Время реализации проекта: весенний период.
Продолжительность проекта: 1 месяц.
Вид проекта: краткосрочный, практико-ориентированный проект.
Участники проекта: воспитанники группы, воспитатель Елина Зинаида Ивановна.
Направленность работы: исследовательская.
Проблема: что происходит с деревьями весной, что такое почки, почему появляются листочки, как это происходит.
Цель проекта:
1. Формировать бережное отношение к окружающему миру природы.
2. Формировать представление детей о том, что дерево – живой организм, и об условиях, необходимых для его существования в природе (вода, тепло).
3. Показать значение воды и тепла для распускания листьев на деревьях.
4. Развивать наблюдательность, способность экспериментировать.
Программные задачи:
1. Формировать представление о лиственных деревьях, показать их развитие в весенний период.
2. Обнаружить изменения в состоянии веток - почки на веточке (спят), показать значение воды в жизни растений, поставить на свет.
3. Вызвать у детей познавательный интерес к явлению распускания листьев на деревьях.
Ожидаемый результат: После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствую распусканию листьев на деревьях (свет, вода, тепло).
Формы работы: Рассматривание, сравнение, опыт, наблюдение, уход.
Перспективное планирование:
1. Наблюдение за деревьями: в группу, после прогулки, внести несколько веточек березы. Поставить в баночку с водой.
2. Определение, в каких условиях появляются листья из почек.
3. Рассматривание картинок «Деревья», на которых изображены деревья и листья.
4. Сравнение темпов появления листьев на разных деревьях.
6. Вывод.
7. Фотоочет.
Этапы исследования
1 этап. Постановка проблемной ситуации
Наблюдение за почками деревьев и кустарников.
Цель: расширять знания детей о деревьях и кустарниках; сравнить, их почки. Способствовать повышению интереса к исследованию.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, организует беседу.
Я, раскрывая почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня. (весна)
• О каком времени года говорится в загадке?
- Ребята, назовите части деревьев и кустарников.
- Они маленькие или большие?
- Предложить понюхать почки. Как они пахнут?
- Предложить осторожно потрогать почки. Какие они?
- Хотите быстрее увидеть листочки этих деревьев. Как это можно сделать? Что нужно для того, чтобы листочки появились раньше.
Давайте, возьмём несколько веточек в группу и посмотрим, что произойдёт.
Вывод. Заметили, что почки у берёзы - совсем маленькие, черные.
1. Поставили в воду веточки березы: берёзы. Создали условия для распускания первых листочков из почек на ветках.
Целью данного опыта являются: обнаружить изменения в состоянии - почки на веточке (спят, показать значение воды в жизни растений, поставить на свет).
Каждый день наблюдали, как почки увеличиваются и скоро появиться первые листочки.
2. Прошла неделя: На веточках берёзы почки ещё целы, но видим зелёные полосочки, почки немного увеличились в размере.
3. Прошло две недели: на веточках берёзы - вышли зеленые листочки.
3 этап. Вывод по исследовательской деятельности
1. Беседа с детьми
Воспитатель. Ребята, посмотрите на наши веточки и на деревья на улице. Чем они отличаются? Как вы думаете, почему на наших веточках листочки появились быстрее?
Дети сами сделали вывод, что для того, чтобы распустились листья, нужны тепло, свет и вода.
Затем объясняю детям, что одним из важнейших свойств воды - давать жизнь всему живому.
2. Наблюдения за деревьями и кустарниками поздней весной.