Назначение КИМ
Назначение данной работы – осуществить объективную индивидуальную оценку предметных достижений по курсу внеурочной деятельности учащихся «Умники и умницы» на конец второго года обучения начальной школы.
Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание и структура тестовой работы по курсу внеурочной деятельности разработаны на основе следующих документов и методических материалов:
1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373):
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа
3. Планируемые результаты начального общего образования
4. Оценка достижения планируемых результатов обучения в начальной школе
Подходы к отбору содержания и разработке структуры КИМ
Структура КИМ
Основной целью работы является проверка и оценка способности второклассников применять полученные знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера.
Содержание заданий работы позволяет обеспечить полноту проверки подготовки учащихся на базовом уровне и возможность зафиксировать достижение учащимся этого уровня. Полнота проверки обеспечивается за счет включения заданий, составленных на материале основных разделов курса внеурочной деятельности: «Задания на развитие и формирование психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления», «Геометрические задачи», «Нестандартные задачи логического характера», «Нестандартные задачи алгебраического характера». Работа дает возможность осуществить более тонкую дифференциацию учащихся по уровню подготовки и зафиксировать достижение второклассником обязательных для овладения планируемых результатов не только на базовом, но и на повышенном уровне. Таким образом, результаты выполнения учащимся работы дают возможность охарактеризовать как состояние базовой подготовки учащегося, так и его развитие (способность находить несколько правильных ответов, выражать свою мысль, доказывать ее и др.).
Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности
В таблице 1 приведено примерное распределение заданий в работе по основным разделам программы. Тестовая работа сконструирована таким образом, чтобы обеспечить проверку всех групп умений, выделенных в кодификаторе.
Оценочный материал включает текст тестовой работы.
Таблица 1. Распределение заданий по основным разделам
Блок содержания |
Число заданий в работе |
Задания на развитие и формирование психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. |
3 |
Геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур. |
1 |
Нестандартные задачи логического характера. Систематическое решение логически- поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления |
2 |
Нестандартные задачи алгебраического характера. Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. |
1 |
Задания повышенного уровня |
1 |
Распределение заданий КИМ по уровню сложности
Работа содержит две группы заданий, обязательных для выполнения всеми учащимися: заданий базового уровня сложности и задания повышенной сложности. Для выполнения большинства заданий не требуется выполнять громоздкие вычисления, что позволяет значительно уменьшить влияние вычислительных ошибок на проявление учащимся понимания изученных понятий и методов и способности их применения для решения поставленных задач. В работе используются следующие типы заданий: с выбором верного ответа из предложенных вариантов; с кратким ответом, когда требуется записать результат выполненного действия; с записью решения или объяснения полученного ответа.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
В работу включено только одно задание повышенного уровня. Более детально подход к проверке и оценке выполнения отдельных заданий демонстрационного варианта рассматривается в «Рекомендациях для учителя по проверке и оценке выполнения работы». Результаты выполнения группы заданий базового уровня сложности, включенных в работу, используются для оценки достижения второклассником уровня обязательной базовой подготовки, которая является необходимой основой, обеспечивающей возможность успешного продолжения образования в начальной школе. Считается, что обучающийся достиг уровня базовой подготовки, если он справился не менее чем с 65% заданий базового уровня, включенных в итоговую работу. В этом случае, при получении учащимся не менее 10 баллов за выполнение заданий считается, что он достиг базового уровня подготовки по курсу внеурочной деятельности второго года обучения начальной школы. При получении учащимся 10-15 баллов (максимальный балл за выполнение заданий равен 19) считается, что он показывает наличие прочной базовой подготовки. Это означает, что он демонстрирует не только наличие опорной системы знаний, необходимой для успешного продолжения образования на следующем году обучения, но и произвольное использование сформированных учебных действий.
Время выполнения варианта КИМ
Примерное время на выполнение заданий составляет:
- для заданий базового уровня сложности – от 1 до 5 минут;
- для заданий повышенной сложности – 5 минуты.
На выполнение всей работы отводится 1 урок.
План варианта КИМ
Ниже представлен план работы (таблица 2), в котором дается информация о каждом задании, о контролируемых знаниях, видах умений и способах познавательной деятельности.
Таблица 2. План тестовой работы по курсу внеурочной деятельности.
