ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
- Создать условия для решения орфографической задачи – правописания разделительного ъ;
- Развивать умение видеть проблему, исследовать и добиваться ее разрешения; развивать орфографическую зоркость;
- Воспитывать у учащихся инициативность в построении совместных учебных действий.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник «Русский язык. 2 класс» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина); карточки для самостоятельной работы; компьютер, презентация
ХОД УРОКА
I.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учитель.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать.
Какие тайны мы открываем на уроках русского языка?
Д. Новые правила, новые знания.
У. Как мы открываем новое знание?
Д. Поймем, что еще не знаем чего-то, а потом постараемся сами открыть новое правило.
У. Народная мудрость гласит: «Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется».
Как мы должны работать, чтобы был результат?
Д. С желанием, активно.
У. Урок мы начнем с повторения необходимых знаний.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРОБНОМ ДЕЙСТВИИ
На экран
л о п ь ё т
У. Найдите «лишнюю» букву.
Д. Буква ь.
У. Почему?
Д. Все буквы обозначают звуки, а эта – нет.
У. Посмотрите на оставшиеся буквы. Какая буква теперь оказывается «лишней»?
Д. Буква ё.
У. Почему?
Д. Она обозначает два звука, а остальные – по одном у.
У. Есть ли еще такие буквы в русском алфавите?
Д. Не обозначает звуков – ъ, обозначают два звука буквы я, ю, е.
У. Пропишите их соединения. Составьте из букв, записанных на доске, слова с ь.
Д. Льёт, польёт, пьёт.
У. Какую роль выполняет ь в этих словах?
Д. Это разделительный мягкий знак.
У. Назовите однокоренные слова. Как образовали родственное слово?
Д. Слова льёт и польёт. Они образованы с помощью приставки.
У. Что такое приставка? Распределите приставки в два столбика. На экране:
об-, до-, вы-, с-, за-, под-, раз-, на-, по-
Д. В одном столбике – об-, с-, под-, раз-. В другом – до-, вы-, за-, на-, по-.
У. Почему так распределили приставки?
Д. Одни оканчиваются на букву гласного звука, другие – на букву согласного звука.
У. Что мы повторили?
Д. Что такое приставка, немые буквы и их роль в слове.
У. Какое задание я вам сейчас предложу? Д. Задание на пробное действие. На экране:
Поставьте, где нужно, ъ. у…ехал, пол…ёт, пред…явить, б…ёт.
Дети выполняют задание.
У. Какие у вас результаты?
Д. Я пока не могу найти слова, где нужно написать твердый знак.
У. У кого есть результат? Что вы не можете сделать?
Д. Я нашел слово, где должен быть ъ, но пока не могу доказать, что правильно выбрал слово.
У. Какой следующий шаг вы должны будете сделать?
Д. Разобраться в наших затруднениях.
III.ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ
У. Какое задание вы должны были выполнить?
Д. Мы должны были найти слово, где нужно поставить твердый знак.
У. В чем затруднение?
Д. Не смогли определить слово с ъ. Не смогли доказать, почему написали ъ.
У. Почему же возникло затруднение?
Д. У нас нет правила (эталона) для записи слов с ъ.
IV. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ
У. Какую цель вы поставите перед собой на уроке?
Д. Узнать правило написания ъ в словах.
У. Сформулируйте тему урока.
Д. Правописание ъ в словах.
У. Чтобы вы смогли сами открыть правило, предлагаю работать по плану.
На экране:
- Произнести слово.
- Послушать, есть ли звук [й] после согласного перед гласными е,ё,ю,я.
- Определить , есть ли в слове приставка.
- Сформулировать правило.
V .РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА
У. Я предлагаю вам работать в парах.
Карточка: въезд, подъём, объявление, подъезд
У. На что обратили внимание? Какую роль выполняет ъ в словах? Какой сделали вывод? Дети отвечают на вопросы и формулируют правило.
Д. Если приставка заканчивается на букву согласного звука, а корень начинается с букв е, ё, ю, я, после приставки пишем разделительный твердый знак.
У. Давайте проверим наш вывод, сверим его с правилом в учебнике.
Дети читают правило. – Вспомните задание на пробное действие.
Какое слово мы должны написать с твердым знаком?
Д. Предъявить.
У. Что вы теперь знаете?
Д. Мы знаем правило написания слов с разделительным ъ.
У. Какой следующий шаг на уроке?
Д. Научиться применять новое правило (эталон).
VI.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Стр.134, упр.208
У. Поставьте, где нужно, твердый знак, обозначьте орфограммУ. Учащиеся работают в тетрадях, по очереди комментируют написание слов.
VII.ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ
У. Попробуйте разрешить спор знаков: нужны ли они и где должны стоять? Подготовленные ученики инсценируют басню П.Матвиенко «Мягкий знак и твердый знак».
– Не чересчур ли ты добряк?
– Так знаку мягкому промолвил Твердый знак.
– Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься,
Нет, в алфавит ты не годишься!
– Кто б говорил, но ты б уж помолчал!
– Знак мягкий твердому на это отвечал.
– Ты тверд и груб,
Как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву ять,
Тебя из азбуки изъять…
– Друзья! Ваш разговор – никчемные слова,
– Услышав этот спор, сказала буква
А. – Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте.
– Что же нужно знать, чтобы правильно написать слова с разделительными ъ и ь?
Д. Нужно знать правила.
У. Назовите слова, в которых пропущен разделительный мягкий знак.
Карточка
Зачеркни в словах ненужный знак. под(ъ, ь)ём, с(ъ, ь)езд, счаст(ъ, ь)е, об(ъ, ь)явление, лист(ь,ъ)я, л(ъ, ь)ёт, об(ъ, ь)ём, в (ъ, ь)юны, друз(ъ, ь)я, от(ъ, ь)ехать, л(ъ, ь)ются
Ученики проверяют выполнение задания по эталону.
– Я буду диктовать слова. Ученики первого варианта должны записать слова с разделительным ъ, второго варианта – с разделительным ь.
Шьёт, съели, друзья, объезд, перья, объехать ,ручьи, подъезд, поезд.
Какое слово не записали и почему?
Осуществляется фронтальная проверка выполнения задания.
VIII. РЕФЛЕКСИЯ
У. Какую цель вы ставили перед собой?
Д. Открыть правило написания ъ в словах.
У. Удалось ли достичь цели? Кто из вас смог сам открыть новое знание?
Кто встретил трудности? В чем? Почему? Над чем еще вам надо будет поработать? Дети отвечают.
Д.З стр.135, упр 210.