Конспект открытого занятия «Формирование элементарных математических представлений. Тема: “Цифра и число 4”»

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: цифра и число 4


Основные предметные цели:

  • учимся считать до 10 и обратно;
  • продолжаем учиться составлять математические рассказы с опорой на рисунок;
  • учимся пересчитывать предметы в ряду;
  • учимся решать примеры;
  • знакомимся с цифрой 4;
  • учимся находить и называть заданные закономерности;
  • учимся записывать названные числа в виде числовых карточек.

Основные учебные цели:

  • развивать организационные умения: называть тему занятия, понимать цель задания;
  • оценивать результат работы (получилось – не получилось); исправлять допущенные ошибки;
  • развивать память, внимание;
  • развивать коммуникативные умения: помогать друг другу при выполнении заданий, действия в речи.

Воспитательные:

  • способствовать формированию системы взглядов на мир;
  • воспитывать интерес к предмету.

Методы обучения: наглядный, проблемный, практический.

Формы организации деятельности: фронтальная работа, самостоятельная работа, парная, индивидуальная.

Ресурсы:

  • Для учителя: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация.
  • Материалы к занятию:
    • счетные палочки;
    • готовые числовые карточки;
    • веер.

Ход занятия

Организационный момент

Психологический настрой

-Утром солнышко проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.
- С добрым утром и с хорошим днём!
Наше занятие с улыбки мы начнём.

- Вы чувствуете тепло солнца? Улыбнитесь и подарите тепло своему соседу, гостям.

Пусть сегодня на занятии нам будет тепло и уютно.

Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Чем мы занимаемся на уроке математики?

– Учимся думать, считаем, решаем, рассуждаем.

Учитель:

Математика – особая страна,
Для путешествия смекалка нам нужна.
Будем много думать и считать,
И задачки не забудем мы решать.

- Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на занятии. Так давайте активно работать и удивлять своими знаниями наших гостей. У нас с вами всё получится. Готовы?

1. Дидактическая игра, подводящая к открытию и формированию нового: «Змейка»

1. Игра по знакомым правилам

Форма работы: фронтальная.

- Предлагаю детям объединиться в группы-змейки по 3 человека с каждого ряда (дети стоят друг за другом, удерживая друг друга руками за спинку). Ребята называют число играющих в каждой группе. Змейки начинают движение. По команде: « Сбросить хвостик!» один в каждой команде должен отойти в сторону. Выигрывает та команда, которая после «сбрасывания хвоста» быстрее и правильнее всех назовет число оставшихся игроков.

2. Открытие нового

Формулирование темы и основной цели занятия.

– Откройте свои прописи на странице 14.

– Чем сегодня будем заниматься? (Ответы: будем учиться считать, рассказывать о числе четыре, узнаем новую цифру и.т.д.)
Звонит телефон на столе учителя.

Учитель: Можно послушать? Ребята, это кто-то к вам обращается.

(Включить громкую связь). Говорит мама - «гном».

– Ребята, мы вас приглашаем к нам в чудесный городок ГНОМИКОВ.

– Но, чтобы к нам попасть вы должны много знать. Мы вам приготовили много заданий. Готовы! Мы ждём! До свидания!

– Какое примем решение? Поедем к ГНОМИКАМ.

– Перед тем как идти в гости, что нужно сделать? (взяли зеркала поправили свои причёски и.т.д.), на чём поедим? (на машине)

(Звучит фонограмма звука машины.)

Открывается презентация на тему: "Число и цифра 4".

1 слайд. Число и цифра 4

2 слайд. Здороваемся с ГНОМАМИ и с Белоснежкой.

3 слайд. Попадаем в красивый город гномов. (Звучит песенка ГНОМОВ.)

Идём в гости. Устный счёт.

4 слайд. Гномик Смельчак здоровается.

5 и 6 слайд. Смельчак предлагает детям подсчитать цыплят (до 10 и обратно) МОЛОДЦЫ!

