Тип урок: урока систематизации и обобщения знаний и умений.
Цель урока: обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Географическая карта», закрепить практические навыки работы с картой.
Методы: Побуждающий, поисковый.
Оборудование: Раздаточный материал: атласы, карточки с заданиями, мультимедийное оборудование (проектор, компьютер, экран).
Ход урока
Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок нам начинать пора.
На сегодняшнем уроке мы будем работать парами. В ходе выполнения заданий вы сами будете оценивать свою работу. За каждое задание вы должны поставить себе оценку. Если возникают затруднения в этом вопросе, то посоветуйтесь с товарищем.
Слайд 1
Внимание на экран.
Конфуций – древнекитайский мыслитель, в свое время сказал: «Учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятное?!»
Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку.
Внимательно прочитайте еще раз. Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
Молодцы!
Тема «Обобщение знаний по теме «Географическая карта».
А какова цель обобщающего урока?
Обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Географическая карта».
Задачи: Проверить знания основных понятий, закрепление практических навыков работы с картой.
Молодцы!
Я хочу пожелать вам удачи!
В мире есть четыре брата:
Север, Юг, Восток и Запад.
Братья эти - страны света,
Ну, а дом их - вся планета.
Отгадайте, о чем идет речь?
Правильно – это стороны горизонта.
Слайд 2. Внимание на экран. Ответьте на вопрос – на какой схеме основные стороны горизонта обозначены правильно?
Занесите свой ответ в оценочный лист.
Слайд 3Правильный ответ вариант б, оцените свой ответ.
Молодцы.
Справились с первым заданием. Но чтобы проверить, как вы запомнили расположение сторон горизонта, вам предстоит стать на время художниками. Вы немного порисуете.
В оценочных листах задание 2. Рисовать начинаете с точки, указанной на данном листе, а помогут вам стороны горизонта.
- 2 на восток
- 1 на на север
- 2 на восток
- 1 на север
- 1 на восток
- 5 на юг
- 7 на восток
- 2 на север
- 1 на восток
- 3 на юг
- 1 на запад
- 7 на юг
- 2 на запад
- 1 на север
- 1 на восток
- 3 на север
- 6 на запад
- 4 на юг
- 2 на запад
- 1 на север
- 1 на восток
- 3 на север
- 1 на запад
- 5 на север
- 3 на запад
- 2 на север
Что же у вас получилось?
Правильно – это собачка.
Слайд 4
Посмотрите на экран сравните его со своим рисунком и оцените свою работу.
Молодцы, вы замечательно справились с заданием.
А теперь предлагаю вам поработать с тестами на установление соответствия.
В оценочных листах это задание №3, вы будете записывать ответы.
1. Установи соответствие между видами карт и примерами карт.
1. общегеографическая |
А. карта растительности |
2. тематическая |
Б. физическая |
|
В. климатическая |
|
Г. топографическая |
А |
Б |
В |
Г |
2 |
1 |
2 |
1 |
2. Установи соответствие между видами масштаба и примерами.
1. численный |
А. в 1 см 500м |
2. именованный |
Б. 1: 10000 |
3. линейный |
В. |
1 |
2 |
3 |
Б |
А |
В |
3. Установите соответствие между видами масштаба и его значением.
1. численный |
А. 1:15 000 |
2. именованный |
Б. в 1 см – 20м |
|
В. в 1 см – 500м |
|
Г. 1: 100 000 000 |
А |
Б |
В |
Г |
1 |
2 |
2 |
1 |
4. Установите соответствие между обозначением объекта на карте и видом условного знака
1. месторождения полезных ископаемых |
А. знаки движения |
2. океаническое течение |
Б. значок |
3. неровности земной поверхности |
В. послойная окраска |
1 |
2 |
3 |
Б |
А |
В |
Поменяйтесь своими работами, проверяем.
Слайд 5–8
Оцените работу своих товарищей.
Прежде чем вы получите задания, давайте вспомним, что такое легенда карты? Легенда карты – это список или таблица условных обозначений на карте с разъяснениями их значения.
Молодцы!
Какие способы изображения на географических картах используются?
- качественный фон (применяется для изображения на картах объектов или явлений, имеющих сплошное распространение, значительную площадь – это есть цвет)
- знаки (применяются для изображения на картах объектов, имеющих небольшие размеры и точно определённое местоположение – города, полезные ископаемые
- изолинии ( линии на карте, соединяющие точки с одинаковыми значениями каких-либо величин – изогипсы (линии равных высот), изобаты (линии равных глубин), изотермы (линии равных температур воздуха), изобары (линии равных значений атмосферного давления).
- знаки движения (это стрелки на карте, применяемые для изображения географических явлений, для которых важной характеристикой является направление движения – направление морских течений, ветров.
Сделайте записи в оценочных листах в левой колонке задания №4/
Для того чтобы заполнить вторую колонку вам необходимо поработать с картами атласа, 1 вариант – с «Физической картой полушарий», 2 вариант – с «Картой океанов».
Проверяем и оцениваем свою работу.
Слайд 10
Молодцы!
У вас все замечательно получается. Но мне кажется, нам всем надо немного отдохнуть. Встаньте, пожалуйста.
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Садитесь, пожалуйста. Продолжим.
Задание 5
Работаем парами. У вас на столах атласы, откройте «Физическую карту России». Определите какой город находится от Санкт – Петербурга.
- на западе в 1086 км
- на севере в 1012 км
- на юго-востоке в 1073 км
- на юге в 1055 км
- на востоке в 544 км
- на юго-западе в 1031 км
- на северо-востоке в 561 км
И занесите свои ответы в оценочный лист.
Слайд 11
Проверяем и оцениваем работу.
Молодцы!
А теперь нам предстоит вспомнить термины темы «Географическая карта».
- Прибор, с помощью которого можно ориентироваться на местности (Компас)
- Точка на земной поверхности, через которую проходит воображаемая ось (Полюс)
- Условная линия, соединяющая полюса (Меридиан)
- Сторона горизонта, противоположная югу (Север)
- Определение своего местоположения относительно сторон горизонта (Ориентирование)
- Линии, соединяющие точки с одинаковыми глубинами (Изобаты)
- Величина дуги в градусах от начального меридиана к востоку или западу до заданной точки (Долгота)
- Угол, между направление на север и на какой-либо предмет местности (Азимут)
- Чертеж, изображающий небольшую часть земной поверхности в уменьшенном виде, с помощью условных знаков (План)
- Особый вид карты с изображением очертаний географических объектов (Контурная)
- Единица измерения масштабов (Сантиметр)
- Модель земного шара (Глобус)
- Самая длинная параллель (Экватор)
Слайд 12-24
А сейчас вам предстоит поставить итоговую оценку.
Рефлексия
Если вернуться к эпиграфу и обратить внимание на его ключевые слова: учиться, повторять, приятно – давайте ответим на вопрос: «Нам приятно было сегодня общаться?
А почему? (мы учились, повторяли, общались)
И мне было приятно с вами общаться. Спасибо за урок!