Проектная деятельность. Авторская разработка.
Проект «Волшебный мир театра» Разработан на один год.
Проектная работа носит информационный, творческий, практический характер, способствует развитию индивидуальных способностей обучающихся. Продукт проектной деятельности показан на общешкольном мероприятии, родительском собрании, конкурсе-фестивале «Созвездие талантов», показан спектакль в МКОУ «Д/с № 27», в доме-интернате для престарелых и инвалидов № 1.
«Театральная шкатулка»
«Театральная шкатулка» - это итог проекта «Волшебный мир театра».
Предназначена для проведения в специальной (коррекционной) школе VIII вида в начальных классах в соответствии с ФГОС.
Современный Стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся, создание условий для индивидуального развития всех обучающихся. Актуальность темы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности.
Мной разработан проект, направленный на общекультурное развитие личности средствами эстетического воспитания.
В данный проект включены:
- Рабочая Программа «Волшебный мир театра». Занятия, направлены на развитие личности обучающихся (конкурсы чтецов, конкурсы театрального мастерства, выставки творческих работ, экскурсии, специальные занятия с практическими заданиями, творческие инсценировки).
- Рабочая Программа «Ручное творчество». Включает в проектную деятельность творческую группу родителей (изготовление костюмов, атрибутов, декораций к инсценировкам).
- Рабочий план реализации проекта. Даны сроки реализации проекта (1 год).
- Социальное партнерство. Благодаря развитию партнерских отношений с организациями района и города, воспитанники школы-интерната активно включатся в социум.
Разработанная программа «Волшебный мир театра» основана на психологических особенностях развития детей с ОВЗ. В целом данная программа направлена на обеспечение условий, благоприятствующих самореализации и успешной совместной деятельности для всех её участников; создание условий для развития познавательной активности посредством занимательного материала; овладение коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения. В каждое занятие включены практические упражнения по артикуляционной и пальчиковой гимнастике, упражнения на выработку правильного дыхания, ритмические движения на развитие пластических способностей, речевая зарядка на тренировку произносительных навыков, показывали этюды с использованием жестов и мимики, разучивали скороговорки и др.
Работу выстраиваю по 3 направлениям:
- работа с детьми своего класса;
- работа с родителями;
- творческий союз с обучающимися других классов нашей школы.
Театральное искусство объединяет все данные направления и имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия, приобщение к деятельности, развитие эстетических качеств личности. Театральная игра способствует развитию и коррекции высших психических функций, всех видов детского творчества + сплочение детского коллектива в классе, повышению культуры поведения.
Проводимая работа за один год дала положительные результаты: Петя стеснялся выходить на публику, а в конце года скованность исчезла; Света научилась выразительно и эмоционально читать стихи; Вова был «ершистый», а теперь стал сговорчивее, научился договариваться с одноклассниками; у Маши движения стали более пластичными; у Сережи речь стала выразительнее; у Карины исчезает скованность в движениях.
В целом коллектив класса стал более сплоченным, ребята меньше конфликтуют друг с другом. Заметно повысилась культура поведения обучающихся.
Учащиеся моего класса принимают активное участие в различных конкурсах.
Вывод. В результате практических занятий у детей вырабатывается потребность грамотно строить свою речь, использовать приёмы выразительности и эмоциональности. В ходе общения дети накапливают богатый социальный опыт, овладевают навыками толерантного отношения друг к другу.
Представляю вашему вниманию фрагмент данного проекта.
Итоговое мероприятие «Театральная шкатулка»
Цель: расширять знания о театре как вида искусства; обеспечение условий, благоприятствующих самореализации и успешной совместной деятельности для всех её участников; овладение коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения.
Задачи:
- Образовательная: стимуляция познавательной активности через многообразие приемов и тренировочных упражнений.
- Коррекционная: развитие навыков совместной деятельности через постановку спектакля.
- Воспитательная: создание условий для овладения коммуникативно-речевыми умениями в различных ситуациях общения.
Оборудование:
- демонстрационный материал: шкатулка, карточки с этапами мероприятия, теремок, слова на слайде «Театральные профессии», «Театральные слова», ответы-подсказки к вопросам.
