Технология сотрудничества на уроках в начальной школе не является новой, её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии.
У каждого из нас есть свой любимый способ обучения и любимый стиль работы. Кто-то относится к ученикам-зрителям.., других можно назвать «аудиоучениками»… Кто-то «печатно ориентирован»: учится, читая книги. Кто-то «интерактивен»: учится, взаимодействуя с другими.
Что такое сотрудничество?
Какова же главная идея обучения в сотрудничестве?
Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.
Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!
Психологи, изучающие данный подход к обучению, давно заметили, что, если оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то мотивация у всех учащихся гораздо выше, чем в традиционных классах.
"Работа в группах, кроме всего прочего", - говорит одна из учениц, - "позволяет мне научиться общаться с людьми, что очень полезно в жизни".
Обучение в сотрудничестве предусматривает все уровни общения, опирается на них. Практически, это обучение в процессе общения, общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт. Это социальное общение, поскольку в ходе общения учащиеся поочередно выполняют разные социальные роли - лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д.
Учитель приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль - роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта, накопленного человечеством. Он должен помочь ученикам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы.
Общие правила организации групповой работы
При построении групповой работы необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя мелочей, не пытаясь перейти к сложному до проработки простейшего. Как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как обычно), а на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи. Без проработки всех этих "ритуалов" взаимодействия до автоматизма невозможно организовать более сложные формы совместной работы учащихся.
На примере своей работы мы поняли, что по-настоящему образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2-3 ошибок. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку (например, неверно составленную схему), а ход взаимодействия.
Типичные ошибки взаимодействия мы советуем обыграть, даже если их еще не было в классе. По крайней мере, две-три сценки "неверного" общения учителю стоит показать классу (можно это сделать на куклах или с кем-то из взрослых).
Во-первых, это типичный детский спор по схеме: "Нет, я прав!", "Нет, я!" (с возможным переходом к взаимным оскорблениям). Посмеявшись над такой сценкой, класс начинает формировать общественное мнение: "Так общаться смешно и глупо" - и легко выводит конструктивное правило: "Свое мнение надо не навязывать, а доказывать". Стоит разыграть и высмеять отношения ученика, который во всем уверен, не интересуется ничьим мнением и все делает так, как хочет, и его соседа, который сам ничего делать не желает и рад, когда за него действуют другие. Выход из таких отношений подскажут сами дети: "Обязательно спрашивай у товарища его мнение". Негативные образцы помогают классу не только интуитивно нащупать, но и вывести, осознать нормы и правила взаимодействия, предотвратить обиды и другие неприятности, перевести ссору в интеллектуальный спор.
В результате таких разборов дети учатся оценивать свою работу: что получилось, что не получилось, почему, что нужно было сделать, чтобы успешно справиться с поставленной перед группой задачей, сумели ли дети друг с другом договориться, прийти к единому мнению, что важнее - сделать все правильно и быстро или сделать все по-честному?
Как объединять детей в группы?
1) На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.
2) Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения. Это наиболее часто встречающийся способ, особенно, если постоянная группа (т.е. по месту, занимаемому в классе)
3) Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых
Например: отработка навыков чтения: учитель читает текст вслух - дети следят. Затем все одновременно читают вслух вместе с учителем. После этого начинается работа в парах. Каждый ученик читает вслух товарищу, а затем выслушивает его чтение. В результате интенсивность тренировки в чтении вслух возрастает в несколько раз. Чтение в парах даёт возможность каждому ученику прочитать самостоятельно весь текст, а не отдельные предложения; один раз каждый слушал, как читает учитель, затем читал вместе с учителем, один раз слушал своего товарища и один раз читал весь текст вслух товарищу.
На уроках русского языка - взаимодиктанты. Каждому ученику даётся карточка с определенным набором словарных слов.
Все ученики рассаживаются парами и приступают к работе:
1) первый ученик из пары читает текст
Итак, применяя на практике технологию учебного сотрудничества, мы убедились в огромных возможностях этого метода обучения.
Во-первых, совместная деятельность влияет на характер межличностных отношений в классе, что положительно отражается на сплоченности коллектива учащихся.
Во-вторых, в процессе совместной деятельности происходит индивидуальное развитие каждого ребенка:
- дети готовы действовать даже в самых рискованных условиях, требующих поиска новых способов действия, так как, находясь в группе (в классе), где им комфортно, уютно, они чувствуют себя защищенными, уверенными в успехе;
- растет познавательная активность и творческая самостоятельность каждого ученика, так как возникает необходимость постоянного обмена мнениями;
- снимаются многие дисциплинарные трудности, потому что у детей, вовлеченных в совместную деятельность, заинтересованных в достижении успеха, не остается времени на дисциплинарные нарушения;
- ученики приобретают важнейшие социальные навыки: они учатся выслушивать мнения одноклассников, учатся быть тактичными, ответственными.
Все это положительно сказывается и на усвоении учебного материала: дети более глубоко понимают усваиваемый материал, приучаются анализировать учебные ситуации, у них качественнее отрабатываются действия моделирования, формируются действия контроля и оценки.
Заключение
В чем же заключаются положительные моменты групповой работы?
1) Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.
2) Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию. В связи с этим нужно помнить о зоне ближайшего развития, т.е. не предлагать детям работу для контроля знаний, если тема еще не усвоена или качественно не отработана.
3) Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же - повышается творческий потенциал.
4) Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике. Дифференцируется не только работа в классе, но и домашняя.
5) При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника. Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления - контролировать. Только в этом случае учитель может дать оценку работе.
Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.