Формирование ценностного отношения младших школьников к родному краю через проведение виртуальной экскурсии

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Патриотическое воспитание

Класс: 4

Ключевые слова: краеведение, виртуальная экскурсия


На сегодняшний день формирование ценностного отношения к родному краю у младших школьников носит фрагментарный характер ввиду того, что является недостаточно изученной областью в программе начального общего образования. Насыщенность материалом на уроке и ограниченные рамки проведения урока не всегда позволяют ответить на краеведческие вопросы, которые возникают у обучающихся.

Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, основным содержанием духовно‑нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, которые лежат в основе целостного пространства духовно‑нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Базовые национальные ценности раскрываются в системе нравственных представлений. Одной из ценностей является любовь к своей малой родине [2; с.18].

Согласно ФГОС НОО идёт ориентация на становление личностных характеристик школьника, среди которых на первое место ставится следующая: "любящий свой народ, свой край, свою Родину"4; [с.24].

П.И.Пидкасистый дает следующее определение понятию «ценностные отношения». Ценностные отношения - это отношения человека к наивысшим ценностям, таким как «жизнь», «человек», «общество», «познание», «труд», но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «свобода» и «совесть» [3; с.336].

Для формирования ценностного отношения к малой Родине как ценности в системе воспитательной работы необходимо знать внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества.

Психолого-педагогическими компонентами являются:

  • когнитивный,
  • эмоциональный
  • мотивационно-поведенческий.

С учётом вышеперечисленных компонентов, проявление осмысления о ценности объектов родного края и проявление таких эмоций, как любовь и гордость за родной край, являются главным показателем того, что ценностное отношение к родному краю формируется.

В современных условиях для эффективной организации учебного и воспитательного процесса перед педагогом появляется задача поиска новых форм, методов и средств использования материала. Одной из эффективных форм интерактивного обучения и воспитательной работы являются виртуальные экскурсии. Они позволяют разнообразить и сделать урок или занятие интересным, а значит и более эффективным. Виртуальная экскурсия помогает реализовать принципы наглядности и научности, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы учащихся.

Педагогическим условием формирования ценностного отношения к родному краю может выступать проведение или разработка виртуальных экскурсий. Обратимся к определению виртуальной экскурсии Е.В.Александровой, которое трактуется, как организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов [1; с22.].

Виртуальная экскурсия обладает большим количеством плюсов: местом проведения является кабинет и не нужно покидать своего места, что экономит время, многократное использование материалами, доступны объекты для наблюдения и не зависит от погодных условий. Виртуальные экскурсии достаточно интересны, к тому же педагог самостоятельно подбирает материал, устанавливает маршрут и может менять содержание в соответствии с поставленной целью.

Для формирования ценностного отношения к родному краю при проведении виртуальных экскурсий необходимо разработать тематику. Эта тематика, безусловно, должна быть связана с объектами города. Для учеников Красноярска могут быть использованы следующие темы: «Парк флоры и фауны Роев Ручей», «Национальный парк «Столбы»», «Красноярская Гидроэлектростанция», «Памятник «Царь-рыба»» и др.

Главным компонентом формирования ценностного отношения к родному краю через виртуальную экскурсию является увлечённость детей. Младший школьник воспринимает окружающую его действительность весьма эмоционально, поэтому ценность к родному городу у него проявляются в чувстве восхищения своим городом. Именно эти чувства нужно вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным краем.

Ниже представлен пример воспитательного мероприятия в формате виртуальной экскурсии по теме «Национальный парк - Красноярские Столбы».

Тема: «Национальный парк – Красноярские Столбы».

Цель: формировать представление о краевой достопримечательности «Национальный парк – Красноярские Столбы».

Задачи:

  • способствовать формированию ценностного отношения к достопримечательности родного края «Национальный парк – Красноярские Столбы»;
  • организовать обучающихся на проведение фрагмента виртуальной экскурсии;
  • организовать обучающихся на создание интерактивной игры.

Ход виртуальной экскурсии

Деятельность учителя

Формируемые
психолого-педагогические компоненты

У: Приветствует участников экскурсии. Обозначает оригинальность занятия.
«Сегодня занятие пройдёт в необычной форме, мы отправимся на экскурсию. Это будет не обычная экскурсия, а виртуальная. Бывали ли вы когда-нибудь на виртуальной экскурсии?».

