В России более 2 млн озер и около 30 000 водохранилищ. Они не только украшают природу, но и широко используются человеком в хозяйственных и рекреационных целях. Достаточность внутренних вод – один из главных факторов размещения населения, промышленных объектов, обрабатываемых земель. Однако природные и искусственные водоемы размещаются по стране крайне неравномерно.
Цель урока: сформировать представления о значении озер и других внутренних водоемах для природы и хозяйственной деятельности человека.
Образовательные: Вспомнить и закрепить представление о типах озерных котловин, бессточных и сточных озерах. Развитие логического мышления на основе анализа взаимосвязи (зависимости) внешнего вида озер и их происхождения.
Развивающие: развивать умение определять по силуэту название озер и их происхождение; составлять водный маршрут по Схеме Единой водной системы Европейской части России, объяснить ее значение для хозяйства России.
Воспитательные: формировать у обучающихся отношения к озерам как к объекту красоты, пользы, изучения и охраны.
Планируемые образовательные результаты:
- Предметные – объяснять понятие «озера», приводить примеры использования озер в жизни человека, устанавливать причинно-следственные связи между соленостью и сточностью озер, показывать крупнейшие озера на карте.
- Метапредметные – умение работать с текстом, выделять в нем главное, сравнивать, анализировать. Умение работать с картами и схемами
- Личностные – проявление учебно-познавательного интереса к озерам, как объектам природы, способствующих сохранению здоровья человека. Умение работать в парах, группах (организовывать совместную деятельность).
Тип урока – комбинированный.
Ход урока
Этап 1. Организационно-мотивационный этап урока
Создание мотивационной установки.
Учитель. Ребята! Сегодня у нас будет необычный урок. Мне хотелось бы совершить с Вами путешествие в удивительный и необыкновенный мир объектов гидросферы, которые изучает наука лимнология. Эти объекты в жизни человека всегда играли огромную роль. На их берегах люди строили свои жилища, в их водах добывали себе пищу. С ними связаны многие исторические события. На их берегах нередко происходили ожесточенные сражения и битвы и, подчас, решалась судьба целых народов. Много легенд, сказаний, былин, преданий сложено об этих объектах. Вспомните «Путь из варяг в греки» – по каким объектам он проходил?
Учитель. Наука, которая изучает озера, называется лимнология или озероведение.
Этап 2. Формулирование темы и цели урока
– Как Вы думаете, на какие вопросы нам предстоит сегодня дать ответ на уроке? Давайте попробуем сформулировать задачи урока с помощью вопросов: Что? Зачем? Как?
– Что мы будем изучать сегодня на уроке?
– Зачем нам в жизни нужны знания об озерах?
Как мы будем изучать тему (с помощью каких источников знаний?
- Историческое и хозяйственное значение озер
Ученики могут сами сказать о значении озер:
1. Обеспечение населения и отраслей хозяйства пресной водой;
2. Озера – транспортные пути;
3. Эстетическое наслаждение, для отдыха;
4. Рыболовство
Составим план действий.
Актуализация знаний
– Какие водоёмы мы изучили?
– Какие особенности характерны для изученных водоёмов?
- Участок земной поверхности, с которого вода собирается в одну реку, называют:
а) водоразделом;
б) водозабором;
в) бассейном реки;
г) речной системой.
- Ежегодный продолжительный подъем уровня воды в реке называют:
а) паводком;
б) меженью;
в) половодьем.
Водохранилища и каналы - это рукотворные водоемы.
– Какие крупные реки протекают по территории России?
– Что такое озеро?
– Чем отличается озеро от реки?
– Чем озеро отличается от моря?
Учащиеся делают вывод, формулируют тему и цели урока.
Этап 3. Организация и самообразование учащихся при усвоении нового материала
Используя слайды, постарайтесь ответить на вопросы:
1. Что такое озеро?
2. Что такое котловина?
3. Что нужно для образования озера? (по учебнику)
Разнообразие озер
- По свойствам воды: сточные, бессточные.
- По происхождению: тектонические, ледниковые, вулканические, запрудные, карстовые, старицы.
Учитель. Если внимательно присмотреться к озерам, изображенным на картах, можно легко подметить, что одни пятна окрашены в голубой, а другие – в сиреневый цвет. Почему? (Голубые – пресные озера, сиреневые – соленые)
– Как еще называются пресные озера? (сточные)
– А соленые? (бессточные)
1. Работа с атласами и стенными картами «Физическая карта полушарий» и «Физическая карта России». Учащиеся по картам определяют сточные и бессточные озера.
2. Работают с презентацией и физической картой.
– Приведите примеры и покажите на карте озёра:
а) крупные;
б) глубокие;
в) пресные;
г) солёные;
д) сточные;
е) бессточные.
– Показ каких озер на карте вызвал затруднение? Почему?
3. Работа со схемой «Единая водная система европейской части России».
Вместе с учителем составляют схему водного маршрута из Санкт-Петербурга в Мурманск
Самостоятельная работа - составляют схему водного маршрута из Санкт-Петербурга в Астрахань.
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция
Работа в группах.
Выбери правильное суждение. Измени неправильное суждение на правильное.
– Озеро, это водный поток, текущий в выработанном им углублении.
– Самое большое на Земле озеро – Каспийское.
– Углубления, в которых находятся озера, называются озерными руслами.
– Озера, из которых вытекают реки, называются сточными.
– Сточные озера всегда соленые.
– Озеро Баскунчак – это бессточное озеро.
– Самое глубокое на Земле озеро – Ладожское.
– Котловина озера Байкал образовалась в результате деятельности ледника.
– Вулканические озера занимают кратеры потухших вулканов.
– Самое глубокое озеро на Земле – Байкал.
– Каспийское море – пресное озеро.
– Из озера Байкал не вытекает ни одна река.
– Ладожское озеро – сточное
Этап 5. Домашнее задание
- §28, «Вопросы и задания».
- Творческое: «Найти описание любого озера России в художественных произведениях».