Задачи:
- Дифференциация звуков Ч–Щ в слогах, словах, предложениях.
- Развивать артикуляционную и мелкую моторику, умение регулировать силу выдоха.
- Упражнять в использовании предлогов (в, на, за, под, над) в предложениях, подборе 3-сложных слов и слов к звуковой схеме СГ-СГ-СГ-СГ.
- Учить преобразовывать слова посредством суффиксов.
- Формировать слуховое внимание, развивать память и речевые навыки.
ХОД УРОКА
1. ОРГ.МОМЕНТ
2. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ,,НАРЯДИ ЁЛКУ” (ПОДДУВАНИЕ)
– Кто знает, какой скоро будет праздник? Его ждут все - взрослые и дети. (Новый год)
– А что же мы с вами будем скоро наряжать? (новогоднюю ёлку)
– Сегодня на дыхательной гимнастике мы тоже будем наряжать новогоднюю красавицу-ёлку разноцветными шарами. Только сначала вспомним, как правильно вдыхать воздух (спокойно через нос), а выдыхать (плавно, тонкой воздушной струйкой, через рот).
– Украсьте разноцветными кругами (вырезанными из цветной бумаги) ваши ёлки (нарисованные на альбомном листе). Сначала дуйте сильнее, чтобы украсить шариками верхнюю ветку ёлки, а затем плавнее и спокойнее, чтобы украсить нижнюю.
3. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ РУК ,,ОЧКИ – МАСКА''
– В чём же мы пойдём на новогодний маскарад? (в масках)
– Маски мы сделаем из очков. Кто покажет знакомое упражнение для пальцев рук ,,Очки''? (показ ученика — все пальцы соединены с большим)
– А теперь средний, безымянный пальцы и мизинец выпрямим, и у нас получатся красивые новогодние маски.
4. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (РАБОТА С ЗЕРКАЛАМИ)
- Упражнение ,,Маляр''
- Упражнение ,,Гармошка''
5. ЗВУКОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВКА (ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ ,,КУЗНЕЧИК – ЩЁТКА'')
Загадка: ,,Чемпион он по прыжкам! Скачет, скачет по лужкам!'' (кузнечик)
Кузнечик - это символ звука Ч, он стрекочет: ч-ч-ч (на доске картинка - символ)
Упражнение - звукоподражание ,,Кузнечик''.
Загадка: ,,Пластмассовая спинка, а на спинке - щетинка'' (щётка)
Щётка - это символ какого звука? (звука Щ)
Почему? (когда чистим одежду или обувь щёткой, слышится: щ-щ-щ)
Упражнение - звукоподражание ,,Щётка'' (на доске картинка-символ - щётка).
Игра на развитие звуковой дифференцировки изолированных звуков Ч–Щ
,,Кузнечик – Щётка'' (логопед показывает то символ звука Ч – картинку кузнечика, то символ звука Щ – картинку щётки, ученики звукоподражают).
6. СООБЩЕНИЕ ЦЕЛИ УРОКА
– Кто догадался, над какими двумя звуками мы будем сегодня работать? (Ч–Щ)
– Мы будем чётко и внятно произносить звуки Ч–Щ в слогах, словах и предложениях. Будем учиться различать эти звуки.
7. УТОЧНЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКОВ Ч – Щ (РАБОТА С ЗЕРКАЛАМИ)
– Что делает язычок, когда мы произносим звуки Ч–Щ? (широкий кончик языка поднят к бугорку за верхними зубами).
– Что делают зубки? (они сближены).
– А что делают наши губы при произнесении звуков Ч–Щ? (они округлены и слегка вытянуты вперед).
8. УТОЧНЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКОВ Ч–Щ
– Чем ещё, кроме артикуляции, похожи звуки Ч–Щ? (оба согласные, глухие, шипящие, всегда мягкие).
9. ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ Ч–Щ В ОТКРЫТЫХ И ЗАКРЫТЫХ СЛОГАХ.
ЧТЕНИЕ СЛОГОВ С ДОСКИ
|
А |
|
|
О |
|
Ч |
У |
Щ |
|
И |
|
|
Е |
|
10. ИГРА ,,ЭХО'' (АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ч – Щ В СЛОГАХ)
Задание: Замените звук Ч на звук Щ или, наоборот, звук Щ на звук Ч в слогах.