№ задания |
Блок содержания |
Контролируемое знание/умение |
Код планируемого результата в кодификаторе |
Уровень сложности |
Тип задания |
Примерное время выполнения (мин) |
Максимальный балл за выполнение |
1 |
Задания на развитие и формирование психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. |
находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов; |
2.4. |
Б |
КО |
3мин |
4 |
2 |
Задания на развитие и формирование психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. |
устанавливать общие признаки; |
2.3. |
Б |
КО |
3мин |
3 |
3 |
Задания на развитие и формирование психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. |
давать определения тем или иным понятиям |
1.8. |
Б |
КО |
5мин |
5 |
4 |
Геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур. |
находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов; |
2.4. |
Б |
РО |
5мин |
1 |
5 |
Нестандартные задачи логического характера. Систематическое решение логически- поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления |
находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов; |
2.4. |
Б |
КО |
5мин |
1 |
6 |
Нестандартные задачи логического характера. Систематическое решение логически- поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления |
находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов; |
2.4. |
Б |
КО |
5мин |
1 |
7 |
Нестандартные задачи алгебраического характера. Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. |
находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов; |
2.4. |
Б |
РО |
5мин |
1 |
8 |
Задания повышенного уровня |
давать определения тем или иным понятиям; |
1.8. |
П |
РО |
5мин |
3 |
Таблица 3. Кодификация планируемых результатов освоения курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»
Код |
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» |
1.1. |
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; |
1.2. |
выделять существенные признаки предметов; |
1.3. |
сравнивать между собой предметы, явления; |
1.4. |
обобщать, делать несложные выводы; |
1.5. |
классифицировать явления, предметы; |
1.6. |
определять последовательность событий; |
1.7. |
судить о противоположных явлениях; |
1.8. |
давать определения тем или иным понятиям; |
1.9. |
определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; |
1.10. |
выявлять функциональные отношения между понятиями; |
1.11. |
выявлять закономерности и проводить аналогии. |
2.1. |
сравнивать предметы по заданному свойству; |
2.2. |
определять целое и часть; |
2.3. |
устанавливать общие признаки; |
2.4. |
находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов; |
2.5. |
определять последовательность действий; |
2.6. |
находить истинные и ложные высказывания; |
2.7. |
наделять предметы новыми свойствами; |
2.8. |
переносить свойства с одних предметов на другие. |
Условные обозначения:
Б – базовая сложность, П – повышенная сложность; ВО – выбор ответа, КО – краткий ответ (в виде числа, величины, нескольких слов); РО – развернутый ответ (запись решения или объяснения полученного ответа).
Дополнительные материалы и оборудование
Для выполнения работы необходимы: линейка, угольник (с прямым углом), карандаш и ручка.
Условия проведения тестирования (требования к специалистам)
На выполнение работы отводится 1 урок. Работа может проводиться независимыми экспертами в присутствии учителя, работающего в данном классе.
Рекомендации по подготовке к работе
Оценочные процедуры проводятся без специальной подготовки.
Инструкция для учащихся
Время выполнения работы – 1 урок.
Внимательно читай задания!
В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях нужно будет выбрать ответ из нескольких предложенных и обвести цифру, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным.
В некоторых потребуется записать только полученный краткий ответ в виде числа или слов в специально отведенном для этого месте.
В работе будут задания, где надо записать решение или краткий ответ и объяснить этот ответ.
Одни задания покажутся тебе легкими, другие – трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным.
Желаем успеха!
Рекомендации по проверке и оценке выполнения заданий тестовой работы
В заданиях с выбором ответа из нескольких предложенных вариантов ученик должен выбрать только верный ответ. Если учащийся выбирает неправильные ответы наряду с правильными, то задание считается выполненным неверно. В заданиях с кратким ответом ученик должен записать требуемый краткий ответ. Если учащийся, наряду с верным ответом приводит и неверные ответы, то задание считается выполненным неверно.
В следующей таблице к заданиям дано описание ответов и указано число баллов, которые выставляются за тот или иной ответ.
№ задания |
Раздел |
Максимальный балл |
Ответ |
1 |
Задания на развитие и формирование психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. |
4 |
1 балл за правильно подобранное слово |
2 |
Задания на развитие и формирование психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. |
3 |
1 балл за правильно подобранное слово |
3 |
Задания на развитие и формирование психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. |
5 |
1 балл за правильно подобранное понятие |
4 |
Геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур. |
1 |
Треугольник |
5 |
Нестандартные задачи логического характера. Систематическое решение логически-поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления |
1 |
Паша - 9 открыток |
6 |
Нестандартные задачи логического характера. Систематическое решение логически-поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления |
1 |
Бык |
7 |
Нестандартные задачи алгебраического характера. Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. |
1 |
1)9-4=5(л) |
8 |
Задания повышенного уровня |
3 |
3-задание выполнено верно |
Тестовая работа по курсу внеурочной деятельности «Умники и умницы» для 2 класса |
Балл |
1. Назови предметы, которые имеют указанные признаки:
2. Подбери такое слово-прилагательное, которое подходило бы сразу к двум словам. Например: друг (старый) шкаф.
3. Впишите слово, которое является понятием данного определения.
|
|
4. Нарисуй рамку. Выполни действия:
Какая фигура у тебя получилась? |
|
5. У Паши, Юры и Олега есть открытки. У Паши и Олега 6 и 9 открыток, у Олега и Юры 6 и 7 открыток. Сколько открыток у каждого мальчика? __________________________________ 6. Бегемот тяжелее носорога, а носорог тяжелее быка. Кто из этих друзей самый лёгкий? __________________________________ |
|
7. Ване 3 года, а Насте 4. Сколько лет будет Ване, когда Насте будет 9 лет? |
|
8. Объясни своими словами крылатые выражения Нос повесить____________________________ Зарубить на носу_________________________ |
|