Технологическая карта урока по окружающему миру "Берегите лес!"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: технологическая карта, окружающий мир


Цель урока: способствовать формированию первоначального представления о взаимодействии человека и природы, влиянии природы на здоровье и эмоциональное состояние человека; создать условия для выведения правила поведения в природе, опираясь на опыт учеников.

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся представления о роли леса в природе и жизни людей, представления об охране леса.
  2. Развивать мышление, внимание, память, познавательную активность учащихся.
  3. Воспитать чувство любви к природе, бережное отношение к ней.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, интерактивная доска.

Планируемые результаты:

Предметные: определяют способы взаимодействия человека и природы, влияние природы на здоровье и эмоциональное состояние человека; формируют правила поведения в природе.

Личностные: осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности за сохранение ее природы.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: обще учебные- осуществляют поиск необходимой информации в окружающей природе; логические- умеют осуществлять анализ объектов с выделением признаков.

Коммуникативные: умеют работать коллективно, в паре, контролировать действие партнера.

Характеристика этапов урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Самоопределение к деятельности.

Орг. Момент.

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.

-Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.

- Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь , что урок пройдёт интересно и увлекательно, хорошее настроение не покинет вас на уроке и вы подниметесь на следующую ступеньку в познании окружающего мира.

-Окружающий нас мир
Интересно познавать.
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать!

Психологический настрой.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

1. Минутка синоптика.

2.Проверка знаний на тему « В сосновом лесу».

1.Какое светолюбивое растение можно встретить в сосновом лесу? (сосна)

2.Вспомните засухоустойчивое растение , которое растет в лесу? (очиток)

3.Какую птицу можно встретить в лесу, расскажите о ней? (дятел)

Выдвигает проблему:

3. Анаграмма

- Что, по-вашему означает «Берегите лес!»?

- Исходя из этого, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

- Сегодня на уроке мы будем говорить о том, что значит беречь лес и для чего это нужно.

Сегодня будем рассуждать,
Спорить и доказывать,
Лес мы будем защищать
И всё о нём рассказывать.

Ученик говорит о погоде.

Ответы детей.

Ученики разгадывают анаграмму.

Предлагают свои варианты ответа.

Ученики отвечают на вопрос.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости конкретных условий;
регулятивные: целеполагание, прогнозирование, формирование проблемы.

3. Поиск решения. Совместное открытие новых знаний.

1. Беседа :

Рассмотрите фотографии с природой. Как красив русский лес.

-Что даёт нам лес?

-Лес называют «фабрикой» чистого воздуха. В лесном воздухе много кислорода. Растительность, окружающая населенные пункты, является мощным «санитаром», фильтром воздуха, очищает его от пыли и вредных газов.

-Лес дает ценный строительный материал- бревна, доски. Из дерева изготавливают мебель, спички, карандаши. Бумага, книги- это тоже все сделано из дерева.

-Лес снабжает человека грибами, ягодами, мясом птиц и зверей. Мех лесных животных идет на изготовление теплой одежды. В лесах много растений, из которых делают всевозможные лекарства

2. Синквейн «Лес»

3. Проект

Просит выступить ученика, который получил опережающее задание с проектом «Беды леса - Экологические проблемы ».

-Что является причиной гибели растений и животных на Земле?

-Какой вред им приносит человек?

(На доске записываются проблемы)

-Чтобы спасти все живое, человек должен принимать меры, которые способствуют спасению животных и растений. Необходимо правильно вести себя в природе.

- Что мы можем сделать, чтобы сохранить лес?

- Какой вклад в увеличении лесных богатств мы можем внести?

Ученики рассматривают фотографии леса.

Ответы детей.

Ученики составляют Синквейн.

Ученик защищает проект и задаёт вопросы учащимся.

Ребята отвечают на вопросы.
Охота на животных, вырубка лесов, осушение болот, мусор и т.д.
Беречь книги, мебель, растения, животных и т.д.