Гласный звук при этом не меняется:
ЧЕ – (ЩЕ) ЧЁ – (ЩЁ) ЩИ – (ЧИ) ИЧ – (ИЩ) ЩЕ – (ЧЕ) ЧА – (ЩА) ЩУ – (ЧУ)
АЧ – (АЩ) ОЩ – (ОЧ) ЧУ – (ЩУ)
11. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВИЛА: ,,ЧА – ЩА ПИШУ С БУКВОЙ А! ЧУ – ЩУ ПИШУ С БУКВОЙ У!'' (хоровые и индивидуальные ответы)
12. ЧТЕНИЕ СЛОГОВЫХ ЦЕПОЧЕК С ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КАРТОЧЕК + ПОВТОРНОЕ ХОРОВОЕ ПРОИЗНЕСЕНИЕ (ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ НА СЛУХ):
ЧА – ЩА – ЧА ЩЁ – ЧЁ – ЧЁ ЩУ – ЧУ – ЩУ ЧИ – ЧИ – ЩИ ЩЕ – ЩЕ – ЧЕ
ЧУ – ЩУ – ЩУ ОЩ – ОЧ – ОЧ УЧ – УЩ – УЧ АЩ – АЩ – АЧ АЧ – АЧ – АЩ
13.УПРАЖНЕНИЕ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРЕДЛОГОВ (В, НА, ЗА, ПОД, НАД) В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ (создание сюжетных ситуаций посредством игрушек)
Задание: Нужно внимательно посмотреть вокруг, найти предмет со звуком Ч или Щ, составить предложение о том, где его нашёл.
Выделить предлог В, НА, ЗА, ПОД, НАД в составленном предложении (ученики находят игрушку, составляют предложение по сюжету и оставляют найденный предмет на своих партах):
- Очки В коробке.
- Мяч В коробке.
- Плащ В шкафу.
- Щётка НА столе.
- Щенок НА телевизоре.
- Прищепка НА столе.
- Чебурашка ЗА коробкой.
- Черепаха ЗА шкафом.
- Клещи ПОД коробкой.
- Бабочка НАД доской.
- Ключ НАД доской.
14. ФИЗПАУЗА ,,МЧИТСЯ – МЧИТСЯ ПАРОВОЗ''
(Ученики встают с мест, топают ногами, делают круговые движения руками, согнутыми в локтях, произносят:,,Мчится – мчится паровоз, слышен чёткий стук колёс! Мчится – мчится паровоз, слышен чёткий стук колёс! Ч–Щ! Остановка!'')
15. ИГРА ,,ПОЕЗД'' (С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА)
Задание: Нужно определить места всем пассажирам и багажу в поезде. В первом вагоне поедут те пассажиры или багаж, в названии которых звук Ч или Щ — первый, в начале слова. В среднем вагоне — те, в названии которых звуки Ч или Щ в середине слов. А в последнем вагоне поедут те пассажиры или багаж, в названии которых звуки Ч или Щ последние и слышатся в конце слов. Помогите пассажирам занять свои места в поезде!
(В 1-м вагоне – щенок, щётка, Чебурашка, черепаха.
Во 2-м вагоне – бабочка, очки, прищепка, клещи.
В 3-м вагоне – плащ, мяч, ключ).
16. ФИЗПАУЗА ,,МЧИТСЯ – МЧИТСЯ ПАРОВОЗ''
(Ученики встают с мест, топают ногами, делают круговые движения руками, согнутыми в локтях, произносят: ,,Мчится – мчится паровоз, слышен чёткий стук колёс! Мчится – мчится паровоз, слышен чёткий стук колёс! Ч–Щ! Остановка!'')
17. СТАНЦИЯ ,,СЛОГОВКА'' (C ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА)
Задание: На этой станции выйдут те пассажиры, или вынесут тот багаж, в названии которых 3 слога (ба -боч -ка, при -щеп -ка).
