Воспитание дошкольника – дело командное

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Идея о том, что в основе процесса воспитания должна лежать коллективная работа берет начало во глубине веков. Еще мыслители прошлого подчеркивали роль гармоничного образования в вопросе развития личности. На наш взгляд, под гармоничным воспитанием должно пониматься всестороннее – теоретическое и практическое, не травмирующее, а раскрывающее потенциал ребенка воспитание. И ключевую роль здесь играет не только сам воспитатель, но и большая команда, стоящая за ним. Это и весь коллектив образовательного учреждения, и родители, и все теоретики, внесшие вклад в теорию образования, которой мы сейчас пользуемся – герои прошлого или ныне живущие. И наконец – сами дети.

Давайте разберем все эти пункты поподробнее. Разумеется, значение влияния педагога на дальнейшую жизнь ребенка в его первые годы сложно переоценить. Этот период жизни детей характеризуется особой восприимчивостью ко всему новому и также особой хрупкостью – как ментальной, так и физической. Поэтому в дошкольных образовательных учреждениях практикуются всесторонние техники и методики – обучающие занятия, физическая культура, театральные постановки и другие творческие мастер-классы, время для игр, прогулок и сна. За всем этим стоит большой штат профессионалов, чья деятельность может быть не всегда заметна, но всегда должна быть эффективна. Роль педагога в данном случае можно сравнить со штурманом, он выбирает определенный вектор, которому будет следовать команда и совместными усилиями они приходят к нужному результату.

Приведём пример – мы не случайно упомянули ментальную хрупкость детей в раннем возрасте. В нашем коллективе распространена методика «Волшебный телефон». Задача педагога, как штурмана, вовремя обнаружить тревогу или переживание, которое может мучать ребенка. Тогда он обращается к психологу и тот проводит ролевую игру – «звонит» ребенку от имени его любимого сказочного персонажа и проводит всю дальнейшую необходимую работу.

Другой важнейший член команды – семья – является основным институтом становления человека. На самом деле, именно родители являются первыми воспитателями для детей. Им также необходимо выбрать оптимальную методику и придерживаться определенных правил. И лучше всего, если их методика и методика педагога будут взаимосвязаны. Молодые семьи часто сами обучаются тому как быть родителем, уже в процессе устанавливают перед ребенком свои семейные правила, очень часто, не зная чего-то обращаются за помощью к педагогу. Или наоборот, никто не знает ребенка лучше, чем родители, поэтому вся информация, которую они передают о детях, очень важна. Для развития этих двусторонних отношений с родителями в своей работе мы практикуем досуговые формы общения – постановка совместных спектаклей, праздников, спортивно-массовых мероприятий для детей и многое другое.

И наконец, главные члены команды – сами дети. Воспитание – это всегда взаимодействие личности с личностью. Пускай педагог выступает активной стороной в этих отношениях, нельзя никогда забывать о том, что он работает с индивидуальностью. При этом каждую индивидуальность мы помещаем в коллектив. Это всегда бывает непросто. Личность требует простора, а коллектив сплоченности. Но общие цели, совместная работа и совместные игры всегда ведут к сплочению, делают из детей настоящую команду.