Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука здоровья» в пятом классе (вариант 2) составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
- Приказ Минобрнауки России об утверждении порядка «Организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (№ 1015 от 30.08.2013.);
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 29 декабря 2012 г.);
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), от 19 декабря 2014 года № 1599;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365с.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2. 1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях» (25.11.2002.);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015 г. № 38528;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Главным санитарным врачом Российской Федерации 29 декабря 2010 г., зарегистрированными в Минюсте РФ 03.03.2011г., регистрационный номер 19993;
- Учебный план казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Адаптивная школа № 6» на 2019-2020 учебный год;
- Адаптированная образовательная программа КОУ «Адаптивная школа №6» на 2019-2020 учебный год.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука здоровья» в пятом классе (вариант 2) составлена с опорой на следующие научные теории и подходы:
- Концептуальные положения теории Л.С.Выготского;
- Современные представления о сложном нарушении развития (Т.А.Власова, Мастюкова Е.М., В.Н.Чулков, Т.А.Басилова, Л.А.Головчиц);
- Положения, раскрывающие сущность обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями развития (И.А.Соколянский, А.И.Мещеряков, А.В.Апраушев, Е.Л.Гончарова, Л.А.Головчиц, Л.И.Тигранова, Я. Ванн Дайк и мн.др.);
- Современные представления о детях с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (Н.П.Вайзман, Г.Е.Сухарева, Г.В.Цикото, М.С.Певзнер, Т.А.Власова, С.Д.Забрамная и др.);
- Положения, раскрывающие сущность воспитания и обучения детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (Л.С.Выготский, М.С.Певзнер, Т.А.Власова, С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева, А.Р.Маллер, Г.В.Цикото и др.);
- Общие принципы обучения детей с умственной отсталостью (Э.Сеген, Е.К.Грачева, В.П.Кащенко, Л.С.Выготский, А.Н.Граборов, Г.М.Дульнев, И.Г.Еременко и др.);
- Специфические принципы обучения детей с умственной отсталостью (Т.А.Власова, И.Г.Еременко, М.С.Певзнер, Т.В.Розанова, В.Н.Синев и др.);
- Компетентностный подход в обучении (И.А.Зимняя, Дж.Равен, А.В.Хуторский и мн.др.);
- Коммуникационная система обучения (С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Е.Н. Марциновская, Л.А. Новоселов и др.)
- Концептуальные основы применения компьютерных технологий в специальном образовании (О.И. Кукушкина).
При разработке программы по внеурочной деятельности «Азбука здоровья» были использованы следующие программно-методичнские материалы:
- Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой;
- Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, НИИ дефектологии АПН СССР.
Цель программы – организация благоприятных условий для формирования здоровой и физически крепкой личности, сформировать у ребенка представление о себе и о своем здоровье.
Основными задачами программы по внеурочной деятельности «Азбука здоровья» являются:
1. Создать правильные представления о здоровом образе жизни.
2. Формировать у младших школьников ценностного отношения к здоровью.
3.Сформировать представление о рациональной организации режима дня; научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.
4.Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.
5. Вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам.
Программа предусматривает проведение традиционных, обобщающих уроков, с применением такой формы работы, как фронтальная, групповая, индивидуальная. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.
При проведении уроков по внеурочной деятельности «Азбука здоровья» предполагается использование следующих методов: словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (применение пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств), практический (упражнения, практические работы).
Условно детей с тяжелыми множественными нарушениями развития можно разделить на три группы в соответствии с их характерными особенностями.
