Реализация проекта «Развитие функциональной грамотности школьников в МБОУ «Гимназия № 10 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»»

Разделы: Администрирование школы

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: Функциональная грамотность


Современные исследования в области образования доказали, что школа сейчас может дать сильные предметные знания, но она, к сожалению, не учит применять данные знания в реальных, жизненных ситуациях.

В связи с этим возникает вопрос: способны ли выпускники школы дать ответ вызовам завтрашнего дня, уверенно действовать, эффективно решать задачи в повседневной реальной жизни, самостоятельно учиться, переучиваться, адаптируясь к новым нестандартным ситуациям?

Чтобы ответить на все эти вопросы утвердительно, необходимо развивать у учащихся функциональную грамотность.

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (по определению советского и российского лингвиста и психолога А.А.Леонтьева).

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. Очень важно не только закончить школу, но и уметь пользоваться полученными знаниями.

Презентация

С чем же связан низкий уровень функциональной грамотности школьников? Можно перечислить основные причины этого:

  • недостаточная практическая ориентированность содержания образования по учебным дисциплинам, их оторванностью от реалий окружающей жизни;
  • перегруженность программ и учебников;
  • недостаточное внимание к формированию общеучебных, прикладных и интеллектуальных умений;
  • недостаточное внимание к формированию и развитию способности учащихся к осмыслению информации разного содержания и формы, ее оценке и использованию для разрешения различных ситуаций, близких к реальным.

Именно поэтому появилась необходимость разработки и реализации дорожной карты по формированию функциональной грамотности школьников. В МБОУ «Гимназия № 10 г. Зеленодольска Республики Татарстан» такая карта появилась в ноябре 2020 года. Цель проекта - определение актуальных проблем ворганизации современных подходов по формированию функциональной грамотности школьников и возможных путей их решения в реальной педагогической практике.

Задачи проекта:

  • определить основные требования к организации работы по формированию функциональной грамотности школьников;
  • повысить интерес педагогов к учебно-воспитательной работе по формированию функциональной грамотности школьников через повышение уровня самообразования, изучения и внедрения новых образовательных технологий;
  • разработать методические рекомендации к проектированию и проведению уроков, направленных на развитие функциональной грамотности школьников.

Ожидаемые результаты проекта:

  • разработка модели формирования функциональной грамотности педагогами школы;
  • создание банка заданий для формирования функциональной грамотности школьников;
  • повышение уровня развития функциональной грамотности.

Этапы реализации проекта МБОУ «Гимназия № 10 ЗМР РТ»:

  1. Подготовительный этап - ноябрь-декабрь 2020г.
  2. Основной этап - январь-ноябрь 2021г.
  3. Этап рефлексии - декабрь 2021г.

Несмотря на то, что данный проект в гимназии реализуется совсем недавно, за 2 месяца работы над проектом были проведены следующие мероприятия:

  • Методический совет на тему “Реализация “Дорожной карты по формированию и оценке функциональной грамотности школьников”
  • Заседание школьных методических объединений по разработке планов работы по реализации “Дорожной карты по формированию и оценке функциональной грамотности школьников”
  • Педагогический совет на тему “Формирование и оценка функциональной грамотности школьников”

Были внесены изменения в следующие основные документы:

  • основные образовательные программы
  • годовой план работы
  • тема методической работы гимназии
  • темы самообразования педагогов
  • план ВШК
  • технологические карты уроков.

Нормативно-правовой базой по реализации проекта являются следующие документы:

  • Приказ «О создании рабочей группы с целью реализации плана мероприятий по формированию ЧГ обучающихся и исключению рисков ученической неуспеваемости».
  • Приказ «Об утверждении на 2020-2021 учебный год плана мероприятий, направленных на формирование ФГ и исключению рисков ученической неуспеваемости».
  • Приказ «Об утверждении «Дорожной карты» по обеспечению процесса перехода к формированию и оценке ЧГ».
  • Приказ «О внесении корректировок в ООП ООО, рабочие программы по предметам».
  • Приказ «О реализации в рамках внеурочной деятельности курса «Читательская грамотность» (4-9 классы)»
  • Приказ «Об утверждении индивидуального образовательного маршрута учителя с целью реализации плана мероприятий по формированию ЧГ обучающихся»
  • Приказ «Об утверждении графика заседаний ШМО по формированию ЧГ обучающихся».
  • Приказ «О поощрении учителя, активно участвующего в реализации плана мероприятий по формированию ЧГ».

На этапе рефлексии запланированы следующие мероприятия:

  • проведение диагностики с целью мониторинга уровня сформированности разных видов компетенций в рамках развития ЕНГ гимназистов;
  • обобщение инновационного опыта педагогов гимназии и представление опыта на заседании городского методического объединения естественно-научного цикла;
  • проведение диагностики ожиданий педагогов от реализации плана, внесение корректировки в рабочие программы;
  • формирование отчета по итогам обобщающего этапа.