Оцениваниe для обучения как средство оценки метапредметных результатов

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: оценивание


В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в школе должна быть разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью оценки подготовки выпускников на ступени основного общего образования. Особенностью системы оценки является комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных, личностных), т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений. Это непростая ситуация, и стоящие перед педагогом задачи по оценке данных результатов далеко не ординарны. Однако средство для их решения существует. Это разнообразный, подтвердивший свою эффективность в зарубежной школе инструментарий внутриклассного оценивания и, прежде всего, оценивания для обучения.

Наблюдение за тем, что происходит в классе, позволяет учителям внимательно и чутко следить за тем, как изо дня в день протекает обучение. Благодаря этому они получат возможность превратить учебный кабинет в лабораторию, где можно исследовать процесс учения, прий­ти к его пониманию и более действенно влиять на него через собственное преподавание.

Наблюдая за учениками в момент обучения, собирая информацию на основе обратной связи и осторожно проводя эксперименты в ходе учебного процесса, педагоги узнают о том, как дети воспринимают материал и реагируют на те, или иные методические приемы. А это и является оценивание для обучения, которое:

  • Центрировано на ученике
    Фокусирует внимание учителя и ученика в большей степени на отсле­живании и улучшении учения, а не преподавания, и дает обоим информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать первое.
  • Направляется учителем
    Предполагает автономию, академическую свободу и высокий профес­сионализм педагога, поскольку именно он решает, что оценивать и каким образом, как реагировать на информацию, полученную в результате оце­нивания. При этом учитель не обязан ее обсуждать с кем-либо, помимо собственного класса.
  • Разносторонне результативно
    Так как оценивание сфокусировано на учении, оно требует активной позиции учащихся. Благодаря соучастию в этом процессе ребята глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Кроме того, растет их учебная мотивация, потому что дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать успешными в учебе.
    Учителя также работают более концентрированно, ведь они постоянно спрашивают себя: «Какие наиболее существенные знания и умения я стремлюсь преподать своим ученикам?»; «Как я могу выяснить, научились ли они этому?»; «Как я могу помочь им учиться лучше?». Если педагог, отвечая на эти вопросы, работает в тесном контакте с учениками, он со­вершенствует свои преподавательские умения и приходит к новому пони­манию своей деятельности.
  • Формирует учебный процесс
    Цель данного оценивания - улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно.
  • Непрерывно
    Такое оценивание - непрерывный процесс, запускающий механизм обратной связи и постоянно поддерживающий его в работающем состоянии. Используя широкий ассортимент простых техник, которые можно легко и бы­стро освоить, учитель приходит к осознанию того, как учатся его ученики. В свою очередь, дети также имеют возможность улучшить процесс учебы.

Для того, чтобы проверить, насколько их предложения оказались полезными, педагог вновь запускает механизм обратной связи, проводя новое оценивание. Если этот подход интегрируется в ежедневную учебную работу, происходящую в классе, коммуникационный механизм, связывающий учителя с учениками и учение с преподаванием, становится более действенным и эффективным.

  • Коренится в качественном преподавании
    Подобное оценивание стремится построить на основе существующей достаточно успешной и высоко профессиональной практики - включив механизм обратной связи, информирующей педагога о том, как учатся ученики, - практику еще более систематическую, подвижную и эффективную. Учитель активно задает ребятам вопросы, отвечает на те, которые возникают у них, наблюдает за их поведением, выражением лиц, читает домашние задания, проверяет тесты и т.д. Формирующее оценивание дает возможность естественным образом интегрировать оценивание в традиционные процессы преподавания и учения, проходящие в классе.

Учитель зависит от своих восприятий, впечатлений, переживаний того, как учатся его ученики, он делает на этом основании важные суждения, но почти никогда не выносит процесс такого оценивания вовне. Не ищет подтверждения своих ощущений, не сравнивает их с тем, как относятся к процессу собственной учебы сами ребята. Во время преподавания педагоги накапливают много информации о ходе учения, но большая часть их выводов и предположений остается непроверенной.

Итак, подводя предварительный итог, ответим на первый вопрос: что такое формирующее оценивание или оценивание для обучения?

1. Оценивание — это больше, чем маркировка.

Это механизм, обеспечивающий учителя информацией, которая нуж­на ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать учеников более активно включиться в свое учение.

2. Оценивание — это обратная связь.

Оно предоставляет сведения о том, чему дети обучились и как учатся в настоящий момент, а также, в какой степени преподаватель реализовал поставленные учебные цели. Но в полную силу возможности оценивания реализуются при условии, если оно используется для обеспечения ученикам обратной связи. А чтобы она сработала на повышение качества учения, необходимо определить не только, на каком уровне школьники долж­ны владеть содержанием курса к его окончанию, но и до какой степени они осваивают его по ходу обучения.

3. Оценивание направляет учение.

Написав тесты, ученики узнают о том, какого уровня они достигли, пройдя тот или иной курс. Традиционные техники тестирования, как правило, проверяют, знают ли ребята конкретные факты и могут ли решать задачи по определенному алгоритму — это создает у них представление, что именно такой род знаний является наиболее ценным.

В результате школьники привыкают изучать предмет, не достигая глубокого понимания основных концептов и законов. И именно таким образом наше оценивание направляет их учение.

Это происходит, желаем мы этого или нет. Поэтому, если педагоги действительно хотят воздействовать на то, что и как учит ученик, нужно выяснить следующее. Во-первых, определить, что, по нашему мнению, он должен извлечь из изучаемого курса. И, во-вторых, понять, какие формы оценивания этому соответствуют.

То есть, прежде всего, необходимо установить цели преподаваемого курса, обозначить их, письменно зафиксировать. Ведь изначально оцени­вание направлено на то, чтобы узнать, в какой степени они достигнуты. Это то, почему мы его совершаем. Уверенность в том, что выбранные техники действительно позволяют определить, соответствует ли учебный результат установленным целям, дает основание совершать оценивание именно этим способом.

Таким образом, ответ на второй вопрос — зачем мы оцениваем — будет звучать так: чтобы выяснить, достигнуты ли поставленные учебные цели.

Преподавая тот или иной курс, учитель принимает решение о том, что ученики должны знать и уметь по его завершении. Исходя из этого, он определяет содержание (темы, их последовательность и т.д.), а также формы работы (эксперименты, лекции, групповые занятия, домашние задания). Кроме того, педагог решает, какие методы оценивания будет использовать — тесты, письменные задания, практические работы и т.д.

Все эти решения в любом случае отражают поставленные преподавателем цели, и хорошо, чтобы они были формализованы еще на том этапе, когда он планирует курс. Это первый шаг. После него предсто­ит определить, в какой степени достигнуто желаемое. И надо выбрать именно такие формы оценивания, которые подходят для конкретных результатов, т.е. согласовать оценочные техники с поставленными учеб­ными целями.

И на третий вопрос — почему мы будем оценивать именно таким образом — мы отвечаем: чтобы согласовать оценивание с поставленными целями.

       Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
  • динамика формирования УУД.

Список литературы:

  1. Пинская М.А. Оценивание для обучения: Практическое руководство. – М.:Чистые пруды, 2009 г. – 32с.
  2. Адамский А.И. Институциональные преобразования в системе образования в условиях введения ФГОС. Учебное пособие/ Адамский А.И., научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика».- М.: ИПОП «Эврика», 2012 г.
  3. Гринченко И.С. Современные средства оценивания результатов обучения. Учебно-методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2008г. – 132 с.