План-конспект фронтального логопедического занятия в коррекционной школе 8 вида. Тема: ,,Звуки Ч–Щ''

Разделы: Логопедия

Класс: 3

Ключевые слова: логопедическое занятие, звуки Ч-Щ


Задачи:

  • Дифференциация звуков Ч–Щ в слогах, словах, предложениях.
  • Развивать артикуляционную и мелкую моторику, умение регулировать силу выдоха.
  • Упражнять в использовании предлогов (в, на, за, под, над) в предложениях, подборе 3-сложных слов и слов к звуковой схеме СГ-СГ-СГ-СГ.
  • Учить преобразовывать слова посредством суффиксов.
  • Формировать слуховое внимание, развивать память и речевые навыки.

ХОД УРОКА

1. ОРГ.МОМЕНТ

2. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ,,НАРЯДИ ЁЛКУ” (ПОДДУВАНИЕ)

– Кто знает, какой скоро будет праздник? Его ждут все - взрослые и дети. (Новый год)

– А что же мы с вами будем скоро наряжать? (новогоднюю ёлку)

– Сегодня на дыхательной гимнастике мы тоже будем наряжать новогоднюю красавицу-ёлку разноцветными шарами. Только сначала вспомним, как правильно вдыхать воздух (спокойно через нос), а выдыхать (плавно, тонкой воздушной струйкой, через рот).

– Украсьте разноцветными кругами (вырезанными из цветной бумаги) ваши ёлки (нарисованные на альбомном листе). Сначала дуйте сильнее, чтобы украсить шариками верхнюю ветку ёлки, а затем плавнее и спокойнее, чтобы украсить нижнюю.

3. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ РУК ,,ОЧКИ – МАСКА''

– В чём же мы пойдём на новогодний маскарад? (в масках)

– Маски мы сделаем из очков. Кто покажет знакомое упражнение для пальцев рук ,,Очки''? (показ ученика — все пальцы соединены с большим)

– А теперь средний, безымянный пальцы и мизинец выпрямим, и у нас получатся красивые новогодние маски.

4. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (РАБОТА С ЗЕРКАЛАМИ)

  • Упражнение ,,Маляр''
  • Упражнение ,,Гармошка''

5. ЗВУКОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВКА (ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ ,,КУЗНЕЧИК – ЩЁТКА'')

Загадка: ,,Чемпион он по прыжкам! Скачет, скачет по лужкам!'' (кузнечик)

Кузнечик - это символ звука Ч, он стрекочет: ч-ч-ч (на доске картинка - символ)

Упражнение - звукоподражание ,,Кузнечик''.

Загадка: ,,Пластмассовая спинка, а на спинке - щетинка'' (щётка)

Щётка - это символ какого звука? (звука Щ)

Почему? (когда чистим одежду или обувь щёткой, слышится: щ-щ-щ)

Упражнение - звукоподражание ,,Щётка'' (на доске картинка-символ - щётка).

Игра на развитие звуковой дифференцировки изолированных звуков Ч–Щ

,,Кузнечик – Щётка'' (логопед показывает то символ звука Ч – картинку кузнечика, то символ звука Щ – картинку щётки, ученики звукоподражают).

6. СООБЩЕНИЕ ЦЕЛИ УРОКА

– Кто догадался, над какими двумя звуками мы будем сегодня работать? (Ч–Щ)

– Мы будем чётко и внятно произносить звуки Ч–Щ в слогах, словах и предложениях. Будем учиться различать эти звуки.

7. УТОЧНЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКОВ Ч – Щ (РАБОТА С ЗЕРКАЛАМИ)

– Что делает язычок, когда мы произносим звуки Ч–Щ? (широкий кончик языка поднят к бугорку за верхними зубами).

– Что делают зубки? (они сближены).

– А что делают наши губы при произнесении звуков Ч–Щ? (они округлены и слегка вытянуты вперед).

8. УТОЧНЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКОВ Ч–Щ

– Чем ещё, кроме артикуляции, похожи звуки Ч–Щ? (оба согласные, глухие, шипящие, всегда мягкие).

9. ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ Ч–Щ В ОТКРЫТЫХ И ЗАКРЫТЫХ СЛОГАХ.

