Цель занятия: создание условий, позволяющих обучающимся сформировать положительную мотивацию к учению, делиться своими чувствами с окружающими и обсуждать вызывающие их причины.
Оборудование: интерактивная доска, презентация (приложение 1) магнитная доска, 8 компьютеров с комплексом компьютерных психодиагностических программ Эффектон Студио, плакаты для практической работы.
Используемые приемы и методы: метод незаконченных предложений, тест «Анкета школьной мотивации Н.Г.Лускановой», метод визуализации «Формула успеха», упражнение «Свеча», наглядный метод, словесный метод (дискуссия), рефлексия.
Целевая аудитория: обучающиеся 4-5-х классов.
Время: 30-40 минут.
Ход занятия
Вступительное слово психолога: Дорогие ребята, я сейчас приглашаю вас отправиться в необычное морское путешествие.
Введение в проблему: Перед тем, как занять места, прошу вас выполнить следующее упражнение:
Упражнение «Поменяйтесь местами те, …»
- Кому нравится в школе…
- Кто всегда с радостью идет в школу…
- Кому нравится, когда отменяют в школе какие-нибудь уроки?
- Кто хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
- Кто часто рассказываешь о школе родителям?
- Кто хотел бы, чтобы у вас был менее строгий учитель?
- Кому нравятся одноклассники?
Психолог: Ребята во время нашего путешествия мы постараемся не только отдохнуть, но и получить ответы, например, Как справляться с некоторыми трудностями школьной жизни? Но, чтобы наше путешествие было комфортным, предлагаю познакомиться с правилами экипажа нашего корабля.
Упражнение «Правила экипажа»
Цель: разработка правил работы в группе.
Любое путешествие будет удачным, если каждый участник будет соблюдать правила, так как мы – один экипаж, и нам нужно договориться, как мы будем общаться друг с другом.
Правила экипажа:
- Правило поднятой руки (внимание)
- Один говорит, другие внимательно слушают.
- Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай мнение других.
- Активное участие каждого члена экипажа.
- Взаимная поддержка и одобрение.
- Храним чужие секреты – конфиденциальность.
Психолог: Ну, теперь все заняли свои места. - Перед отплытием давайте улыбнемся и поприветствуем друг друга! (помашем ладошками) и в хорошем настроении можем отправляться в плавание...
- К отплытию готовы! (Звук корабля) У нас на пути остров «Мотивационный»
Остров «Мотивационный»
Метод: методика «Незаконченные предложения».
Цель: диагностика преобладающих мотивов в учении обучающихся.
Педагог-психолог: Ребята, сейчас я вам хочу предложить прочитать начало каждого предложения и закончить его.
Детям даются задания на карточках.
- В свободное время я занимаюсь…
- Все познать невозможно, но хочется знать…
- Учусь в школе для того (что бы?)….
- Мои любимые книги (и почему?)…
- Мне нравиться, когда меня хвалят за…
- Я бы не учился, если бы не…
- «Хорошие» оценки – это результат...
- Я буду активным на уроке, если...
Остров «Гипотетический»
Метод: дискуссия «Что случится, если не ходить в школу».
Цель: формирование положительной школьной мотивации.
Педагог-психолог: На пути у нас необычный остров «Гипотетический». Я вам предлагаю для обсуждения не совсем обычную ситуацию: - Что случится, если не ходить в школу?
Дети делятся на 2 группы. Назначаются помощники капитана корабля. Каждый в команде высказывает свое мнение. Выслушиваются все суждения. Капитан (педагог-психолог) отмечает самые оригинальные версии.
Рефлексия: Какова же роль знаний в жизни человека? Что вы можете сказать по этому поводу?
Остров «Формула успеха»
Метод: метод визуализации «Формула успеха».
Цель: снятие эмоционального напряжения, обучение навыкам саморегуляции (настрой самого себя на учёбу).