- раздаточный материал: буквы а, б, в; маски для героев спектакля, костюмы, изображения солнышки и тучки; колокольчики, ветерок, карточки для учителя: программированное задание «Мы в театре».
Ход мероприятия
1. Орг. момент
Театр - праздник для души!
И артисты наши хороши!
Настроение у всех весеннее
От солнца лучиков светло.
Для нас сегодня - это сцена –
И мы покажем мастерство.
2. Актуализация темы
- Наше мероприятие называется «Театральная шкатулка».
- Сегодня мы покажем спектакль, который приготовили наши ребята.
- Театр — это праздник души, который создают своей игрой актеры, поэтому культурное поведение в театре поможет полностью им насладиться и не испортить впечатление окружающим. А знаете ли вы основные правила поведения в театре? Сейчас мы это проверим.
Программированное задание «Мы в театре» (выбери правильный ответ)
- Итак, объявляется конкурс «Мы в театре».
- У вас на столах буквы, вы поднимаете только ту букву, которая является правильным ответом.
Вопросы:
1. Как нужно проходить на свои места перед сидящими зрителями?
а. Спиной к сидящим;
б. Лицом к сидящим,
в. Боком к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.
2. Можно ли обсуждать новости во время спектакля?
а. Конечно, ведь нам с другом не так уж часто приходится посидеть час-полтора рядышком;
б. Не стоит этого делать, ведь приходится напрягать голосовые связки, так как мешают музыка и реплики актеров;
в. Разговаривать во время спектакля нельзя, ведь это неуважение к актерам и сидящим рядом зрителям.
3. Как ты поступишь с шоколадкой, купленной во время антракта?
а. Отдам другу, пусть он шуршит фольгой от шоколадки во время спектакля;
б. Дождусь, когда артист выйдет на сцену, и, громко шурша фольгой, разверну ее - так под реплики артиста будет меньше шума;
в. Съем шоколадку в буфете во время антракта.
- Отвечаем на вопросы.
Театральные профессии «Убери лишнее»
На слайде слова: режиссер, артист, гример, водитель, учитель, строитель.
- Оставьте только те слова, которые относятся к театру.
- В чем заключается работа гримера? (…)
- В чем заключается работа режиссера? (…)
- В чем заключается работа артиста ? (…)
На слайде даны театральные слова.
- Ваша задача продолжить этот ряд.
Ассоциативный ряд.
Дополни «Театральные слова» гример, сцена, (действие, кулисы, реплика, партер, маска, костюм, грим, спектакль, репетиции, декорации и т.д.)
- Молодцы, ребята.
- Вы правильно отвечали на мои вопросы.
- Внимание!
Беру в руки шкатулку.
Сожмите кулачки.
Чок-чок-чок –
Открываем сундучок.
Ди-ди-ди-
Сказка в гости приходи!
Из шкатулки достать: Артикуляционная гимнастика
- Ребята, сейчас повторяйте за мной.
Пи-пи-пи - мышка в гости приходи.
Са-са –са –бежит хитрая лиса.
Чок-чок-чок - бежит серенький волчок.
Ок- ок-ок –стоит в поле теремок
Узнали сказку? Вы удивились? Покажите, как вы удивились. А теперь улыбнитесь.
Из шкатулки достать: Дыхательная разминка
Стоял в поле Теремок,
Он не низок не высок.
Так стоял он и скучал,
Никого не замечал.
Ветер в поле там гулял,
Теремочек разрушал.
- Ветерок легкий, теплый. Покажем, как ветерок в поле гулял?
- Наберите в грудь воздух и медленно выдохнем и потрясем ручками.
- Делай как я и вместе со мной (подули и потрясли руками)
- А сейчас ветер усилился. Как подуем? (сильно подули и потрясли руками быстро)
Из шкатулки достать: Пальчиковая гимнастика
На полянке теремок (ладошки соединяем домиком)
Дверь закрыта на замок (пальцы сомкнуты в замок)
Из трубы идет дымок (пальцы согнуть в колечки)
Вокруг терема забор (руки перед собой, пальцы прямые и сомкнутые)
Чтобы не забрался вор.
Тук-тук. Тук-тук. (кулачок стучит по ладони)
Открывайте, я ваш друг! (руки развести в стороны)
Речевая разминка
Игра «Подскажи словечко»
- Я начну фразу, а вы ее закончите.