У: Сообщает о месте, которое будет рассматриваться в ходе виртуальной экскурсии. Рассказывает о дате возникновения и способах происхождения Столбов. Предлагает послушать две аудиозаписи, в которых повествуется о научной точке происхождения Столбов и легендах, связанных с возникновением Столбов.
«Ребята, мы с вами отправляемся в национальный парк «Красноярские Столбы». Кто из вас знает, что такое Столбы? Национальный парк «Столбы» – удивительный по красоте и разнообразию, потрясает масштабными и разнообразными ландшафтами, уникальной сибирской природой. Это старейший в России заповедник, создан в 1925 году по инициативе самих жителей для сохранения живописного уголка от варварской рубки леса и добычи природного камня. А что представляют собой сами Столбы, как объект? О том, как они образовались, вы узнаете, прослушав аудиозапись».

 

 

 

 

Когнитивный компонент формируется при прослушивании аудиозаписей и рассказа учителя, обучающиеся получают знания о возникновении Столбов

У: Обозначает задачи, которые обучающимся предстоит выполнить в ходе виртуальной экскурсии. Рассказывает о продукте, как результате посещения и проведения фрагмента виртуальной экскурсии.
«Ваша задача состоит в том, чтобы посетить виртуальную экскурсию и собрать информацию для образовательной интерактивной игры, которую вы будете создавать сами. Для этого вам потребуется выполнить ряд заданий. На выполнение каждого задания время ограничено».

 

У: Используя мультимедийный файл (презентация, фотографии, видео, Google-maps), обозначает первый объект и рассказывает исторические факты о нем.
«Наша первая остановка – первый столб и слоник. Это крупнейший и самый популярный Столб заповедника встречается первым – отсюда и его название. Высота 1-го Столба над подножием составляет 87 метров. Скала находится в окружении каменных россыпей (развалов), а ее подножие и часть поверхности покрывает разнообразная растительность. Масса скалы сложена из 9 огромных и множества мелких отдельностей, прорезана большим количеством трещин, щелей, сквозных пещер и обладает причудливыми формами.
В первый раз люди поднялись на вершину 1-го Столба в середине XIX века, а ныне по нему проложено более 50-ти маршрутов. Рядом с первым Столбом находится скала для начинающих столбистов. Это скала слоник. Слоник является своеобразным тренажером, на нем насчитывается 20 маршрутов (лазов, ходов) самой разной категории сложности. Впервые Слоник был покорен в 1886 году с помощью ствола дерева».

 

 

Когнитивный компонент выражается в изучении материалов об объекте совместно с учителем.

У: Раздаёт обучающимся карту территории Столбов, на которой схематично обозначены объекты Национального Парка. Даёт установку на задание.
«Подпишите на карте название Столбов, о которых вы сейчас узнали. Справа в прямоугольнике запишите самый интересный и важный, по вашему мнению, факт.
При самостоятельной деятельности при работе с картой территории проявляется эмоциональный компонент.

У: Используя мультимедийный файл (презентация, фотографии, видео, Google-maps), обозначает второй объект и рассказывает исторические факты о нем.
«Высота скалы составляет 40м. С нижних площадок левого «плеча» скала выглядит, как четко очерченный профиль бородатого деда в шапке-ушанке, что и послужило причиной происхождения ее названия. На «темени» Деда лежит камень, расколотый молнией в 1960 году. Эта скала – одна из самых знаменитых: ее фотографии и другие изображения давно разошлись по всему миру многотысячными тиражами».
У: Задаёт вопросы для обсуждения. Рассказывает о символе Красноярских Столбов, используя иллюстрации.
«А знаете ли вы, какое дерево является символом национального парка «Столбы»? Пихта является символом Красноярских Столбов. Вот пихта, и вот пихта».
У: Показывает иллюстрации пихт, которые отличаются друг от друга. Организовывает обсуждение участников через наводящие вопросы. Указывает причину поражения пихты.
«Почему они такие разные? К сожалению, в красноярском национальном парке «Столбы» ухудшается состояние лесного массива пихты сибирской. Предположите, почему это происходит?
Рассмотрите изображение пихты, на котором видны места поражения. Может, у вас есть предположения, кто это сделал?
Виной этому является опасный стволовой вредитель полиграф уссурийский. Он уже уничтожил большинство взрослых деревьев одной из основных пород заповедной территории. Поражено более 40 %. С квадратного дециметра одного зараженного ствола выходит до 90 жуков. Средней величины пихта дает 40—50 тысяч особей уссурийского полиграфа.
А как вы думаете, есть ли способ вылечить пихты? Какой? Единственный выход – сжечь больные деревья, но что будет, если это сделать?»