ЧТЕНИЕ СЛОГОВ С ДОСКИ

 

А

 

 

О

 

Ч

У

 Щ

 

И

 

 

Е

 

10. ИГРА ,,ЭХО'' (АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ч – Щ В СЛОГАХ)

Задание: Замените звук Ч на звук Щ или, наоборот, звук Щ на звук Ч в слогах.

Гласный звук при этом не меняется:

ЧЕ – (ЩЕ) ЧЁ – (ЩЁ) ЩИ – (ЧИ) ИЧ – (ИЩ) ЩЕ – (ЧЕ) ЧА – (ЩА) ЩУ – (ЧУ)

АЧ – (АЩ) ОЩ – (ОЧ) ЧУ – (ЩУ)

11. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВИЛА: ,,ЧА – ЩА ПИШУ С БУКВОЙ А! ЧУ – ЩУ ПИШУ С БУКВОЙ У!'' (хоровые и индивидуальные ответы)

12. ЧТЕНИЕ СЛОГОВЫХ ЦЕПОЧЕК С ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КАРТОЧЕК + ПОВТОРНОЕ ХОРОВОЕ ПРОИЗНЕСЕНИЕ (ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ НА СЛУХ):

ЧА – ЩА – ЧА ЩЁ – ЧЁ – ЧЁ ЩУ – ЧУ – ЩУ ЧИ – ЧИ – ЩИ ЩЕ – ЩЕ – ЧЕ
ЧУ – ЩУ – ЩУ ОЩ – ОЧ – ОЧ УЧ – УЩ – УЧ АЩ – АЩ – АЧ АЧ – АЧ – АЩ

13.УПРАЖНЕНИЕ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРЕДЛОГОВ (В, НА, ЗА, ПОД, НАД) В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ (создание сюжетных ситуаций посредством игрушек)

Задание: Нужно внимательно посмотреть вокруг, найти предмет со звуком Ч или Щ, составить предложение о том, где его нашёл.

Выделить предлог В, НА, ЗА, ПОД, НАД в составленном предложении (ученики находят игрушку, составляют предложение по сюжету и оставляют найденный предмет на своих партах):

  • Очки В коробке.
  • Мяч В коробке.
  •  Плащ В шкафу.
  • Щётка НА столе.
  • Щенок НА телевизоре.
  • Прищепка НА столе.
  • Чебурашка ЗА коробкой.
  • Черепаха ЗА шкафом.
  • Клещи ПОД коробкой.
  • Бабочка НАД доской.
  • Ключ НАД доской.

14. ФИЗПАУЗА ,,МЧИТСЯ – МЧИТСЯ ПАРОВОЗ''

(Ученики встают с мест, топают ногами, делают круговые движения руками, согнутыми в локтях, произносят:,,Мчится – мчится паровоз, слышен чёткий стук колёс! Мчится – мчится паровоз, слышен чёткий стук колёс! Ч–Щ! Остановка!'')

15. ИГРА ,,ПОЕЗД'' (С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА)

Задание: Нужно определить места всем пассажирам и багажу в поезде. В первом вагоне поедут те пассажиры или багаж, в названии которых звук Ч или Щ — первый, в начале слова. В среднем вагоне — те, в названии которых звуки Ч или Щ в середине слов. А в последнем вагоне поедут те пассажиры или багаж, в названии которых звуки Ч или Щ последние и слышатся в конце слов. Помогите пассажирам занять свои места в поезде!

(В 1-м вагоне – щенок, щётка, Чебурашка, черепаха.

Во 2-м вагоне – бабочка, очки, прищепка, клещи.

В 3-м вагоне – плащ, мяч, ключ).

16. ФИЗПАУЗА ,,МЧИТСЯ – МЧИТСЯ ПАРОВОЗ''

(Ученики встают с мест, топают ногами, делают круговые движения руками, согнутыми в локтях, произносят: ,,Мчится – мчится паровоз, слышен чёткий стук колёс! Мчится – мчится паровоз, слышен чёткий стук колёс! Ч–Щ! Остановка!'')

17. СТАНЦИЯ ,,СЛОГОВКА'' (C ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА)

Задание: На этой станции выйдут те пассажиры, или вынесут тот багаж, в названии которых 3 слога (ба -боч -ка, при -щеп -ка).