Не бывает дома без… (дверь, окно, крыша)
Не бывает мышки без…(хвоста)
Не бывает зайчика без…(ушей)
Не бывает болота без… (лягушки)
Не бывает лисы без…(хвоста)
Не бывает волка без…(клыков)
Не бывает театра без…(артистов)А теперь пора пришла
Общаться жестами, да-да!
Я вам слово говорю,
В ответ от вас я жестов жду.
Я приглашаю всех ребят, сидящих в зрительном зале. (Театральный этюд: «приветствие»-пусть ваши ручки поприветствуют друг друга, пожатием рук рядом сидящих детей; «приласкают»- погладят рядом сидящего по голове, «подружатся» -сомкнуть пальцы в замочек
Достать из шкатулки: Ритмика «Мы не скажем, а покажем»
- А сейчас покажите, как будут двигаться наши герои.
Картинка мышка
- Как мышка бегает? Покажите.
Картинка лягушка.
-А как прыгает лягушка? Покажите.
Картинка зайчик.
- А как прыгает зайчик? Покажите.
Картинка лисичка.
- А как бегает лисичка? Покажите.
Картинка волк.
- А как бежит волчок? Покажем.
Картинка медведь.
- А как передвигается медведь? Покажите.
- А сейчас покажите жестами: иди ко мне, нет, не знаю, здравствуй, до свидания.
Достать из шкатулки: Гримерная
- Прошу артистов подойти ко мне. Вы посетите гримерную комнату и приготовитесь к спектаклю.
- Театр – дело коллективное. Ваша задача помочь друг другу одеть маски, нанести грим, одеть костюмы.
- А пока наши герои готовятся к выходу на сцену, мы с вами ответим на вопросы.
Вопросы (ответы-подсказки демонстрация слайдов).
- Как в театре говорят спасибо? (Аплодисменты)
- Как готовятся артисты, что бы поставить спектакль? (репетиции)
- С помощью чего может измениться артист, что бы быть похожим на героя спектакля? (грим, головной убор, костюм, прическа и т.д.)
А без костюма можно, дети,
Превратиться, скажем, в ветер,
Или в дождик, иль в грозу,
Или в бабочку, осу?
- Что ж поможет здесь, друзья? (жесты и конечно мимика)
- Что такое мимика? (это телодвижения без слов)
Игра со зрителями
- Ну что ж поиграем? Вы должны молча выполнять движения, если бы с вами произошло следующее. На месте будем выполнять. Предлагаю встать.
Только в лес мы вошли, появились комары.
Вдруг мы видим: у куста птенчик выпал из гнезда.
Тихо птенчика берем и назад в гнездо кладем.
На полянку мы заходим, много ягод мы находим.
Земляника так душиста, что не лень и наклониться.
Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса.
Мы лисицу обхитрим, на носочках постоим.
- Я убедилась, что наши зрители прекрасные артисты. А сейчас мы с вами попадем в сказку, которую приготовили наши ребята. А зрители тоже будут играть роли.
Ребята берут шуршалки, желтые круги (солнышки), колокольчики.
- У вас эпизодические роли. Как услышите свою роль, выполняете действие.
- У кого в руках желтые круги –вы «солнышки», поднимаете над головой желтые круг, по моей команде опускаем руки.
- У кого колокольчики - вы «птичка», звеним колокольчиками, по моей команде перестаем звенеть.
- У кого шуршалки - вы «ветер», поднимаем шуршалки и шуршим, по моей команде перестаем шуршать.
- Садитесь.
3. Практическая работа
- Артисты готовы?
Достать из шкатулки: «Звездный час»
- Итак, начинается сказка «Теремок» на новый лад.
Учитель произносит текст, ученики выполняют роли.
4. Подведение итогов
«Релаксация»
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.
Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Все вы были молодцы!
5. Рефлексия
- Понравилось сегодня вам занятие? Вот лежат солнышки и тучки. Если да, покажите мне солнышко. Если нет, покажите мне тучку.
- Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.
- А наше занятие подошло к концу, всем спасибо.
Теремок
Ведущий:
Светит солнышко, поют птички, дует легкий ветерок.
Стоит в поле теремок.
На поляну из-за деревьев выходит мышка с узелком и направляется к теремку.