 

 

Когнитивный компонент выражается в изучении материалов об объекте совместно с учителем.

 

 

 

 

При указании на экологическую проблему, которая развивается в родном крае, учитель вызывает сопереживание у обучающихся, что является эмоциональным компонентом.

У: Дает установку на подготовку и проведение фрагмента виртуальной экскурсии.
«На территории Красноярских столбов существует еще большое количество объектов. Сейчас, вам предстоит побывать в роли экскурсоводов и провести фрагмент виртуальной экскурсии. Используя учебники, интернет, вам нужно подобрать материалы, проанализировать их, составить текст и провести фрагмент своей экскурсии. Работать вы будете в группах. Первая группа – Столб «Бабка и Внучка», вторая группа – Столб «Перья», третья группа – «Львиные ворота» и четвертая группа – Второй Столб.
На работу 25 минут».

При изменении ролей учителя и обучающихся, проявляется мотивационно- поведенческий компонент. Обучающиеся берут на себя ведущую роль.

У: После проведения фрагментов виртуальной экскурсии, учитель дает установку на создание интерактивной игры.
«Вы проделали большую работу, активно работали, узнали много нового. Завершением занятие будет создание интерактивной игры. Эта игра будет предназначена для любого ребёнка, и в том числе для детей, у которых нет возможности, чтобы посетить данное место по состоянию здоровья.
На ваших ноутбуках находится документ, в котором представлен шаблон интерактивной игры, который вы можете использовать. Шаблон содержит в себе элементы викторины, и специальные обозначения для добавления подсказки, чтобы пользоваться данной функцией, если ребёнок затрудняется ответить. Вы можете добавить свои элементы, которые вы придумаете для создания игры. Используя программу PowerPoint, создайте интерактивную игру, опираясь на материалы, которые вы сегодня подготовили и факты, о которых сегодня узнали».

Когнитивный компонент проявляется при работе с полученными знаниями и при поиске новой информации для создания интерактивной игры.

Мотивационно-поведенческий компонент проявляется при создании интерактивной игры, так как обучающиеся меняют роль ведущего на роль разработчика интерактивных игр.

У: После того, как обучающиеся представят созданные игры, учитель проводит эмоциональную рефлексию.
«Ребята, вам понравилась экскурсия? Что было самое интересное для вас? Чем значим и ценен «Национальный Парк Красноярские Столбы» для нашего родного края?»

Эмоциональный компонент проявляется при выражении своих эмоций. Обучающиеся делятся своими впечатлениями.

Ниже представлены фрагменты интерактивной игры, которые могут быть созданы обучающимися. (см. рис.1 и рис.2)

Рис. 1. Фрагмент интерактивной игры

Рис. 2. Фрагмент интерактивной игры

Таким образом, чтобы формировать ценностное отношение через виртуальные экскурсии, по нашему мнению, необходимо соблюдать следующий алгоритм работы:

Учитель организует экскурсию, ученики являются экскурсантами, получают знания об объектах (когнитивный компонент).

Ученики сами продолжают экскурсию в роли экскурсоводов, готовят материалы и проводят фрагмент (когнитивный компонент).

Ученики создают продукт-интерактивную игру по результатам экскурсии для использования другими учениками (эмоциональный компонент и мотивационно-поведенческий).

Систематическое использование данного алгоритма поможет формированию ценностного отношения к родному краю.

Целенаправленная работа в этом направлении станет основой для воспитания личности, которая способна проявлять ценностное отношение к родному краю и не только.

Список используемой литературы

  1. Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е.В.Александрова // Литература в школе. – 2010. – № 10. – С. 22.
  2. Данилюк А.Я., A.М.Кондраков, B.А.Тишков // Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / М.: «Просвещение» 2009. – 18с.
  3. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
  4. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009г. №373).