На сегодняшний день формирование ценностного отношения к родному краю у младших школьников носит фрагментарный характер ввиду того, что является недостаточно изученной областью в программе начального общего образования. Насыщенность материалом на уроке и ограниченные рамки проведения урока не всегда позволяют ответить на краеведческие вопросы, которые возникают у обучающихся.
Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, основным содержанием духовно‑нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, которые лежат в основе целостного пространства духовно‑нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Базовые национальные ценности раскрываются в системе нравственных представлений. Одной из ценностей является любовь к своей малой родине [2; с.18].
Согласно ФГОС НОО идёт ориентация на становление личностных характеристик школьника, среди которых на первое место ставится следующая: "любящий свой народ, свой край, свою Родину"4; [с.24].
П.И.Пидкасистый дает следующее определение понятию «ценностные отношения». Ценностные отношения - это отношения человека к наивысшим ценностям, таким как «жизнь», «человек», «общество», «познание», «труд», но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «свобода» и «совесть» [3; с.336].
Для формирования ценностного отношения к малой Родине как ценности в системе воспитательной работы необходимо знать внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества.
Психолого-педагогическими компонентами являются:
- когнитивный,
- эмоциональный
- мотивационно-поведенческий.
С учётом вышеперечисленных компонентов, проявление осмысления о ценности объектов родного края и проявление таких эмоций, как любовь и гордость за родной край, являются главным показателем того, что ценностное отношение к родному краю формируется.
В современных условиях для эффективной организации учебного и воспитательного процесса перед педагогом появляется задача поиска новых форм, методов и средств использования материала. Одной из эффективных форм интерактивного обучения и воспитательной работы являются виртуальные экскурсии. Они позволяют разнообразить и сделать урок или занятие интересным, а значит и более эффективным. Виртуальная экскурсия помогает реализовать принципы наглядности и научности, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы учащихся.
Педагогическим условием формирования ценностного отношения к родному краю может выступать проведение или разработка виртуальных экскурсий. Обратимся к определению виртуальной экскурсии Е.В.Александровой, которое трактуется, как организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов [1; с22.].
Виртуальная экскурсия обладает большим количеством плюсов: местом проведения является кабинет и не нужно покидать своего места, что экономит время, многократное использование материалами, доступны объекты для наблюдения и не зависит от погодных условий. Виртуальные экскурсии достаточно интересны, к тому же педагог самостоятельно подбирает материал, устанавливает маршрут и может менять содержание в соответствии с поставленной целью.
Для формирования ценностного отношения к родному краю при проведении виртуальных экскурсий необходимо разработать тематику. Эта тематика, безусловно, должна быть связана с объектами города. Для учеников Красноярска могут быть использованы следующие темы: «Парк флоры и фауны Роев Ручей», «Национальный парк «Столбы»», «Красноярская Гидроэлектростанция», «Памятник «Царь-рыба»» и др.
Главным компонентом формирования ценностного отношения к родному краю через виртуальную экскурсию является увлечённость детей. Младший школьник воспринимает окружающую его действительность весьма эмоционально, поэтому ценность к родному городу у него проявляются в чувстве восхищения своим городом. Именно эти чувства нужно вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным краем.
Ниже представлен пример воспитательного мероприятия в формате виртуальной экскурсии по теме «Национальный парк - Красноярские Столбы».
Тема: «Национальный парк – Красноярские Столбы».
Цель: формировать представление о краевой достопримечательности «Национальный парк – Красноярские Столбы».
Задачи:
- способствовать формированию ценностного отношения к достопримечательности родного края «Национальный парк – Красноярские Столбы»;
- организовать обучающихся на проведение фрагмента виртуальной экскурсии;
- организовать обучающихся на создание интерактивной игры.
Ход виртуальной экскурсии
Деятельность учителя |
Формируемые |
У: Приветствует участников экскурсии. Обозначает оригинальность занятия. У: Сообщает о месте, которое будет рассматриваться в ходе виртуальной экскурсии. Рассказывает о дате возникновения и способах происхождения Столбов. Предлагает послушать две аудиозаписи, в которых повествуется о научной точке происхождения Столбов и легендах, связанных с возникновением Столбов. |
Когнитивный компонент формируется при прослушивании аудиозаписей и рассказа учителя, обучающиеся получают знания о возникновении Столбов |
У: Обозначает задачи, которые обучающимся предстоит выполнить в ходе виртуальной экскурсии. Рассказывает о продукте, как результате посещения и проведения фрагмента виртуальной экскурсии. |
|
У: Используя мультимедийный файл (презентация, фотографии, видео, Google-maps), обозначает первый объект и рассказывает исторические факты о нем. |
Когнитивный компонент выражается в изучении материалов об объекте совместно с учителем. |
У: Раздаёт обучающимся карту территории Столбов, на которой схематично обозначены объекты Национального Парка. Даёт установку на задание. «Подпишите на карте название Столбов, о которых вы сейчас узнали. Справа в прямоугольнике запишите самый интересный и важный, по вашему мнению, факт. |
При самостоятельной деятельности при работе с картой территории проявляется эмоциональный компонент. |
У: Используя мультимедийный файл (презентация, фотографии, видео, Google-maps), обозначает второй объект и рассказывает исторические факты о нем. |
Когнитивный компонент выражается в изучении материалов об объекте совместно с учителем.
При указании на экологическую проблему, которая развивается в родном крае, учитель вызывает сопереживание у обучающихся, что является эмоциональным компонентом. |
У: Дает установку на подготовку и проведение фрагмента виртуальной экскурсии. |
При изменении ролей учителя и обучающихся, проявляется мотивационно- поведенческий компонент. Обучающиеся берут на себя ведущую роль. |
У: После проведения фрагментов виртуальной экскурсии, учитель дает установку на создание интерактивной игры. |
Когнитивный компонент проявляется при работе с полученными знаниями и при поиске новой информации для создания интерактивной игры. Мотивационно-поведенческий компонент проявляется при создании интерактивной игры, так как обучающиеся меняют роль ведущего на роль разработчика интерактивных игр. |
У: После того, как обучающиеся представят созданные игры, учитель проводит эмоциональную рефлексию. |
Эмоциональный компонент проявляется при выражении своих эмоций. Обучающиеся делятся своими впечатлениями. |
Ниже представлены фрагменты интерактивной игры, которые могут быть созданы обучающимися. (см. рис.1 и рис.2)
Рис. 1. Фрагмент интерактивной игры
Рис. 2. Фрагмент интерактивной игры
Таким образом, чтобы формировать ценностное отношение через виртуальные экскурсии, по нашему мнению, необходимо соблюдать следующий алгоритм работы:
Учитель организует экскурсию, ученики являются экскурсантами, получают знания об объектах (когнитивный компонент).
Ученики сами продолжают экскурсию в роли экскурсоводов, готовят материалы и проводят фрагмент (когнитивный компонент).
Ученики создают продукт-интерактивную игру по результатам экскурсии для использования другими учениками (эмоциональный компонент и мотивационно-поведенческий).
Систематическое использование данного алгоритма поможет формированию ценностного отношения к родному краю.
Целенаправленная работа в этом направлении станет основой для воспитания личности, которая способна проявлять ценностное отношение к родному краю и не только.
Список используемой литературы
- Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е.В.Александрова // Литература в школе. – 2010. – № 10. – С. 22.
- Данилюк А.Я., A.М.Кондраков, B.А.Тишков // Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / М.: «Просвещение» 2009. – 18с.
- Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009г. №373).