У первой группы детей отсутствуют выраженные нарушения движений и моторики, они могут передвигаться самостоятельно. Моторная дефицитарность проявляется в замедленности темпа, недостаточной согласованности и координации движений. У части детей также наблюдаются деструктивные формы поведения, стереотипии, избегание контактов с окружающими и другие черты, сходные с детьми, описанными выше. Интеллектуальное недоразвитие проявляется, преимущественно, в форме умеренной степени умственной отсталости. Большая часть детей данной группы владеет элементарной речью: могут выразить простыми словами и предложениями свои потребности, сообщить о выполненном действии, ответить на вопрос взрослого отдельными словами, словосочетаниями или фразой. У некоторых – речь может быть развита на уровне развернутого высказывания, но часто носит формальный характер и не направлена на решение задач социальной коммуникации. Другая часть детей, не владея речью, может осуществлять коммуникацию при помощи естественных жестов, графических изображений, вокализаций, отдельных слогов и стереотипного набора слов. Обучающиеся могут выполнять отдельные операции, входящие в состав предметных действий, но недостаточно осознанные мотивы деятельности, а также неустойчивость внимания и нарушение последовательности выполняемых операций, препятствуют выполнению действия как целого. К этой группе детей относятся: Коновалов И., Назыров Р., Соловьева Д., Ульянов А., Хусаимова А.,Черепанова К.
Особенности второй другой группы обучающихся обусловлены выраженными нарушениями поведения (чаще как следствие аутистических расстройств). Они проявляются в расторможенности, «полевом», нередко агрессивном поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия. Аутистические проявления затрудняют установление подлинной тяжести интеллектуального недоразвития, так как контакт с окружающими отсутствует или возникает как форма физического обращения к взрослым в ситуациях, когда ребёнку требуется помощь в удовлетворении потребности. У детей названной группы нет интереса к деятельности окружающих, они не проявляют ответных реакций на попытки учителя (родителя) организовать их взаимодействие со сверстниками. Эти дети не откликаются на просьбы, обращения в случаях, запрещающих то или иное действие, проявляют агрессию или самоагрессию, бросают игрушки, предметы, демонстрируют деструктивные действия. Такие реакции наблюдаются при смене привычной для ребенка обстановки, наличии рядом незнакомых людей, в шумных местах. Особенности физического и эмоционально-волевого развития детей с аутистическими проявлениями затрудняют их обучение в условиях группы, поэтому на начальном этапе обучения они нуждаются в индивидуальной программе и индивидуальном сопровождении специалистов.
Третья группа детей имеет тяжёлые нарушения неврологического генеза – сложные формы ДЦП (спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависят от помощи окружающих их людей в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности, коммуникации и др. Большинство детей этой группы не может самостоятельно удерживать тело в положении сидя. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен из-за органического поражения речевого аппарата и невозможности овладения средствами речи. Вместе с тем, интеллектуальное развитие таких детей может быть различно по степени умственной отсталости и колеблется (от умеренной до глубокой). Дети с умеренной формой интеллектуального недоразвития проявляют элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у этой группы обучающихся проявляется интерес к общению и взаимодействию с детьми и взрослыми, что является позитивной предпосылкой для обучения детей вербальным и невербальным средствам коммуникации. Их интеллектуальное развитие позволяет овладевать основами счета, письма, чтения и др. Способность ребенка к выполнению некоторых двигательных действий: захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи, головы и др. создает предпосылки для обучения некоторым приемам и способам по самообслуживанию и развитию предметно-практической и трудовой деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Программа по внеурочной деятельности «Азбука здоровья» представлена следующими разделами: «Школа», «Уроки бережного отношения к своему организму», «Спорт – это жизнь», «Здоровое питание», «Моя безопасность».
Содержание этих разделов дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, дружеское отношение друг другу, формированию правилам и норм поведения дома и в общественных местах; режима труда и отдыха; формируется негативное отношение к вредным привычкам.
Содержание программы по внеурочной деятельности «Азбука здоровья» раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет по внеурочной деятельности «Азбука здоровья» является обязательной вариативной частью учебного плана.
Предмет «Азбука здоровья» в соответствии с учебным планом рассчитан два раза в неделю. Общее количество часов: 68 ч (34 учебных недели).
I четверть – 16 ч.
II четверть – 16 ч.
III четверть – 20 ч.
IVчетверть – 16 ч.