Мышка:
Вижу в поле теремок, он ни низок, ни высок
Кто, кто в теремочке живет? кто, кто в невысоком живет?
Мышка:
Я Мышка, я норушка, трудиться я люблю:
Я самовар поставлю и печку затоплю.
Я Мышка, я норушка, люблю я чистоту:
Я вымою окошко, крылечко подмету.
Ведущий:
Мышка вымыла крылечко, затопила жарко печку.
Подметает Мышка пол, накрывает Мышка стол.
Ведущий:
Светит солнышко, поют птички, дует легкий ветерок.
Стоит в поле теремок.
На зеленую опушку прискакала тут Лягушка.
Лягушка: (поет песенку).
Мне так на сцене петь охота и танцевать, и танцевать.
Я — Лягушка, ква-ква-ква. Посмотрите, какова!
Я скажу вам справедливо, что стройна я и красива.
Это что за теремок? из трубы идет дымок!
Подойду-ка я поближе, посмотрю-ка выше, ниже
Подойду и позову: Эй, хозяева, ау!
Кто, кто в теремочке живет? кто, кто в невысоком живет?
Мышка: Я — Мышка-норушка, а ты кто?
Лягушка: А я — Лягушка-квакушка. Пусти меня в теремок жить
Мышка: А что ты умеешь делать?
Лягушка: Бегать, прыгать и играть и по камушкам скакать!
Посмотри, как я скачу, хочешь, тоже научу? (Лягушка и Мышка танцуют польку.) Приглашают зрителей потанцевать вместе с ними. Все танцуют.
Ведущий: Светит солнышко, поют птички, дует легкий ветерок. Поселились Мышь с Лягушкой, стали жить да поживать и друг другу помогать. Топят печь, зерно толкут да в печи блины пекут. Вместе подметают пол, вместе накрывают стол. Вместе чай с малиной пьют. Очень весело живут!
Мышка, Лягушка (вместе):
Как положено друзьям, все мы делим пополам.
И работу, и заботу пополам, пополам, пополам.
Ведущий: Светит солнышко, поют птички, шуршит легкий ветерок. В это время на лужайку прибежал веселый Зайка. Сел на пень, пригладил ушки и запел свои частушки.
Заяц (поет частушки):
Я — Зайчишка-молодец, удалец я и храбрец.
Не боюсь я лисы, Волка дерну за усы.
Не видать ли где-то вкусной,
Сочной крепенькой капусты? (увидев теремок)
Постучу-ка лапкой в двери, Чей, скажите, этот терем?
Мышка (выходит из домика) Мышка здесь живёт, Норушка!
Лягушка (выходит из домика) И лягушка с ней, Квакушка!
Мышка. Ну, а ты-то кто, ответь!
Зайчик. Я просто Зайчик, Развесёлый попрыгайчик! Можно с вами буду жить!
Мышка и лягушка. Будем мы втроём дружить!
Ведущий.
Стали жить да поживать, Песни петь да танцевать!
Стоит в поле теремок, дует легкий ветерок.
Светит солнышко, поют птички. Вышла из лесу
Лисица… (поет):
Говорят, я рыжая, хитрая, бесстыжая,
Кур я импортных люблю, лимонады часто пью.
Припев: Ой, Лиса, Лиса, Лиса! Хитрые глаза.
Очень я нарядная, милая, приятная,
Обожаю выступать: песни петь и танцевать.
Пела я и танцевала, отдохнуть пора, устала.
Так, присяду вот сюда. Где же сладкая вода?
Жаркий выдался денек. Это что за теремок?
Подойду-ка я поближе, посмотрю-ка выше, ниже.
Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Мышка: Я — Мышка-норушка.
Лягушка: Я — Лягушка-квакушка.
Заяц: Я — Зайчик-побегайчик.
Вместе: А ты кто?
Лиса: А я — Лисичка-сестричка. Пустите меня в теремок жить
Все: А что ты умеешь делать?
Лиса. Я-то – рыжая Лисичка, Буду всем вам, как сестричка.
Мышка: Так иди же с нами жить, Раз умеешь ты дружить. Лиса заходит в теремок.
Ведущий.
Стали жить да поживать, Песни петь да танцевать!
Стоит в поле теремок, дует легкий ветерок. Светит солнышко, поют птички.
