Урок географии по теме "Озера России". 8-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8

Ключевые слова: география, озеро


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (28 МБ)


В России более 2 млн озер и около 30 000 водохранилищ. Они не только украшают природу, но и широко используются человеком в хозяйственных и рекреационных целях. Достаточность внутренних вод – один из главных факторов размещения населения, промышленных объектов, обрабатываемых земель. Однако природные и искусственные водоемы размещаются по стране крайне неравномерно.  

Цель урока: сформировать  представления о значении озер и других внутренних водоемах для природы и хозяйственной деятельности человека.

Образовательные: Вспомнить и закрепить  представление о типах озерных котловин, бессточных и сточных озерах. Развитие логического мышления на основе анализа взаимосвязи (зависимости) внешнего вида озер и их происхождения.

Развивающие: развивать умение определять по силуэту название озер и их происхождение; составлять водный маршрут по Схеме Единой водной системы Европейской части России, объяснить ее значение для хозяйства России.  

Воспитательные: формировать у обучающихся отношения к озерам как к объекту красоты, пользы, изучения и охраны.

Планируемые образовательные результаты:

  • Предметные –  объяснять понятие «озера», приводить примеры использования озер в жизни человека, устанавливать причинно-следственные связи между соленостью и сточностью озер, показывать крупнейшие озера на карте.
  • Метапредметные –  умение работать с текстом,  выделять в нем главное, сравнивать, анализировать. Умение работать с картами и схемами
  • Личностные – проявление учебно-познавательного интереса к озерам, как объектам природы, способствующих сохранению здоровья человека. Умение работать в парах, группах (организовывать совместную деятельность).

Тип урока – комбинированный.

Ход урока

Этап 1. Организационно-мотивационный этап урока

Создание мотивационной установки.

Учитель. Ребята! Сегодня у нас будет необычный урок. Мне хотелось бы совершить с Вами путешествие в удивительный и необыкновенный мир объектов гидросферы, которые изучает наука лимнология. Эти объекты в жизни человека всегда играли огромную роль. На их берегах люди строили свои жилища, в их водах добывали себе пищу. С ними связаны многие исторические события. На их берегах нередко происходили ожесточенные сражения и битвы и, подчас, решалась судьба целых народов. Много легенд, сказаний, былин, преданий сложено об этих объектах. Вспомните «Путь из варяг в греки» – по каким объектам он проходил?

Учитель. Наука, которая изучает озера, называется лимнология или озероведение.

Этап 2. Формулирование темы и цели урока

 – Как Вы думаете, на какие  вопросы нам предстоит сегодня дать ответ на уроке? Давайте попробуем сформулировать задачи урока с помощью вопросов: Что? Зачем? Как?

– Что мы будем изучать сегодня на уроке?

– Зачем нам в жизни нужны знания об озерах?

Как мы будем изучать тему (с помощью каких источников знаний?

- Историческое и хозяйственное значение озер

Ученики могут сами сказать о значении озер:

1. Обеспечение населения и отраслей хозяйства пресной водой;

2. Озера – транспортные пути;

3. Эстетическое наслаждение, для отдыха;

4. Рыболовство

Составим план действий.

Актуализация знаний

 – Какие водоёмы мы изучили?

 – Какие особенности характерны для изученных водоёмов?

- Участок земной поверхности, с которого вода собирается в одну реку, называют:

а) водоразделом;

б) водозабором;

в) бассейном реки;

г) речной системой.

- Ежегодный продолжительный подъем уровня воды в реке называют:

а) паводком;

б) меженью;

в) половодьем.

Водохранилища и каналы - это рукотворные водоемы.

– Какие крупные реки протекают по территории России?

 – Что такое озеро?  

– Чем отличается озеро от реки?

– Чем озеро отличается от моря?  

Учащиеся делают вывод, формулируют тему и цели урока.

Этап 3. Организация и самообразование учащихся при усвоении нового материала

Используя слайды, постарайтесь ответить на вопросы:

1. Что такое озеро?

2. Что такое котловина?

3. Что нужно для образования озера? (по учебнику)

Разнообразие озер

  • По свойствам воды: сточные, бессточные.
  • По происхождению: тектонические, ледниковые, вулканические, запрудные, карстовые, старицы.

Учитель. Если внимательно присмотреться к озерам, изображенным на картах, можно легко подметить, что одни пятна окрашены в голубой, а другие – в сиреневый цвет. Почему? (Голубые – пресные озера, сиреневые – соленые)

– Как еще называются пресные озера? (сточные)

– А соленые? (бессточные)

1. Работа с атласами и стенными картами «Физическая карта полушарий» и «Физическая карта России». Учащиеся по картам определяют сточные и бессточные озера.

2.  Работают с презентацией и физической картой.

– Приведите примеры и покажите на карте озёра:

а) крупные;

б) глубокие;

в) пресные;

г) солёные;

д) сточные;

е) бессточные.

– Показ каких озер на карте вызвал затруднение? Почему?

3. Работа со схемой «Единая водная система европейской части России».

Вместе с учителем составляют схему водного маршрута из Санкт-Петербурга в Мурманск

Самостоятельная работа - составляют схему водного маршрута из Санкт-Петербурга в Астрахань.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Работа в группах. 

Выбери правильное суждение. Измени неправильное суждение на правильное.

– Озеро, это водный поток, текущий в выработанном им углублении.

– Самое большое на Земле озеро – Каспийское.

– Углубления, в которых находятся озера, называются озерными руслами.

– Озера, из которых вытекают реки, называются сточными.

– Сточные озера всегда соленые.

– Озеро Баскунчак – это бессточное озеро.

– Самое глубокое  на Земле озеро – Ладожское.

– Котловина озера Байкал образовалась в результате деятельности ледника.

– Вулканические озера занимают кратеры потухших вулканов.

– Самое глубокое озеро на Земле – Байкал.

– Каспийское море – пресное озеро.

– Из озера Байкал не вытекает ни одна река.

– Ладожское озеро – сточное

Этап 5. Домашнее задание

  • §28, «Вопросы и задания».
  • Творческое: «Найти описание любого озера России в художественных произведениях».

Технологическая карта урока

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3