Ответы учеников( помогать высаживать молодые деревья, убирать мусор , огораживать муравейники, подкармливать лесных обитателей) и др.

Познавательные: осмысление понятий связанных с данной темой, работа с информацией.

Коммуникативные умение выражать свои мысли, владение формой речи. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Работа в группах.

Предлагает задание в группах.

1.карточка.
Напишите правила по охране леса от пожара и нарисуйте знаки обозначающие эти правила.

2 карточка.
Напишите правила по охране леса от вырубки и нарисуйте знаки обозначающие эти правила.

3 карточка.
Напишите правила по охране леса от загрязнения и нарисуйте знаки обозначающие эти правила.

4 карточка
Напишите правила по охране леса от браконьерства и нарисуйте знаки обозначающие эти правила.

Выполняют работу в группах на карточках.

1й вариант пишут правила

2й вариант рисует знак

Регулятивные:

-формирование умения принимать и сохранять учебную цель.

-формирование умения планировать свою деятельность.

-формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия.

Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья.

4.Физ.минутка

Показывает действия учащимся
Под песню «Как живёшь?»

Выполняют физические упражнения.

Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья.

5. Первичное закрепление.

1.Чтение учебника.

- А теперь давайте прочитаем в учебнике на стр.50, что нам хотят сообщить о лесе.

2.Ответы на вопросы.

-Давайте ответим на вопросы в конце текста:

1. Почему лес нужно беречь?

2. Что может вызвать пожар в лесу?

Если в лесу оставить стекло в жаркую летнюю погоду, это может привести к пожару. Т.к стекло отражает солнечные лучи, и от солнечного зайчика могут загореться сухие сучья.

-Давайте прочитаем памятку на стр.51 о поведении в лесу.

-Ребята, рассмотрите рисунки и скажите , на каком из них дети поступают правильно, объясни свой ответ.

- Послушайте рассказ Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

- Чьё поведение в лесу вы считаете правильным?
(Загрязнение)

Один ученик читает.

Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания. Внимательно слушаю учащихся.

Читает один ученик.

Выполняют задание учителя.

 

Ученики слушают аудио рассказ.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, прогнозирование своих действий.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство.

6.Самостоятельная работа.

Организует самостоятельную работу в рабочей тетради, осуществляет индивидуальный и выборочный контроль, побуждает к высказыванию своего мнения. Дает комментарий к заданию.

Работают самостоятельно.

Регулятивные:
-формирование умения принимать и сохранять учебную цель.-
-формирование умения планировать свою деятельность.
-формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия.

Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья.

7.Включение в систему знаний и повторение.

Проект .

Работа в парах.

1.Проект.

Просит ученика, который подготовил проект по теме выступить и защитить его «Берегите лес».

2.Тест.

- А сейчас проверим, насколько хорошо вы всё запомнили. Вам предстоит поработать в парах, ответить на вопросы теста, подчеркнуть правильный ответ.
(Взаимопроверка)

Выступление ученика.

Остальные внимательно слушают.

Коммуникативные: составляют небольшие высказывания, приводят убедительные доказательства., точно выражают свои мысли.

8.Подведение урока. Рефлексия деятельности

Оценки за урок

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

-Какую задачу ставили на уроке?

-Удалось решить поставленную задачу?

-Каким способом?

-Как ты оцениваешь свою работу?

Составление кластера «Правила поведения в лесу»

Анализируют свою работу на уроке и оценивают её. Соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Ребята на зелёных листочках записывают правила и прикрепляют к дереву.

Личностные: самоконтроль, устанавливание связи между целью и результатом.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: вместе с учителем и одноклассниками давать оценку своей работе.

9.Информация о домашнем задании.

Д/з прочитать стр. 50-51.

Желающие могут нарисовать рисунок «Берегите лес!»

Записывают домашнее задание.

Познавательные: построение самостоятельного процесса поиска.