Цели урока:
- Показать учащимся уникальность природы озера Байкал; определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод и животного мира озера.
- Формировать умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение работать в группах.
- Вырабатывать способность добывать знания, воспитание патриотизма, экологического сознания, интереса к предмету.
Оборудование:
- физическая карта гор Южной Сибири,
- физическая карта России,
- учебники, атласы, контурные карты, таблицы, кроссворды, презентации по животному миру Байкала.
Ход урока
Эпиграф:
Байкал не только бесценная чаша
с живой водой, но часть души нашей.
Л.ЛеоновЛесистых гор полуовалы, касанье голубых лекал
И скалы, срезанные валом, и небо, павшее в Байкал.
И сам он величав и вечен в гранитной раме вырезной,
И весь до донышка просвечен, и весь до капельки родной
И Ангары полёт строптивый, и ветра крик, и гул турбин,
И птицы - сосны над обрывом, и дикий ветер-баргузин,
Всё это, без его не в силах быть далью даль и ширью ширь.
И ты немыслима, Россия, и ты немыслима, Сибирь.
М.Сергеев
Сегодня на уроке мы с вами, как вы уже догадались, поговорим о Байкале.
«Кто Байкала не видел, тот в Сибири не бывал», - говорят сибиряки.
Ребята, что вам известно о Байкале? Запишем на доске. (Записываются и правильные и неправильные высказывания).
Сведений получается не так много. И задается вопрос: Много ли мы знаем о Байкале?
А ведь Байкал включен в “Список всемирного наследия”. Сегодня в этот список внесены 506 объектов из 105 стран. Байкал – неповторимое чудо света, гордость нашей страны. А мы так о нем мало знаем.
Байкал – это уникальное озеро, одно из неповторимых чудес планеты, по истине, переводная святыня не только россиян, но и всего человечества.
Байкал – великан, богатырь, красавец под стать Сибири – матушки. Нет на земле столь глубокого озера. Его максимальная глубина 1620 м. в крутосклонных гранитных берегах уходящих в большую глубину (высота уровня зеркала Байкала), что на 1165 м. ниже уровня океана, заключена, огромная масса необыкновенной чистой, не соленой воды.
Озеро не только глубокое и древнее. Возраст Байкала 15-20 млн. лет, в то время как другим озерам от 5 до 15 тыс. лет.
Происхождение Байкала и его названия (сообщение ученика, получившего опережающее задание). (Приложение 1)
Ребята на доске вы видите план – это план сегодняшней работы на уроке.
1. Географическое положение.
2. Климат.
3. Воды.
4. Живые организмы.
Класс делится на группы. Каждая группа выполняет свое задание.
1 группа. Используя физическую карту атласа, ответьте на вопросы.
1. Определите географические координаты центра Байкала.
2. Каково направление протяженности Байкала.
3. Вычислите протяженность озера.
4. В какой части России расположено озеро.
2 группа. Используя климатические карты, дайте характеристику климатических особенностей Байкала.
1. Солнечная радиация.
2. Температуры июля.
3.Температуры января.
4. Осадки.
5. Тип климата.
3 группа. Используя текст учебника на стр.272 определите особенности вод Байкала.
1. Сколько рек вытекает из Байкала? Какие?
2. Крупнейшая река, впадающая в Байкал?
3. Какой город стоит у берегов озера?
4 группа. Используя текст учебника и дополнительную литературу, расскажите о неповторимости живых организмов озера.
Рассказ учителя об уникальности Байкала.
Из-за большой глубины и протяжности в Байкале собрано колоссальное количество пресной воды – 1/10 часть пресных вод всей планеты.
В Байкале вмещается 5 американских озер, 2 раза озеро Танганьика и 90 раз Азовское море.
На водах Байкала все люди смогут прожить 40 лет. Все реки земли должны течь 300 дней, чтобы наполнить Байкал. Ангара осушит Байкал за 400 лет. В озеро впадает более 336 рек и вытекает одна – Ангара. Красавица дочь. По прозрачности воды Байкала превосходят Альпийские озера. Белый диск, используемый для определения прозрачности воды, виден в озере на глубине 40 м!
Цвет воды неодинаков и изменчив во времени. Вдали от берегов он синий и сине-зеленый, вблизи устья – серовато-зеленый.
Главная ценность байкальской воды в ее свойствах и качестве. Она химически очень чистая, слабо минерализующаяся (61 л. менее 0,1 г. солей), богата кислородом.
