Современные исследования в области образования доказали, что школа сейчас может дать сильные предметные знания, но она, к сожалению, не учит применять данные знания в реальных, жизненных ситуациях.
В связи с этим возникает вопрос: способны ли выпускники школы дать ответ вызовам завтрашнего дня, уверенно действовать, эффективно решать задачи в повседневной реальной жизни, самостоятельно учиться, переучиваться, адаптируясь к новым нестандартным ситуациям?
Чтобы ответить на все эти вопросы утвердительно, необходимо развивать у учащихся функциональную грамотность.
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (по определению советского и российского лингвиста и психолога А.А.Леонтьева).
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. Очень важно не только закончить школу, но и уметь пользоваться полученными знаниями.
С чем же связан низкий уровень функциональной грамотности школьников? Можно перечислить основные причины этого:
- недостаточная практическая ориентированность содержания образования по учебным дисциплинам, их оторванностью от реалий окружающей жизни;
- перегруженность программ и учебников;
- недостаточное внимание к формированию общеучебных, прикладных и интеллектуальных умений;
- недостаточное внимание к формированию и развитию способности учащихся к осмыслению информации разного содержания и формы, ее оценке и использованию для разрешения различных ситуаций, близких к реальным.
Именно поэтому появилась необходимость разработки и реализации дорожной карты по формированию функциональной грамотности школьников. В МБОУ «Гимназия № 10 г. Зеленодольска Республики Татарстан» такая карта появилась в ноябре 2020 года. Цель проекта - определение актуальных проблем ворганизации современных подходов по формированию функциональной грамотности школьников и возможных путей их решения в реальной педагогической практике.
Задачи проекта:
- определить основные требования к организации работы по формированию функциональной грамотности школьников;
- повысить интерес педагогов к учебно-воспитательной работе по формированию функциональной грамотности школьников через повышение уровня самообразования, изучения и внедрения новых образовательных технологий;
- разработать методические рекомендации к проектированию и проведению уроков, направленных на развитие функциональной грамотности школьников.
Ожидаемые результаты проекта:
- разработка модели формирования функциональной грамотности педагогами школы;
- создание банка заданий для формирования функциональной грамотности школьников;
- повышение уровня развития функциональной грамотности.
Этапы реализации проекта МБОУ «Гимназия № 10 ЗМР РТ»:
- Подготовительный этап - ноябрь-декабрь 2020г.
- Основной этап - январь-ноябрь 2021г.
- Этап рефлексии - декабрь 2021г.
Несмотря на то, что данный проект в гимназии реализуется совсем недавно, за 2 месяца работы над проектом были проведены следующие мероприятия:
- Методический совет на тему “Реализация “Дорожной карты по формированию и оценке функциональной грамотности школьников”
- Заседание школьных методических объединений по разработке планов работы по реализации “Дорожной карты по формированию и оценке функциональной грамотности школьников”
- Педагогический совет на тему “Формирование и оценка функциональной грамотности школьников”
Были внесены изменения в следующие основные документы:
- основные образовательные программы
- годовой план работы
- тема методической работы гимназии
- темы самообразования педагогов
- план ВШК
- технологические карты уроков.
Нормативно-правовой базой по реализации проекта являются следующие документы:
- Приказ «О создании рабочей группы с целью реализации плана мероприятий по формированию ЧГ обучающихся и исключению рисков ученической неуспеваемости».
- Приказ «Об утверждении на 2020-2021 учебный год плана мероприятий, направленных на формирование ФГ и исключению рисков ученической неуспеваемости».
- Приказ «Об утверждении «Дорожной карты» по обеспечению процесса перехода к формированию и оценке ЧГ».
- Приказ «О внесении корректировок в ООП ООО, рабочие программы по предметам».
- Приказ «О реализации в рамках внеурочной деятельности курса «Читательская грамотность» (4-9 классы)»
- Приказ «Об утверждении индивидуального образовательного маршрута учителя с целью реализации плана мероприятий по формированию ЧГ обучающихся»
- Приказ «Об утверждении графика заседаний ШМО по формированию ЧГ обучающихся».
- Приказ «О поощрении учителя, активно участвующего в реализации плана мероприятий по формированию ЧГ».
На этапе рефлексии запланированы следующие мероприятия:
- проведение диагностики с целью мониторинга уровня сформированности разных видов компетенций в рамках развития ЕНГ гимназистов;
- обобщение инновационного опыта педагогов гимназии и представление опыта на заседании городского методического объединения естественно-научного цикла;
- проведение диагностики ожиданий педагогов от реализации плана, внесение корректировки в рабочие программы;
- формирование отчета по итогам обобщающего этапа.