Цель урока: способствовать формированию первоначального представления о взаимодействии человека и природы, влиянии природы на здоровье и эмоциональное состояние человека; создать условия для выведения правила поведения в природе, опираясь на опыт учеников.
Задачи:
- Сформировать у учащихся представления о роли леса в природе и жизни людей, представления об охране леса.
- Развивать мышление, внимание, память, познавательную активность учащихся.
- Воспитать чувство любви к природе, бережное отношение к ней.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, интерактивная доска.
Планируемые результаты:
Предметные: определяют способы взаимодействия человека и природы, влияние природы на здоровье и эмоциональное состояние человека; формируют правила поведения в природе.
Личностные: осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности за сохранение ее природы.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: обще учебные- осуществляют поиск необходимой информации в окружающей природе; логические- умеют осуществлять анализ объектов с выделением признаков.
Коммуникативные: умеют работать коллективно, в паре, контролировать действие партнера.
Характеристика этапов урока.
Этап урока | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. Самоопределение к деятельности. Орг. Момент. |
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. -Мы сюда пришли учиться, - Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь , что урок пройдёт интересно и увлекательно, хорошее настроение не покинет вас на уроке и вы подниметесь на следующую ступеньку в познании окружающего мира. -Окружающий нас мир |
Психологический настрой. |
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний и постановка учебной задачи. |
1. Минутка синоптика. 2.Проверка знаний на тему « В сосновом лесу». 1.Какое светолюбивое растение можно встретить в сосновом лесу? (сосна) 2.Вспомните засухоустойчивое растение , которое растет в лесу? (очиток) 3.Какую птицу можно встретить в лесу, расскажите о ней? (дятел) Выдвигает проблему: 3. Анаграмма - Что, по-вашему означает «Берегите лес!»? - Исходя из этого, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? - Сегодня на уроке мы будем говорить о том, что значит беречь лес и для чего это нужно. Сегодня будем рассуждать, |
Ученик говорит о погоде. Ответы детей. Ученики разгадывают анаграмму. Предлагают свои варианты ответа. Ученики отвечают на вопрос. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости конкретных условий; |
3. Поиск решения. Совместное открытие новых знаний. |
1. Беседа : Рассмотрите фотографии с природой. Как красив русский лес. -Что даёт нам лес? -Лес называют «фабрикой» чистого воздуха. В лесном воздухе много кислорода. Растительность, окружающая населенные пункты, является мощным «санитаром», фильтром воздуха, очищает его от пыли и вредных газов. -Лес дает ценный строительный материал- бревна, доски. Из дерева изготавливают мебель, спички, карандаши. Бумага, книги- это тоже все сделано из дерева. -Лес снабжает человека грибами, ягодами, мясом птиц и зверей. Мех лесных животных идет на изготовление теплой одежды. В лесах много растений, из которых делают всевозможные лекарства 2. Синквейн «Лес» 3. Проект Просит выступить ученика, который получил опережающее задание с проектом «Беды леса - Экологические проблемы ». -Что является причиной гибели растений и животных на Земле? -Какой вред им приносит человек? (На доске записываются проблемы) -Чтобы спасти все живое, человек должен принимать меры, которые способствуют спасению животных и растений. Необходимо правильно вести себя в природе. - Что мы можем сделать, чтобы сохранить лес? - Какой вклад в увеличении лесных богатств мы можем внести? |
Ученики рассматривают фотографии леса. Ответы детей. Ученики составляют Синквейн. Ученик защищает проект и задаёт вопросы учащимся. Ребята отвечают на вопросы. Ответы учеников( помогать высаживать молодые деревья, убирать мусор , огораживать муравейники, подкармливать лесных обитателей) и др. |
Познавательные: осмысление понятий связанных с данной темой, работа с информацией. Коммуникативные умение выражать свои мысли, владение формой речи. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. |
Работа в группах. |
Предлагает задание в группах. 1.карточка. 2 карточка. 3 карточка. 4 карточка |
Выполняют работу в группах на карточках. 1й вариант пишут правила 2й вариант рисует знак |
Регулятивные: -формирование умения принимать и сохранять учебную цель. -формирование умения планировать свою деятельность. -формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия. Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья. |
4.Физ.минутка |
Показывает действия учащимся |
Выполняют физические упражнения. |
Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья. |
5. Первичное закрепление. |
1.Чтение учебника. - А теперь давайте прочитаем в учебнике на стр.50, что нам хотят сообщить о лесе. 2.Ответы на вопросы. -Давайте ответим на вопросы в конце текста: 1. Почему лес нужно беречь? 2. Что может вызвать пожар в лесу? Если в лесу оставить стекло в жаркую летнюю погоду, это может привести к пожару. Т.к стекло отражает солнечные лучи, и от солнечного зайчика могут загореться сухие сучья. -Давайте прочитаем памятку на стр.51 о поведении в лесу. -Ребята, рассмотрите рисунки и скажите , на каком из них дети поступают правильно, объясни свой ответ. - Послушайте рассказ Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой». - Чьё поведение в лесу вы считаете правильным? |
Один ученик читает. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания. Внимательно слушаю учащихся. Читает один ученик. Выполняют задание учителя.
Ученики слушают аудио рассказ. |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, прогнозирование своих действий. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство. |
6.Самостоятельная работа. |
Организует самостоятельную работу в рабочей тетради, осуществляет индивидуальный и выборочный контроль, побуждает к высказыванию своего мнения. Дает комментарий к заданию. |
Работают самостоятельно. |
Регулятивные: Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья. |
7.Включение в систему знаний и повторение. Проект . Работа в парах. |
1.Проект. Просит ученика, который подготовил проект по теме выступить и защитить его «Берегите лес». 2.Тест. - А сейчас проверим, насколько хорошо вы всё запомнили. Вам предстоит поработать в парах, ответить на вопросы теста, подчеркнуть правильный ответ. |
Выступление ученика. Остальные внимательно слушают. |
Коммуникативные: составляют небольшие высказывания, приводят убедительные доказательства., точно выражают свои мысли. |
8.Подведение урока. Рефлексия деятельности Оценки за урок |
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. -Какую задачу ставили на уроке? -Удалось решить поставленную задачу? -Каким способом? -Как ты оцениваешь свою работу? Составление кластера «Правила поведения в лесу» |
Анализируют свою работу на уроке и оценивают её. Соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Ребята на зелёных листочках записывают правила и прикрепляют к дереву. |
Личностные: самоконтроль, устанавливание связи между целью и результатом. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: вместе с учителем и одноклассниками давать оценку своей работе. |
9.Информация о домашнем задании. |
Д/з прочитать стр. 50-51. Желающие могут нарисовать рисунок «Берегите лес!» |
Записывают домашнее задание. |
Познавательные: построение самостоятельного процесса поиска. |