18. СЛОВЕСНАЯ ИГРА ,,БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ'' (C ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ УПОТРЕБЛЯТЬ УМЕНЬШИТЕЛЬНО – ЛАСКАТЕЛЬНЫЕ СУФФИКСЫ)

Задание: Пока довольные пассажиры едут в поезде в своих вагонах, мы поиграем в интересную игру ,,Большой – маленький''. Я буду называть БОЛЬШОЙ предмет, а вы такой же, но ПОМЕНЬШЕ:

  • ящик – ящичек
  • щепка – щепочка
  • прищепка – прищепочка
  • щенок – щеночек
  • щётка – щёточка
  • щека – щёчка
  • щука – щучка

19. СЛОВЕСНАЯ ИГРА ,,МАЛЕНЬКИЙ – БОЛЬШОЙ''

Задание: А теперь, НАОБОРОТ, я назову предмет, вы добавите окончание ЧИЩЕ, и сразу получится ОГРОМНЫЙ предмет:

  • волк – волчище
  • жук – жучище
  • бык – бычище
  • рак – рачище
  • хомяк – хомячище
  • паук – паучище
  • сук – сучище
  • сундук – сундучище

20. ФИЗПАУЗА ,,МЧИТСЯ – МЧИТСЯ ПАРОВОЗ''

21. СТАНЦИЯ ,,ЗВУКОВКА'' (С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА)

Задание: На этой станции выйдет пассажир, название которого подходит к звуко-слоговой схеме СГ – СГ – СГ – СГ (че -ре -па -ха).

22. ЧТЕНИЕ СЛОВ С КАРТОЧЕК. ДОБАВЛЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРУЕМОГО ЗВУКА.

Задание: Стоит корзина на пути, – ни объехать, ни обойти!

В корзине письмо: ,,Учащимся 3го класса от почтальона Печкина. Ребята, помогите мне, пожалуйста, отправить эти письма. Закончите слова на карточках звуком Ч или Щ и положите в нужный конверт. Заранее благодарен, почтальон Печкин''.

Поможем Печкину разобраться с письмами?!

(на доске 2 конверта с буквами Ч и Щ, ученики читают слово с карточки, заканчивают его нужным звуком и вкладывают в нужный конверт: трубаЧ, граЧ, калаЧ, клюЧ, враЧ, мяЧ; борЩ, овоЩ, клеЩ, плюЩ, леЩ, товариЩ, плаЩ).

23. СЛОВЕСНАЯ ИГРА – ДОБАВЛЯЛКА С МЯЧОМ ,,КАКОЙ?''

(ученики стоят возле парт; ребёнок, поймавший мяч, добавляет слово — признак, затем следует хоровое произнесение предложения)

Лев рычит, рычит, рычит! – Лев какой? (рычащий)

Пёс ворчит, ворчит, ворчит! – Пёс какой? (ворчащий)

Бык мычит, мычит, мычит! – Бык какой? (мычащий)

А петух кричит, кричит! – Петух какой? (кричащий)

Молоток стучит, стучит! – Молоток (стучащий)

Колокол звучит, звучит! – Колокол (звучащий)

24. АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч – Щ В СКОРОГОВОРКЕ

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока!

25. АНАЛИЗ, ИТОГ УРОКА

  • Над какими звуками мы сегодня работали? (Ч–Щ)
  • Чем похожи звуки Ч–Щ? (оба согласные, глухие, шипящие, всегда мягкие).

МАТЕРИАЛ: ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ

1) Карточки с артикуляционными упражнениями ,,Маляр'' и ,,Гармошка''.

2) Символы звуков Ч(кузнечик) и Щ(щётка).

3) Поезд с 3мя вагонами.

4) Игрушки (щенок, щётка, Чебурашка, черепаха, бабочка, очки, прищепка, клещи, плащ, мяч, ключ).

5) Письмо от почтальона Печкина с карточками-словами для чтения.

6) Карточки-предлоги на доске (В, НА, ЗА, ПОД, НАД).

7) Схемы слов: 3х сложная и СГ–СГ–СГ–СГ.

8) Конверты с буквами Ч–Щ.

9) Корзина.

10) Мяч.

11) Указка, магниты.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

1) Зеркала;

2) Ёлки, нарисованные на листах формата А-4;

3) ,,Шарики ёлочные'' – разноцветные круги из цветной бумаги (для поддувания);

4) Индивидуальные карточки (для чтения слоговых цепочек).