Особенности природы.
Здесь природа собрала воедино все самые выдающиеся свои произведения: чистейшую, изумрудную воду, древние, богатые ископаемые, живописные горы и неповторимый по красоте и богатству горно-таежный лес.
Озеро и окружающие его горы находятся в сейсмоактивной зоне. Наиболее сильное землетрясение произошло на Байкале в конце 1861 года, когда образовался залив Провал.
Из 27 островов Байкала самый большой – Ольхон (73 км. в длину и 11 км. в ширину), покрытый сосновыми борами, окружённая со всех сторон высокими горами, огромная масса байкальской воды оказывает смягчающее влияние на климат прилегающих районов. Зимой здесь теплее, а летом прохладнее, чем в других сибирских районах этой широты.
Спокоен и ласков Байкал при тихой погоде, но суров, неприступен и опасен в штормах. Особенно свиреп ветер сарма. Он налетает с северо-запада со скоростью более 60 м/с и сметает всё, что попадается ему на пути. Узкая и вытянутая котловина Байкала, зажатая между высокими горами, длины рек влияют на направление ветра над озером. К местным ветрам относятся также баргузин, верховик, култук.
Возраст Байкала позволил ему сохранить живые организмы давно исчезнувших времён. ¾ видов живых организмов озера эндемичны, т.е.не встречаются больше нигде. Наиболее интересные эндемики – голомянка, омуль, бычки-подкаменьщики.
Учащиеся подготовили презентации по животному миру Байкала.
1. Голомянка.
2. Из млекопитающих в озере водится байкальский тюлень – нерпа, обладающий прекрасным мехом.
3. На Байкале издавна развит рыболовный промысел. Омуль.
Значение Байкала. (учитель)
Неповторимая красота Байкала, животные его берега и острова привлекали и привлекают туристов из нашей страны.
Целебный воздух, многочисленные минеральные и термальные источники могут служить хорошей базой для создания курортов и зон отдыха.
Огромно научное значение Байкала. Яркая, своеобразная природа способствует пониманию многих общих вопросов естествознания. Неповторимый растительный и животный мир озера делают его «музеем живых древностей».
Некоторые учёные предлагают объявить Байкал государственным заповедником. Заповедники созданы на берегах и островах Байкала, старейшим из них является Баргузинский заповедник.
Однако Байкал не только уникальное природное явление, природная святыня России, но и мощный хозяйственный комплекс. Сооружение Иркутской ГЭС, Селенгинского картонного комбината отрицательно влияет на природу Байкала.
Построенные заводы наносят огромный вред Байкалу.
Чтобы сохранить чистоту байкальской воды и не повредить природе, бассейн озера всесторонне изучают научные экспедиции.
Сохранение природного комплекса Байкала способствуют правила его охраны.
1. Этими правилами предусматривается защита вод озера от загрязнения и истощения. В частности запрещается сброс в озеро и впадающие в него реки производственных, бытовых и прочих отходов.
2. Лесные ресурсы используются без ущерба для озера, на склонах запрещается вырубка леса. Зелёные зоны (запрещённые лесозаготовки применение химических средств, для борьбы с вредными насекомыми).
3. Организованный туризм.
В старинной русской песне о Байкале есть такие слова «Славное море, священный Байкал». Это очень справедливые слова без преувеличения.
Байкал – славное море, здесь и здоровый климат, чистейший насыщенный целебными фитонцидами воздух, чистая прекрасного изумрудного цвета вода, великолепные пляжи, минеральные источники.
Сохраним Байкал для потомков!
Закрепление нового материала
1. Запишите в тетрадях, что обозначают эти цифры?
1. 40 м.
2. 40 лет
3. 15-20 млн.лет
4. 332
5. 650 км.
6. 20%
7. 1637 м.
1. Длина озера Байкал.
2. Степень прозрачности Байкала.
3. Возраст Байкала.
4. Глубина озера.
5. Время для полной смены воды
6. Столько % всех пресных вод содержится в Байкале.
7. Столько лет люди Земли могут на байкальской воде.
Проверьте свои работы и оцените их.
2. Скажите, почему Байкал является “чудом природы во всех отношениях”, почему его называют жемчужиной Сибири?
Я знал | Я узнал |
Хочу знать |
|
|
|
Домашнее задание. Параграф 48, подготовьте сообщения на тему “Телецкое озеро».