Педагог-психолог: Умение одобрять, подбадривать и вдохновлять самого себя это очень помогает в любой деятельности, в том числе и учебной. Вспоминая и эмоционально подкрепляя действия, которые в прошлом приводили к успеху, мы можем вдохновить себя на дальнейшие достижения. Давайте попробуем отработать это на примере…
Упражнение «Формула успеха» (муз.фон.)
1. Вспомните событие, когда вы достигли успеха, проявив настойчивость, целенаправленность, смекалку и т.п. Вспомните ваше эмоциональное состояние (удовлетворение, подъём), в котором пребывали в ситуации успеха и победы на уроках, конкурсах или соревнованиях…
2. Похвалите самого себя… Скажите самому себе несколько приятных слов…
3. Убедите себя и дальше так работать над собой и в школе и вне школы (например, проявить настойчивость, упорство, целенаправленность и т.п.).
Рефлексия: Что вы чувствовали во время выполнения этого упражнения? Что вас удивило?
- Ребята, это ваш новый ресурс, который поможет вам саморегулироваться, поможет вам настроится на успех.
Остров «Позитивный»
Метод: Упражнение «Позитивные мысли».
Цель: развитие осознания сильных сторон своей личности.
Ход упражнения
Педагог-психолог: Вот мы приплыли к острову «Позитивный». Ребята, каждый отдельный человек уникален, обладает собственными чертами характера и множеством положительных личностных качеств, которые помогают им в любой деятельности: в работе, учебе, игре…Я хочу каждому из вас предложить оценить себя как ученика, в этом вам поможет фраза «Я горжусь собой за то…».
Каждый ребенок проговаривает данную фразу, давая себе положительную оценку в учебной деятельности (Если ученик не сможет себя оценить, ему дают оценку остальные члены экипажа, при этом используется упражнение «Позитивный стул»).
Рефлексия: Трудно ли было говорить о положительных сторонах своей личности? Сложно ли было говорить о себе? Ребята, это еще один ресурс, который поможет вам в вашей школьной жизни.
Остров «Ассоциативный»
Цель упражнения: формирование положительного отношения к статусу «ученик».
Метод: работа с плакатом (наглядный, словесный метод)
Ход упражнения
Практическая часть
Педагог-психолог предлагает детям придумать ассоциацию на слово «Идеальный ученик». Дети на цветных лепестках записывают ассоциации на слово «Идеальный ученик» и прикрепляют к плакату. Педагог-психолог предлагает ученикам поделиться своими мыслями.
Рефлексия: Вызвало ли трудности — это упражнение?
Бухта «Эффектон»
Цель: выявления уровня мотивации к школьному обучению на завершающем этапе.
Метод: тест «Анкета школьной мотивации Н.Г.Лускановой» с использованием комплекса Эффектон Студио.
Ход упражнения
Педагог-психолог: Вот, наконец, мы приблизились к бухте «Эффектон». Ребята, я вам предлагаю по маршрутным листам выполнить 1 задание в каютах нашего корабля.
Ребятам даются маршрутные листы «Эффектон», дети садятся за компьютерные столы и выполняют задания пакета «Личность», тест «Анкета школьной мотивации Н.Г.Лускановой»
Время - 5 мин.
Рефлексия.
Остров «Успешный»
Метод: упражнение «Свеча», аудиальный метод (муз.фон «Тепла! Добра! Любви!»)
Ход упражнения
Упражнение «Свеча»
Педагог-психолог: Ребята! Наше путешествие подошло к концу. Предлагаю высказаться по итогу нашего путешествия. Что для вас было полезным? С чем вы уйдете?
Педагог-психолог по кругу передает участникам «зажженную» свечу, дети заканчивают высказывания по итогу занятия… Именно сегодня! Я…
Педагог-психолог: Спасибо за ваши высказывания. На нашем корабле для вас подготовлены талисманы – спасательные круги. Подойдите, пожалуйста, к кораблю и выберите понравившийся талисман-пожелание.
Спасибо за работу, успехов в учебе.