Игра-соревнование "Охота за сладостями" на Масленицу

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: Масленица, обрядовые праздники


Цель: проведение современного познавательно-развлекательного мероприятия на основе традиций русского народа; возрождение интереса к русской культуре – обрядовым народным праздникам.

Задачи:

  • Познакомить с традициями празднования Масленицы.
  • Развитие внимания, ловкости, быстроты, координации.
  • Развитие умения работать в команде.
  • Создание благоприятной атмосферы для развития творческих способностей учащихся.

Игра проводится в большом помещении (актовый или физкультурный зал), чтобы была возможность свободного перемещения. По противоположным сторонам ставятся стулья или скамейки для двух команд. Зал предварительно украсить связками воздушных шаров, картинками, надписями.

Для проведения игры нужны ведущий (обязательно взрослый) и его помощники – ряженые (4 пятиклассника), которые читают стихи о Масленице и помогают проводить конкурсы – организовывать ребят и вести подсчёт очков.

У ведущего на 2 подносах находятся 2 блина (это бумажные блины, которые разрезаны «снежинкой» на 8 частей. С обратной стороны на карточках наклеены буквы: С, А, М, О, В, А, Р (+ 1 пустая карточка). Дети букв не видят (на них смотрит только лицевая сторона).

Правила игры

В случае победы в конкурсе (а их всего 7) один участник команды берёт со своего подноса 1 карточку. Это будет являться подсказкой для слова, которое соберёт команда в конце игры. Может попасться и «пустышка». Значит, на одну подсказку будет меньше. Можно сказать, что просто не повезло.

Ведущий:

Встречаем Масленицу
Звонкой, яркой, голосистой,
Вкусной, сладкой, маслянистой,
Пришёл Масленице срок,
Всем блинов наесться впрок!
С зимушкой простимся,
С весной повеселимся!

На Масленицу не принято скучать и печалиться. Вот и сегодня мы собрались не просто так на ВСТРЕЧУ Масленицы – веселиться будем с пользой. Силушку покажем да вкусный клад отыщем. Представляю 2 команды: «Медок» и «Огонёк». Вам предстоит пройти ряд испытаний и постараться первыми добраться до заветного клада.

Озвучиваются правила игры.

1 ряженый:

Здравствуй, Масленица!
Здравствуй, Веселуха!
Здравствуй, Масленица,
Наша Объедуха!
Одари снегами,
Угости Блинами.
На недельку к нам явись,
Празднично принарядись!
Песни мы тебе споём
Да на санках повезём!

Ведущий объявляет начало 1 конкурса.

1 конкурс «Поехали!»

Понадобятся карточки – плотные альбомные листы с наклеенными буквами: К,А,Р,У,С,Е,Л,Ь (важно заранее их перемешать, чтобы дети не могли прочитать слова -карусель-). Буквы крупные, чтобы зрителям было хорошо видно. У каждой команды буквы своего цвета (например, красные и зелёные). Для этого конкурса приглашаются по 7 человек с каждой стороны. Каждый участник берёт по одной букве и держит её постоянно (белой стороной к себе, буквой – к зрителю). Меняться карточками с кем-либо из команды нельзя.

Водящий загадывает слова. Участники команды, выстраиваясь в ряд слева направо, показывают буквами отгадку. Ведётся подсчёт правильных ответов на скорость. Каждая команда выстраивается возле скамейки соперников, чтобы не было подсказок (со стороны других участников своей команды).

  1. У капитана штурвал. 
    У водителя … . (РУЛЬ)

  2. Весной веселит,
    Летом холодит,
    Осенью питает,
    Зимой согревает. (ЛЕС)

  3. Ползёт наоборот –
    Задом наперёд.
    Всё под водой
    Хватает клешнёй. (РАК)

  4. Есть у сома, у кита, у кота. Отгадка в ед.ч. (УС)

  5. Чем покрыта спичка? (СЕРА)

  6. Возглас заблудившегося в лесу. (АУ)

  7. Не конь, а бежит,
    Не лес, а шумит. (РЕКА)

  8. На олене, на коне
    Хорошо кататься мне!
    Не по лесу, не по лугу,
    Еду я по чудо-кругу. 
    Я скачу, я лечу,
    Я в восторге хохочу! (КАРУСЕЛЬ)

Победившая команда выбирает букву со своего подноса.

2 ряженый:

Разыгралась детвора –
Прочь скорее со двора!
На саночках катаемся,
В снежки с тобой играемся!
Парни, девки, стар и млад –
Веселиться всякий рад!

 – А как назывался второй день Масленицы? (ЗАИГРЫШ)

2 конкурс «Снежки»

Понадобятся снежки (мягкие тканевые с наполнителем или скомканные листы бумаги), верёвка, которую нужно растянуть по центру зала (параллельно сидящим). Не забыть про весёлое музыкальное сопровождение.

Ведущий: В течение 1 минуты по команде нужно перебрасывать снежки на сторону противника. Кто больше перебросит снежков за верёвку, тот и побеждает.

Победившая команда выбирает букву.

3 ряженый:

Пряников медовых,
Блинных гор пудовых!
Блин поменьше, блин большой
В рот кидай себе любой!

