Современное образование постоянно претерпевает различные изменения в своей структуре и требованиях. С 2009 года, с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения (далее - ФГОС НОО) на первый план выдвигается несколько типов результатов: предметные, метапредметные и личностные. К метапредметным результатам относятся познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД. Для получения всесторонне развитого и социализированного обучающегося важно работать над развитием и формированием всех этих видов.
Ключевым моментом в формировании метапредметных результатов является организация проектной и учебно-исследовательской деятельности, в процессе которой, в том числе, протекает самообразование обучающегося. Учебно-исследовательская деятельность предполагает работу над разнообразными проектами в соответствии с познавательными интересами обучающихся. [2] Г.И. Щукина определяет познавательный интерес как «избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями». [3, С. 55] У младших школьников в первом классе присутствует желание быть успешным в учебе. Ученик уверен, что у него все должно получиться хорошо и очень переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины. Поэтому развитие познавательного интереса является важным фактором в обучении, так как от его уровня напрямую зависит успешность обучения младшего школьника.
Для развития познавательного интереса возможно организовать учебно-исследовательскую деятельность на уроках математики через нетрадиционные формы уроков. К таким формам можно отнести: урок-экскурсию, урок-путешествие, урок-сказку.
В курсе математике начальных классов есть ряд вопросов, изучение которых возможно через организацию особой формы обучения - проведение учебной экскурсии. Учебные экскурсии необходимо проводить в том случае, если нужно организовать наблюдение и изучение различных объектов или явлений в реальных условиях. Помимо этого, уроки-экскурсии служат отличным средством развития познавательного интереса обучающихся: такие уроки проводятся за пределами классного кабинета, обучающиеся могут свободно передвигаться и общаться, контактировать с предметами окружающего их мира.
В Педагогическом энциклопедическом словаре понятие учебной экскурсии определяется как «форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях». [1, С. 469]
Учебные экскурсии считаются эффективной формой организации образовательного процесса, в связи с чем определяют ряд функций, среди которых можно выделить основные:
- Реализация принципа наглядности обучения, так как в процессе экскурсии обучающиеся имеют возможность взаимодействия с изучаемыми предметами или явлениями.
- Учебные экскурсии способствуют повышению научности обучения и обеспечивают взаимосвязь изучаемого материала с жизнью младших школьников.
Учитывая функции учебной экскурсии, рассмотрим особенности ее организации на уроках математики в начальной школе.
Математические экскурсии направлены на:
- развитие наблюдательности, внимания, памяти;
- совершенствование мышления, речи;
- улучшение ориентировки в явлениях в окружающей действительности;
- развитие умения самостоятельно открывать новое для себя математическое знание, в том числе из программного материала;
- улучшенное понимание учебного материала, осмысление, усвоение его;
- формирование исследовательских умений.
Учебная экскурсия на уроках математики состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения.
На этапе вступления происходит освещение темы экскурсии, раскрытие основных изучаемых вопросов и их конкретизация. Вступление должно быть ярким и лаконичным по форме и актуальным по содержанию. Учитель должен стремиться к тому, чтобы сразу привлечь внимание экскурсантов, так как начало экскурсии – момент, когда у экскурсантов складывается первое впечатление об экскурсии.
В основной части сочетаются показ, рассказ и практическая деятельность. Ее содержание состоит из отдельных подтем, которые раскрываются на объектах и объединены главной темой. Освещение каждой экскурсионной подтемы в экскурсии целесообразно завершать обобщением материала – выводом.
Во время математической экскурсии можно организовать:
- Наблюдения в природе (выявление закономерностей между величинами; особенности наблюдаемых фактов: размер и расположение объектов по отношению друг к другу, взаимосвязь предметов в пространстве и много другое).
- Практику учеников, в ходе которой они накапливают знания, жизненный опыт, познавая мир через ощущения, контакт.
На заключительном этапе экскурсии подводятся итоги и делаются выводы по теме, которые оформляются и представляются в виде рисунков, диаграмм, презентаций и прочего.
На уроках математики наиболее часто используются исследовательские экскурсии. Рассмотрим подробнее структуру исследовательской экскурсии, которую в начальной школе лучше всего организовывать не дольше 45 минут:
- Сообщение темы и задач экскурсии (2 минуты);
- Вводная беседа (5-7 минут);
- Самостоятельная работа учащихся (15 минут);
- Отчет о проделанной работе (8-10 минут);
- Дополнительное сообщение учителя (3-5 минут);
- Заключительная беседа (5 минут);
- Домашнее задание (1-3 минуты).
Учитель на таком уроке является организатором самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности учеников. Поэтому педагоги не дают готовые ответы, а только предлагают ученикам различного вида вопросы.
Уроки-экскурсии для наибольшей продуктивности лучше организовывать в групповой форме работы с четким распределением ролей. Например, для темы, связанной с решением задач возможен следующий вариант распределения ролей в группе из шести человек:
- первый ученик придумывает задачу на предложенную учителем тему;
- второй — изображает условный рисунок к ней;
- третий — делает для нее схему;
- четвертый — выполняет для точности схемы необходимые измерения;
- пятый — записывает арифметическое решение;
- шестой — оформляет ответ задачи.
После чего результаты работы представляются перед всеми группами и оцениваются.
Из всего вышесказанного вытекает, что образовательные экскурсии по математике – одна из форм процесса познания, создающая условия для органичного, непосредственного получения, добывания учениками знания через собственные ощущения объективной реальности.
Обучение младших школьников математике на основе программы, с включением разных форм организации образовательного процесса, в том числе уроков-экскурсий, способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Обучающиеся научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
Список литературы:
- Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - 3-е изд., стер. - Москва : Большая российская энциклопедия, 2016. - 527 с.
- Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://infourok.ru/statya-predmetnie-lichnostnie-i-metapredmetnie-rezultati-obucheniya-1115107.html. Дата обращения: 28.11.2019
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в образовательном процессе: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 2015. - 160с.