Тематический план по внеурочной деятельности «Азбука здоровья» для 5 класса
Раздел | I |
II |
III |
IV |
За год |
Школа |
13 |
|
|
|
13 |
Уроки бережного отношения к своему организму |
3 |
12 |
|
|
15 |
Спорт – это жизнь |
|
4 |
8 |
|
12 |
Здоровое питание |
|
|
12 |
8 |
20 |
Моя безопасность |
|
|
|
8 |
8 |
Примерные планируемые результаты освоения программы
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Ожидаемые личностные результаты:
- Умение учится выражать свои эмоции удобным и наиболее адекватным образом;
- Прогнозировать своё поведение, эффективно общаться с другими, поддерживать межличностные контакты.
- Желание осознанно вести здоровый образ жизни, заботиться о поддержании здоровья, заниматься физическим самосовершенствованием;
- Понимать себя;
- Сформировать у него установки на поддержание здоровья.
Возможные предметные результаты:
- Приобретение школьниками социальных знаний (знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены);
- Развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре;
- Приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия (приобретение опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве, опыта самообслуживания, самоорганизации и совместной деятельности с другими школьниками).
Изучение предмета по внеурочной деятельности «Азбука здоровья» в 5 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.
- Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:
- Спокойное пребывание в новой среде;
- Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта;
- Принятие контакта, инициированного взрослым;
- Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса;
- Ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса: нахождение индивидуального шкафа для хранения личных вещей; нахождение своего (рабочего) места за столом; нахождение своего набора индивидуальных заданий; нахождение места хранения набора индивидуальных заданий; нахождение места для отдыха; нахождение места, предназначенного для игровой деятельности; нахождение места хранения игрушек.
Формирование учебного поведения:
- Поддержание правильной позы;
- Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание;
- Подражание простым движениям и действиям с предметами;
- Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.);
- Использование по назначению учебных материалов;
- Выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию);
- Выполнение действий с предметами (по подражанию);
- Выполнение простых действий с картинками (по подражанию)
- Выполнение простых действий с предметами и картинками (по образцу);
- Выполнение соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу);
- Сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии;
- Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии;
- Выполнение речевых инструкций на групповом занятии;
- Выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии;
- Принятие помощи учителя на групповом занятии.
- Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:
- Выполнение задания полностью (от начала до конца);
- Выполнение задания с заданными качественными параметрами;
- Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Примерные критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Показатели сформированности представлений:
- представление отсутствует: ребёнок не узнаёт объект/предмет (использование отсутствует);
- представление сформировано частично: у ребёнка ограничено представление об объекте/предмете (использование с постоянной подсказкой: прямой, косвенной);
- представление сформировано ситуативно: ребёнок не всегда узнаёт объект/предмет (использование с периодической подсказкой: прямой);
- представление сформировано ситуативно: ребёнок не всегда узнаёт объект/предмет (использование с периодической подсказкой: косвенной);
- представление сформировано: ребёнок узнает объект/предмет (использование с периодической подсказкой: вербальной);
- представление сформировано: ребёнок узнает объект/предмет (самостоятельное использование).
Показатели восприятия материала:
- понимает без визуализации;
- понимает без визуализации частично;
- не понимает без визуализации;
- понимает с наглядным подкреплением;
- понимает с наглядным подкреплением частично;
- не понимает.
Показатели самостоятельности:
- действие выполняется взрослым (ребенок пассивен);
- действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;
- действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;
- действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (по изображению или вербально);
- действие выполняется ребенком по подражанию или образцу;
- действие выполняется ребенком самостоятельно.
Материально-техническое оснащение учебного предмета
Наглядные пособия:
- предметные и сюжетные картинки по темам;
- разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов;
- опорные таблицы для составления предложений, рассказов по плану.
Кроме того, используются аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.; пособия для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных социальных представлений.
Технические средства:
- Оборудование для мультимедийных демонстраций: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска (в учебных кабинетах начальных классов).
Литература
- Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под. ред. Л.Б.Баряева, Н.Н.Яковлевой. – СПб.: ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2015. – 160 с.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.