Вышел из лесу Волчок Греть на солнышке бочок.
Волк (поет):
На жизнь обижен неспроста, я просто круглый сирота.
Берлоги нет и нет дупла —такие волчьи вот дела.
Я ночью вою на луну, зачем, и сам я не пойму:
Наверно, это вновь и вновь во мне бушует предков кровь.
(Говорит.) Где найти мне теплый дом, и с крылечком, и с окном?
Печка, жаркий уголек. Это что за теремок?
Подойду-ка я поближе, посмотрю-ка выше, ниже.
Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Мышка: Я — Мышка-норушка.
Лягушка: Я — Лягушка-квакушка.
Заяц: Я — Зайчик-побегайчик.
Лиса: Я — Лисичка-сестричка.
Вместе: А ты кто?
Волк.
Я-то, Серенький Волчок, Серый хвостик и бочок.
Можно с вами буду жить? Не с кем мне в лесу дружить!
Лиса. Можно, право, потесниться! Буду вежливой лисицей:
Пропущу я в терем Волка, Дверь закрою на защёлку!
Ведущий.
Стоит в поле теремок, дует сильный ветерок.
Не светит солнышко, не поют птички.
Вышел Мишка косолапый.
Медведь (поет):
Как же тут не зареветь? Я же все-таки медведь!
Теплый дом найти хочу, и поэтому рычу!
Я в лесу ходил-гулял, меду сладкого искал.
Я без устали бродил, притомился, нету сил.
Очень хочется поспать, мне бы дом, а в нем кровать.
Иль подушку дайте мне —хватит этого вполне.
(Говорит.) Это что за теремок?
Подойду-ка я поближе, посмотрю-ка выше, ниже.
Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет
Мышка: Я — Мышка-норушка.
Лягушка: Я — Лягушка-квакушка.
Заяц: Я — Зайчик-побегайчик.
Лиса: Я — Лисичка-сестричка.
Волк: Я — Серый Волк — зубами щелк.
Вместе: А ты кто?
Медведь:
А я — Мишка-медведь. Люблю громко реветь. Пустите меня в теремок жить!
Мышка Ты, Медведь, огромный зверь, Не пролезешь в эту дверь.
Медведь. Не беда, не гордый я, Вы поверьте мне, друзья,
Хватит места мне везде, Буду спать я во дворе.
Звери (выходят из домика) Пустим, Мишенька, тебя,
Мы теперь одна семья. В теремочке чудном нашем,
Мы споём, станцуем, спляшем.
Всем советуем дружить, Ссориться не смейте!
Без друзей нам не прожить. Ни за что на свете!
Ни за что, ни за что, Ни за что на свете! (2 раза)
Ведущий: Стоит в поле теремок, дует легкий ветерок. Светит солнышко, поют птички.
Танцуют все участники спектакля и приглашают всех зрителей на танец.
Танцуют все!!!
Список использованной литературы
1. Баряева Л.Н, Вечканова И.С, Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. С.-П., «Союз», 2001.
2. Баряева Л.Б. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде Программно-методический комплекс, 2006 Санкт-Петербург.
3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.П. Как преодолеть трудности в обучении детей. – Ось 89, 2001 Москва.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском развитии «Просвещение» 1991, Москва.
5. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии «Просвещение» 1991, Москва.
6. Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Пособие для родителей и педагогов «Издательство АСТ», 1999 Москва.
7 Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт «Фонетическая ритмика в школе и детском саду» Учебная литература, 1997 Москва.
8. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки - СПб, Детство-Пресс, 2009.
9. Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в театрализованной деятельности. - М., Сфера, 2010.
10. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день.- Санкт-Петербург, 2008.
11. Погребинская М.М. Музыкальные скороговорки/ СПб, «Композитор», 2007.
12. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М., Владос, 2001.
13. Певзнер М.С. Динамика развития детей олигофренов Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1963 Москва.
14. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Сборник № 1 Владос 2011, Москва.
15. Громыко Ю.В., Громыко Н.В. Исследование и проектирование в образовании. — Режим доступа: // http.www.abitu.ru/researcher/methodics/nauka/.
16. Закиева Л.Р., Хадиева Ф.И. Проектная деятельность педагога [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 6-7. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3674/