по всему свету.
Собрать их могут только отважные путешественники, которые не боятся зимней стужи и вечной мерзлоты, дремучих таежных лесов и топких болот.
Ну что, вы не испугались? Нет, тогда в путь. В помощь вам я дам карту и волшебный мешочек, они помогут вам в поисках осколков моего зеркала».
В: «Готовы отправиться в путь?»
Дети: «Да».
В: «Давайте сначала посмотрим карту. Здесь четко видно, что курс надо держать на Север. А на чем нам добраться до Северного полюса?»
Ответы детей.
В: «Наверно, нам поможет Волшебный мешочек (воспитатель достает самолет, звучит песня «От винта»). Садимся в самолет и полетели (руки в стороны, пробежка по всему залу).
В: «Вот, мы, ребята, на Северном полюсе. Это ледяная пустыня. Осмотритесь, что вы видите вокруг?»
Ответы детей.
В: «Посмотрите, нас встречает Белый медведь. Давайте подойдем поближе.»
Ребенок, переодетый в костюм белого медведя рассказывает стихотворение:
На севере крайнем и жутком,
Где царство мороза и льда,
Живет один белый мишутка
Ему - нипочем холода!
Имеет он теплую шубку
Под нею с запасом жирка,
Спокойно чтоб белый мишутка
Мог спать не морозя бока,
Чтоб в Арктике долгими днями
В безмолвии белом бродить.
Медведь этот белый умеет
Рыбеху под льдами ловить.
В: «Чем же питается белый медведь во льдах?
Ответы детей.
Ведь нигде нет ни травинки, ни кустика. Он питается рыбой и мелкими животными.
Игра «Удочка»
В: «Пока мы играли, медведь вылез на льдину, отряхнулся и во все стороны полетели брызги. Как вы думаете, почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылез из воды в сильный мороз?»
Чтобы понять как белый медведь приспособился к таким условиям давайте проведем эксперимент (миска с водой, миска с маслом, полотенце. Воспитатель натирает руки детей растительным маслом и окунает их в таз с водой. Дети видят, что с масляных рук капельки воды быстро и легко стекают. На руках остается только масло). Воспитатель подводит итог, что не замерзнуть медведю в таких суровых условиях помогает толстый слой жира. Белый медведь: « Спасибо, что поиграли со мной. За это я подарю красивый осколок, который принес мне северный ветер».
Дети благодарят медведя.
В: «Попрощаемся с Белым мишкой и отправимся дальше.
Посмотрим на нашу карту. Путь наш ни близок ни далек, дальше будем двигаться южнее. И лежит наш путь в Тундру. На каком транспорте мы можем добраться до Тундры? В этом нам поможет наш волшебный мешочек.
Воспитатель достает картинку с изображением оленей.
Кто знает, как называются сани, которыми пользуются жители Тундры?»
Ответы детей.
В: «Нарты. Запрягаем оленей и отправляемся в путь». (Дети берут колокольчики и под музыку бегут по залу, изображая оленей).
Встречает детей житель Тундры (ребенок в костюме чукчи) и рассказывает о жителях, животных и растительности Тундры.
В: «В Тундре люди занимаются оленеводством, а олени животные травоядные. Значит, появляется растительность. А что необходимо растениям для роста (свет, тепло и вода - ответы детей).
Но растут в Тундре только мхи, лишайники и низкорослые березки, кустики».
Давайте разберемся почему, проведем эксперимент (2 емкости с землей, в одной из них посередине лежит стекло одним диаметром что и емкость, лейка с водой). Наливаем одинаковое количество воды в обе емкости. В одной из них земля быстро впитала воду, а во второй со стеклом вода осталась на поверхности. Рассказ воспитателя о том, что такое вечная мерзлота.
Подвижная игра «Олени и охотники».
В: «Итак, в Тундре есть растения, а значит и множество животных. Давайте вспомним, а поможет нам настольная игра «Кто где живет?»
«Поблагодарим жителя Тундры за интересный рассказ, а вы ничего интересного не находили?»
Чукча: «Попал ко мне чудным образом этот необычный осколок. Я его вам подарю, может он вам пригодится».
Дети благодарят чукчу.
В: «Отправляемся дальше и посмотрим карту куда лежит наш путь. А путь нам предстоит в Тайгу. Какой транспорт поможет нам добраться до Тайги?»
Ответы детей.
В: «Обратимся за помощью к нашему волшебному мешочку(достает картинку с изображением вертолета).Садимся в вертолет и поднимаемся высоко над землей. Давайте представим, что под нами проплывают бескрайние просторы Тундры, оленьи стада, собачьи упряжки. Давайте помашем им рукой».
«Но вот картина меняется. Появились высокие деревья. Как вы думаете, почему? Какие деревья вы видите?»
Ответы детей: «Ель, сосна, кедр, пихта».
В: «Что общего у этих деревьев? Как их можно назвать одним словом? Как вы думаете, почему в этих местах могут расти только хвойные деревья?
Ответы детей: «Потому что иголки (жесткая листва) надежно защищена от морозов оболочкой».
В: «Посмотрите на хвойные деревья внимательно, что вы видите? У них конусообразная форма кроны. Вы уже знаете, что в природе нет ничего случайного. Как вы думаете, почему крона конусообразная? Давайте проведем эксперимент» (взять конус и кубик, показать, что с конусообразной формы снег скатывается, и не ломает ветки).
В: «Итак, мы в хвойном лесу, повторим название - тайга, лес из елей - ельник, из сосен - сосновый бор».
Неторопливо идем по Тайге. Под ногами грибы, мхи, папоротники, а также на хвойной подстилке может расти черника. В теплые летние дни лес полон комаров, слепней, мошек - это паразиты. Если есть насекомые, значит, и есть кто ими питается – птицы (клесты, дятлы и т.д.). На деревьях много шишек, которыми питаются белки и бурундуки. Они делают запасы на зиму и забывают про них, а весной эти шишки прорастают.
В: «Посмотрите, ребята, под слоем мха что-то виднеется. Кажется это осколок того самого зеркала. Вот и собрали мы все осколки. Пора возвращаться. Садимся в самолет и заводим моторы».
Возвращаемся на поляну к Зиме.
Зима: «Здравствуйте, юные путешественники, понравились вам приключения? Нашли мое зеркало?»
Дети: «Да».
Зима: «Что нового, интересного повидали?
Наверно, много красивых и высоких деревьев видели на Северном полюсе?».
Дети: «Нет, там ничего не растет из-за сурового климата».
Зима: «Молодцы, ребята, запомнили, а что еще интересного вы узнали?»
Ответы детей.
Зима: «Ребята, вы нашли мое зеркало?»
Дети вручают осколки, а Зима просит их собрать. Получается планета Земля.
Зима благодарит детей и прощается.
Воспитатель с детьми подводят итоги путешествия:
- Понравилось ли путешествие? Чем оно понравилось? Что нового узнали и в чем убедились, проводя опыты во время путешествия?
Дети выходят из зала под музыку «Круглая планета».
Воспитатель совместно с детьми и родителями, исходя из опыта данного досуга, организуют мини-досуг для младших групп.
Работы с выставки «Правила поведения в лесу» были развешаны родителями и их детьми в ближайшем лесопарке.