18. СЛОВЕСНАЯ ИГРА ,,БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ'' (C ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ УПОТРЕБЛЯТЬ УМЕНЬШИТЕЛЬНО – ЛАСКАТЕЛЬНЫЕ СУФФИКСЫ)
Задание: Пока довольные пассажиры едут в поезде в своих вагонах, мы поиграем в интересную игру ,,Большой – маленький''. Я буду называть БОЛЬШОЙ предмет, а вы такой же, но ПОМЕНЬШЕ:
- ящик – ящичек
- щепка – щепочка
- прищепка – прищепочка
- щенок – щеночек
- щётка – щёточка
- щека – щёчка
- щука – щучка
19. СЛОВЕСНАЯ ИГРА ,,МАЛЕНЬКИЙ – БОЛЬШОЙ''
Задание: А теперь, НАОБОРОТ, я назову предмет, вы добавите окончание ЧИЩЕ, и сразу получится ОГРОМНЫЙ предмет:
- волк – волчище
- жук – жучище
- бык – бычище
- рак – рачище
- хомяк – хомячище
- паук – паучище
- сук – сучище
- сундук – сундучище
20. ФИЗПАУЗА ,,МЧИТСЯ – МЧИТСЯ ПАРОВОЗ''
21. СТАНЦИЯ ,,ЗВУКОВКА'' (С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА)
Задание: На этой станции выйдет пассажир, название которого подходит к звуко-слоговой схеме СГ – СГ – СГ – СГ (че -ре -па -ха).
22. ЧТЕНИЕ СЛОВ С КАРТОЧЕК. ДОБАВЛЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРУЕМОГО ЗВУКА.
Задание: Стоит корзина на пути, – ни объехать, ни обойти!
В корзине письмо: ,,Учащимся 3го класса от почтальона Печкина. Ребята, помогите мне, пожалуйста, отправить эти письма. Закончите слова на карточках звуком Ч или Щ и положите в нужный конверт. Заранее благодарен, почтальон Печкин''.
Поможем Печкину разобраться с письмами?!
(на доске 2 конверта с буквами Ч и Щ, ученики читают слово с карточки, заканчивают его нужным звуком и вкладывают в нужный конверт: трубаЧ, граЧ, калаЧ, клюЧ, враЧ, мяЧ; борЩ, овоЩ, клеЩ, плюЩ, леЩ, товариЩ, плаЩ).
23. СЛОВЕСНАЯ ИГРА – ДОБАВЛЯЛКА С МЯЧОМ ,,КАКОЙ?''
(ученики стоят возле парт; ребёнок, поймавший мяч, добавляет слово — признак, затем следует хоровое произнесение предложения)
Лев рычит, рычит, рычит! – Лев какой? (рычащий)
Пёс ворчит, ворчит, ворчит! – Пёс какой? (ворчащий)
Бык мычит, мычит, мычит! – Бык какой? (мычащий)
А петух кричит, кричит! – Петух какой? (кричащий)
Молоток стучит, стучит! – Молоток (стучащий)
Колокол звучит, звучит! – Колокол (звучащий)
24. АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч – Щ В СКОРОГОВОРКЕ
Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока!
25. АНАЛИЗ, ИТОГ УРОКА
- Над какими звуками мы сегодня работали? (Ч–Щ)
- Чем похожи звуки Ч–Щ? (оба согласные, глухие, шипящие, всегда мягкие).
МАТЕРИАЛ: ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ
1) Карточки с артикуляционными упражнениями ,,Маляр'' и ,,Гармошка''.
2) Символы звуков Ч(кузнечик) и Щ(щётка).
3) Поезд с 3мя вагонами.
4) Игрушки (щенок, щётка, Чебурашка, черепаха, бабочка, очки, прищепка, клещи, плащ, мяч, ключ).
5) Письмо от почтальона Печкина с карточками-словами для чтения.
6) Карточки-предлоги на доске (В, НА, ЗА, ПОД, НАД).
7) Схемы слов: 3х сложная и СГ–СГ–СГ–СГ.
8) Конверты с буквами Ч–Щ.
9) Корзина.
10) Мяч.
11) Указка, магниты.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:
1) Зеркала;
2) Ёлки, нарисованные на листах формата А-4;
3) ,,Шарики ёлочные'' – разноцветные круги из цветной бумаги (для поддувания);
4) Индивидуальные карточки (для чтения слоговых цепочек).