6 слайд. Выполняем дальше задания Смельчака. Вопрос: Куда войдёт больше воды: в 3литровый самовар или в 3литровый чайник? (одинаково)

8 слайд. Четвёртый лишний. Почему? (Свечка лишняя. Всё остальное - явления природы.)

9 слайд. Сколько зайцев в корзине?(3)

10 слайд. Отдых для глаз (звучит песенка ГНОМИКОВ)

11, 12, 13 слайды. Гномик Ворчун предлагает ребятам помочь полить цветок, тогда он вырастет.

Учитель: Поможем! (1+2; 3-1; 2+2) МОЛОДЦЫ! Идём дальше.

14 слайд. Учитель: Ребята мы попали на цветочную поляну. Назовите числа на каждом цветке. (Называя число, появляются буквы, читаем: ГНОМЫ! Звучат аплодисменты.) Молодцы!

15 слайд. Физминутка для глаз (В лесу родилась ёлочка)

16 слайд.

Четыре в комнате угла,
Четыре ножки у стола.
по четыре ножки
У мышки и у кошки.

(Девочка из класса читает стихотворение.)

17 слайд. Назови число предметов на каждом рисунке: 4 машины; 4 репки; 4 батона.

Число четыре записывают знаком - цифрой 4.

18 слайд. (Мальчик из класса читает стихотворение)

Гляди, четыре – это стул,
Который я перевернул.

19 слайд.

Словно в зимние морозы
В тёплых шубах ходят козы.
Нет рогов острее в мире -
Пишет Мурочка ЧЕТЫРЕ.

(Девочка читает стихотворение)

20 слайд. Предлагается детям посчитать козликов (1, 2, 3, 4 и обратно).

21 слайд. Сколько груш? Посмотрим, как пишется число 4.

22 слайд. Отдых для глаз.( Снеговик)

23 слайд. Сколько лягушек?

24 слайд. К нам пришёл ГНОМИК Хитрун. Он очень любит решать задачи и вам принёс несколько задач. Поможем ему решить?

25 слайд. У кормушки сидели 2 птички. К ним прилетели еще 2 птички. Сколько птичек стало у кормушки? (4)

26 слайд.

  • Сколько ёлочек было? (5)
  • Сколько спилили? (1)
  • Сколько осталось? (4)

Учитель: ГНОМИК просит нас решить математический рассказ в учебниках.

3. Физминутка

Две руки.

Форма работы: в парах.

Рассмотрите два верхних рисунка, соединённых красной стрелкой, посоветуйтесь друг с другом и придумайте рассказ, в котором будут слова: БЫЛО, ПРИПЛЫЛА, СТАЛО. (Было три рыбки, к ним приплыла ещё одна рыбка. Рыбок на рисунке стало четыре.)

– Рассмотрите рисунок с числовыми карточками вверху и объясните, что означает каждая карточка. После этого на числовой карточке с вопросом записываем с помощью точек.

Закрепление представления о составе числа четыре.

– Вспоминаем о способах разбиения множества на классы по общему названию, по направлению движения. Рассказываем: на рисунке четыре морских животных: 1 морской конёк, 1 рыба, 1 краб, 1 медуза.– Вывод: число четыре состоит из чисел один, один, один и один.

– Далее так же разбиваем рыбок по цвету. Вывод: число четыре состоит из одного и трёх.

– По направлению движения. Вывод: исло четыре состоит из двух и дву.

27 слайд. Итог занятия.

Форма работы: фронтальная.

Рефлексия

– Пришло время подвести итог. Благодаря дружной работе, наше путешествие удачно завершилось. Во время путешествия мы провели большую работу.

  • Скажите, что вы для себя узнали нового?
  • Чем мы сегодня занимались?
  • Что вам помогло хорошо работать на занятии?
  • Оцените свою работу с помощь смайликов.

Гномик-Весельчак принёс нам разные смайлики (дарят друг другу).

28 слайд (1 цветок повял, опустил голову, 2 цветок красивый, блестит).

– РЕБЯТА! Какое у вас настроение после нашего путешествия к ГНОМИКАМ. Поднимите 1 или 2.

29 слайд. Спасибо за урок.