1 вариант проведения

3 конкурс «С чем едят блины?» (для 1-2 классов)

Составление слов из букв, которые находятся в конверте (не по порядку, хаотично). Нужно 2 комплекта карточек 5см на 5 см с чёрными буквами (первая буква выделяется другим цветом). Слова могут быть такими: Т,В,О,Р,О,Г, В,А,Р,Е,Н,Ь,Е, С,М,Е,Т,А,Н,А, С,Г,У,Щ,Ё,Н,К,А, И,К,Р,А и т.д. Участникам нужно чётко выкладывать слова друг под другом. Делать это можно прямо на полу. Дети садятся так, как им удобно. Кто больше соберёт слов за 1 минуту, тот и побеждает, хотя может быть и ничья. В этом случае обе команды берут по букве-подсказке.

2 вариант проведения

3 конкурс «Как раньше называли Масленицу?» (для 3-4 классов)

– Как раньше называли Масленицу?

В этом случае за 1 минуту нужно собрать из букв всего одно слово -М,Я,С,О,П,У,С,Т- (важно, что начальная буква не выделяется). Возможно, что участники не дадут правильного ответа. Тогда стоит озвучить данную информацию.

Празднуют Масленицу на последней неделе перед Великим постом, который длится семь недель. Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты ещё можно употреблять – вот и пекут блины масленые. Первоначально Масленицу называли Мясопустом, а позже Сырной неделей.

4 ряженый:

Крепость во дворе стоит,
И вокруг народ кипит:
Бой  не на шутку,
И бой здесь всерьёз,
Даже не страшен сильный мороз!
Стенка на стенку, кряхтят мужики –
Чешутся видно у них кулаки.

– Как назывался четвёртый день Масленицы? (ШИРОКИЙ четверг)

4 конкурс «Кто кого?»

Понадобится верёвка и музыкальное сопровождение. На полу выкладывается круг. В центре круга оказываются 2 соперника (можно использовать всех участников, можно только мальчиков). Дети одной рукой держат согнутую ногу, вторую руку прячут за спиной. Наскакивая таким образом на соперника, важно вытолкнуть его за круг, чтобы победить.

Ведётся подсчёт очков.

Победившая команда выбирает букву.

1 ряженый:

Перед пятницей в четверг
Тёще зять откроет дверь.
Та несёт сковороду, кадку –
Дабы поутру
Зять блинов напёк ей горку –
Будет та хвалить Егорку.
«Теперь буду год я ждать,
Чтоб у зятя побывать!»

– Кто скажет, какое название носит пятый день Масленицы? (ТЁЩИНЫ ВЕЧОРКИ)

5 конкурс «Сытный»

Для каждой команды приготовить плотную папку, листы бумаги, несколько простых карандашей для записи, секундомер.

Составить за определённое время (3 минуты) список песен, где есть слова, обозначающие продукты, еду, напитки. Внимание! Название спиртных напитков использовать нельзя.

Представители команд должны обязательно спеть нужную строчку. Побеждает тот, кто подберёт и споёт больше песен.

Победившая команда выбирает букву.

2 ряженый:

Незамужние заловки
Бойки, веселы и ловки.
Славно гостя привечали,
Им за то подарки дали.
Оттого и веселы –
Знать понравились дары!

– Суббота на Масленицу носила название ЗАЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ.

6 конкурс «Угадай предмет»

Нужно определить, какой предмет загадал водящий. В конверте у него находится слово-дублёр (например, -свисток-).

–  Мой зоркий глаз видит предмет на букву С (буква может быть иной).

Команды поочерёдно называют слова, находящиеся в зале на эту букву до тех пор, пока слово не будет угадано.

Вариант: Мой зоркий глаз видит предмет синего цвета (для детей 1 класса).

Победившая команда выбирает букву.

3 ряженый:

Надоела нам зима,
Не уходит прочь сама!
Значит, надо её гнать –
Будем чучело сжигать
И ещё просить прощенье
У людей на воскресенье.

7 конкурс «Снежинки»

(нужны 4 плотные картонки-снежинки или плоские ледянки, 2 кегли, 2 верёвки)

Задача игроков – от верёвки, переступая по снежинкам, пройти до кегли, коснуться рукой. Затем таким же способом вернуться обратно. Чья команда сделает это быстрее, та команда и побеждает.

Победившая команда выбирает букву.

Внимание!

После 7 конкурса командам озвучивается информация о предмете, изображение которого находится в школе (приклеить картинку на стену). Можно прикрепить несколько картинок, чтобы и вторая команда имела возможность найти отгадку.

Участники слушают подсказки и используют выигранные буквы. Как только дети догадались, о чём идёт речь, начинают поиск предмета.

Картинку нужно обязательно вернуть водящему. В качестве приза за найденный предмет дети получают мешок шоколадок (для команды победителей) и мешок конфет (для побеждённых). Можно никого не выделять и всем вручить большую тарелку с блинами.

– Изображение этого предмета вы должны отыскать в нашей школе и вернуть его мне.

Подсказки: (о самоваре)

Читать с паузами после каждого пункта.

1) Символ семейного очага, уюта, дружеского общения.

2) Наличие его свидетельствовало о материальном достатке.

3) Большей частью медный… (с трубой и жаровней внутри).

4) Старинный водогрейный сосуд.  

5) Был необходим и в императорской семье, и в доме аристократа, и в трактире или чайной для небогатого городского люда.

Ведущий:

Всем спасибо за вниманье,
За поддержку и старанье.
Рада слышать детский смех.
Пусть найдёт награда всех!

(Награждение команд)